Дело № 2-2746/2023
11RS0002-01-2023-002706-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поляковой Н.В.
при секретаре судебного заседания Матюшкиной А.Э.,
с участием представителя истца Коржанова О.В.,
с участием представителя ответчика Прохорова П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте Республики Коми 26 октября 2023 года гражданское дело № 2-2746/2023 по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Воркутауголь» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Воркутинский транспортный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Воркутауголь» о возложении обязанности течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать указателями и предупредительными надписями, а также тактильно-контрастными наземными указателями по ГОСТ Р 52875 пешеходные переходы на железнодорожных переездах: №3, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2км. перегона ст.Примыкание-ст.Южная и автомобильной дороги по ул. Транспортная (транспортная развязка 67 параллель»; №5, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км. перегона ст.Примыкание- ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул. Печорская; №7, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 3 км. перегона ст.Примыкание – ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул.Проминдустрии.
В обосновании требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования АО «Воркутауголь» выявлены нарушения: железнодорожные пешеходные переходы на железнодорожных переездах не оборудованы предупредительными надписями, знаками (указателями, плакатами) о наличии пешеходного перехода, на железнодорожных переездах перед пересечением пешеходных путей с железнодорожными путями не установлены тактильно-контрастные наземные указатели или изменения фактуры поверхности пешеходного пути. Требования к оборудованию предупредительными надписями и тактильно-контрастными наземными указателями установлены СП 227.1326000.2014, СП 59.133330.2020, которые обязательны для исполнения ответчиком.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», ОГИБДД ОМВД по г.Воркуте.
Ответчик не согласился с иском, представил возражения. В возражениях указано, что в соответствии с п.7 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 31.05.2015 №237 (далее – Условия), железнодорожные переезды общества оборудованы соответствующими устройствами в соответствии с условиями эксплуатации железнодорожных переездов. Пунктом 27 Условий предусмотрено, что при расположении железнодорожных переездов в населенных пунктах и на подходах к ним автомобильной дороги, имеющей тротуары, железнодорожные переезды обустраиваются пешеходными дорожками владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Иных требований к пешеходным дорожкам Условия не содержат. Общество не обязано обустраивать железнодорожные переезды пешеходными переходами, Свод правил СП227.1326000.2014 не распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильные дороги и инженерные сети, пересекающие пути, если данные пути, объекты, автодороги и инженерные сети не являются объектом реконструкции или его неотъемлемой реконструируемой частью. Железнодорожные переезды не являются действующими и не являются объектом реконструкции, Свод правил не применим к обществу. У общества отсутствует обязанность оборудовать указателями и предупредительными надписями о наличии пешеходного перехода, а также тактильно –контрастными указателями. Свод правил СП5913330.2020 СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН. Железнодорожные переезды не являются ни зданиями, ни сооружениями, не являются частью каких-либо общественных, жилых или производственных зданий или иных объектов социального назначения, и не располагаются на территории или внутри таких зданий, объектов, а расположены в местах пересечений железнодорожных путей необщего пользования АО «Воркутауголь» и автомобильных дорог необщего пользования МОГО «Воркута». На Ответчика не распространяется ч.2 ст.12 Закона о тех.регламенте, так как общество не предоставляет каких-либо услуг инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями. Просят в иске отказать.
В судебном заседании представитель истца настаивал на требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в возражения, просила в удовлетворении требований отказать.
Третьи лица представителей в суд не направили.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с ч.2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (ч.1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Согласно п.10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.01.2022 N 20, проезд и переход граждан через железнодорожные пути, допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4 ст. 21 Федерального закона 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237 утверждении Условия эксплуатации железнодорожных переездов, пунктом 27 которых установлено, что при расположении железнодорожных переездов в населенных пунктах и на подходах к ним автомобильной дороги, имеющей тротуары, железнодорожные переезды обустраиваются пешеходными дорожками владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства (п.79 Условий).
В соответствии с п.3.8 СП 227.1326000.2014, утвержденных приказом Минтранса РФ от 02.12.2014 №333, железнодорожный пешеходный переход (пешеходный переход через железнодорожные пути): пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов.
Согласно п.5.23 СП 227.1326000.2014 при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных переездов в населенных пунктах при подходе к ним автомобильной дороги, имеющей тротуары, железнодорожные переезды следует обустраивать железнодорожными пешеходными переходами. Железнодорожные пешеходные переходы на переездах должны быть оборудованы звуковой сигнализацией и пешеходными светофорами. При наличии тротуаров с двух сторон автомобильной дороги, на переезде следует обустраивать железнодорожные пешеходные переходы с каждой стороны автомобильной дороги. Ширина железнодорожного пешеходного перехода должна быть не менее 1м.
Пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: - железнодорожный пешеходный переход (в одном уровне с железнодорожными путями); - пешеходный мост над железнодорожными путями; - пешеходный тоннель под железнодорожными путями. (п.61. СП 227.1326000.2014)
Железнодорожные пешеходные переходы, размещаемые в одном уровне с верхом головки рельсов, в зависимости от интенсивности пешеходного потока и интенсивности движения поездов подразделяются на 3 категории, приведенных в таблице 2. (п.6.2 СП 227.1326000.2014).
Наземные пешеходные переходы 3-ей категории состоят из настила. Допускается дополнительно устанавливать ограждения и искусственное освещение. Информационная система пешеходных переходов 3-ей категории включает в себя предупредительные надписи, знаки (указатели, плакаты).
Судом установлено, что АО «Воркутауголь» является собственником железнодорожных путей необщего пользования, на которых располагаются железнодорожные переезды:
№3, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2км. перегона ст.Примыкание-ст.Южная и автомобильной дороги по ул. Транспортная (транспортная развязка 67 параллель»;
№5, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км. перегона ст.Примыкание- ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул. Печорская;
№7, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 3 км. перегона ст.Примыкание – ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул.Проминдустрии, что подтверждается представленными в материалы дела карточками на железнодорожные переезды, свидетельством о государственной регистрации права собственности на производственное сооружение – подъездные пути широкой колеи ОАО «Воркутауголь» (ПТУ) длиной 182.185 км.
Автомобильная дорога на указанных железнодорожных переездах имеет тротуары, что не оспаривалось сторонами.
В ходе проверки, проведенной транспортным прокурором г.Воркуты, установлено, что пешеходные переходы на данных железнодорожных переездах не оборудованы предупредительными надписями, знаками (указателями, плакатами) о наличии пешеходного перехода.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что на указанных железнодорожных переездах оборудованы настилы, однако, предупредительных надписей, знаков (указателей, плакатов) не имеется.
По доводам представителя ответчика настилы не являются пешеходными переходами, и у Общества нет обязанности оборудовать данные участки пешеходными переходами, и, соответственно, знаками о наличии пешеходного перехода.
Доводы ответчика суд находит необоснованными.
Из вышеприведенных норм права следует, что железнодорожный пешеходный переход есть пересечение на одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, который может быть оборудован в виде настила (п.3.8, п.5.23, п.6.3 СП 227.1326000.2014), а предупредительная надпись входит в информационную систему пешеходного перехода.
Обязанность установить предупредительные надписи о пешеходном переходе установлена вышеприведенными нормами права.
Суд отклоняет доводы ответчика об отсутствии у него обязанности оборудовать пешеходные дорожки информационными знаками по причине нераспространения на него Свода правил СП 227.1326000.2014.
Обязанность оборудовать пешеходный переход указателями и предупредительными надписями установлена также и Приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", согласно п.35 которого на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования пешеходные переходы в одном уровне с железнодорожными путями оборудуются пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями.
В силу п.5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушением зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Согласно п.6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
По смыслу приведенных норм устройство тактильно – контрастными наземными указателями по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками – это дублирование информации для инвалидов с нарушением зрения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Указанный истцом срок для исполнения ответчиком заявленных обязанностей суд, учитывая объём подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, полагает разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Определяя размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что подлежат удовлетворению требования неимущественного характера, следовательно, размер государственной пошлины составляет 6000,00 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
обязать АО «Воркутауголь» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать указателями и предупредительными надписями, а также тактильно-контрастными наземными указателями по ГОСТ Р 52875 пешеходные переходы на железнодорожных переездах:
№3, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2км. перегона ст.Примыкание-ст.Южная и автомобильной дороги по ул. Транспортная (транспортная развязка 67 параллель»;
№5, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км. перегона ст.Примыкание- ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул. Печорская;
№7, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 3 км. перегона ст.Примыкание – ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул.Проминдустрии.
Взыскать с АО «Воркутауголь» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в сумме 6000,00 руб. (шесть тысяч рублей).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме – 24.07.2023.
Председательствующий Н.В. Полякова