№ 2-133/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2012г. г.Углич
Мировой судья Судебного участка № 3 Угличского района Ярославской области Решетникова О.Д.
при секретаре Смоляниной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угличского межрайонного прокурора в интересах Городной И. В. и несовершеннолетней Городной К. С. к МУ «Управление социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района» о взыскании ежемесячного пособия на детей от 1,5 до 3 лет, проживающих на территории Угличского муниципального района и не посещающих дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием в них свободных мест, по медицинским показаниям либо в связи с отсутствием в населенных пунктах дошкольных образовательных учреждений,
установил:
Угличский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Городной И. В. и несовершеннолетней Городной К. С. к МУ «Управление социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района» о взыскании задолженности по ежемесячному пособию на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающего дошкольное образовательное учреждение в связи с отсутствием в них свободных мест. Истец указал, что Городная И.В. является матерью несовершеннолетнего ребенка -Городной К.С. <ДАТА> года рождения и получателем указанного пособия на ребенка в сумме <СУММА> ежемесячно на основании Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, проживающих на территории Угличского муниципального района и не посещающих дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием в них свободных мест, по медицинским показаниям либо в связи с отсутствием в населенных пунктах дошкольных образовательных учреждений» (далее - Положение от 10.10.2008г.), утвержденного решением Думы Угличского муниципального района от 10.10.2008г. № 487г. Пособие на ребенка назначено Городной И.В. с <ДАТА1>, но не выплачивалось. Задолженность по выплате пособия за период <ПЕРИОД> составляет <СУММА1>. Эту сумму истица просила взыскать с ответчика.
В судебном заседании помощник Угличского межрайонного прокурора Бондаренко О.В. исковые требования поддержала.
Городная И.В. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела была извещена.
Представитель ответчика - МУ «Управление труда и социальной защиты Администрации Угличского муниципального района» в суд не явился. От начальника Управления Ушаковой Л.В. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. С исковыми требованиями согласна.
Представитель третьего лица - Администрации Угличского муниципального района в суд также не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. организация предоставления общедоступного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Данное положение также закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. Аналогичные нормы права содержатся также в п.п. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Положениями п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях, установленных законом, они могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В Угличском муниципальном районе не обеспечивается в полном объеме общедоступность, бесплатность дошкольного образования в связи с отсутствием свободных мест в детских садах. Данное обстоятельство является общеизвестным фактом. Место в дошкольном учреждении Городной К.С. не было предоставлено ввиду отсутствия свободных мест.
В связи с этим, решением Думы Угличского муниципального района от 10.10.2008г. № 487 было введено пособие гражданам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих детские образовательные учреждения в размере <СУММА> за счет средств бюджета района.
В силу ч.2 ст. 30 Устава Угличского муниципального района муниципальные правовые акты в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального района. Решениями Думы Угличского муниципального района от 25.12.2008г. и от 24.12.2009г. «О бюджете Угличского муниципального района» запланированы средства на выплату указанного пособия и на 2009г., и на 2010г. в размере 500 тыс. руб. и 200 тыс. рублей соответственно. Следовательно, органы местного самоуправления в установленном законом порядке приняли на себя соответствующие обязательства в соответствии с решением Думы от 10.10.2008г., но не исполнили их. В силу п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ данные расходные обязательства должны были исполняться за счет собственных средств и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Суд приходит к выводу, что решение Думы Угличского муниципального района от 10.10.2008г. подлежало исполнению в 2009- 2010 годах .
Тот факт, что решением Думы Угличского муниципального района от 02.11.2010г. № 231 решение от 10.10.2008г. № 487 отменено, и обязанность по назначению и выплате пособия в настоящее время прекращена, значения для данного спора не имеет, так как исковым требованием прокурора является выплата заинтересованному лицу пособия по <ДАТА2>.
В своем определении от 22.04.2005г. № 206 -О Конституционный суд РФ указал, что федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, разумности и реальности, а Российская Федерация как правовое государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Поэтому законодатель вправе приостановить действие финансовоемких норм, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Основываясь на этом, орган местного самоуправления вправе был приостановить действие взятого на себя обязательства по выплате пособия из-за отсутствия бюджетных средств, но в указанный в иске период не сделал это. Следовательно, обязан был исполнять данное публично-правовое обязательство.
Суд приходит к выводу, что исковые требования Городной К.С. подлежат удовлетворению. Наличие перед истицей задолженности по выплате пособия в указанной в иске сумме подтверждается справкой МУ «Управление социальной политики и труда» от 21.02.2012г. При определении надлежащего ответчика по делу суд учитывает, что в п. 1.2 Положения, утвержденного решением Думы Угличского муниципального района от 10.10.2008г. № 487, указано, что пособие назначается и выплачивается управлением социальной политики и труда администрации Угличского муниципального района. В соответствии с п. 1.5 Положения о муниципальном учреждении «Управление социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района», утвержденном Постановлением Главы Угличского муниципального района № 834 от 28.08.2008г. Управление является распорядителем и получателем соответствующих бюджетных, а также внебюджетных средств в соответствии с действующим законодательством. В бюджетах Угличского муниципального района, утвержденных решениями Думы Угличского муниципального района на 2009г. и на 2010г., МУ «Управление социальной политики и труда» указано в качестве распорядителя бюджетных средств, запланированных на выплату данного пособия. В связи с этим, мировой судья приходит к выводу, что МУ «Управление социальной политики и труда» является надлежащим ответчиком по делу.
Иск к МУ «Управление социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района» подлежит удовлетворению.
От уплаты госпошлины ответчик освобожден в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23, 194-198 ГПК РФ, мировой судья
решил:
Взыскать с МУ «Управление социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района» в пользу Городной И. В. сумму задолженности по выплате пособия на ребенка от 1,5 до 3 лет, проживающего на территории Угличского муниципального района, и не посещающего дошкольное образовательное учреждение в связи с отсутствием свободных мест, по медицинским показаниям либо в связи с отсутствием в населенных пунктах дошкольных образовательных учреждений - <СУММА1>.
Решение может быть обжаловано в Угличский районный суд Ярославской области через мирового судью в течение 10 дней со дня вынесения.
Мировой судья Судебного участка № 3
Угличского района О.Д. Решетникова