Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5461/2023 ~ М-3220/2023 от 13.04.2023

    Дело № 2-5461/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                        24 июля 2023 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Железняк Ю.В.
при помощнике судьи Кузембаевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярсиной Г.С. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования России по Тюменской области о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении пенсии

установил:

Ярсина Г.С. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования России по Тюменской области обратилась в суд (далее - ОСФР по Тюменской области) о признании решения Пенсионного фонда Российской Федерации Государственного Учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области от «ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 1ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;    с ДД.ММ.ГГГГ п ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 1ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,    с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - трудовая деятельность <данные изъяты>» в должности – охотник, дающей право на досрочное назначение пенсии, о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что истец обращалась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области с заявлениями о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, однако было отказано, поскольку не выработан требуемый стаж. Некоторые периоды не засчитаны, поскольку в данный период не сдавалась пушнина. Полагает, что ее права нарушены.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Центрального районного суда http://centralny.tum.sudrf.ru/ (раздел «Судебное делопроизводство»).

В судебном заседании представитель ответчика Березин В.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При определении территории, относящейся к районам Крайнего Севера, применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (далее по тексту также Перечень N 1029 от 10 ноября 1967 г.).

Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Енисейский район Красноярского края отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.

Пунктом 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период работы истца), пенсии назначаются и выплачиваются рабочим, служащим и другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование.

В соответствии с пунктом 16 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Из пункта 108 указанного Положения следует, что в стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

Судом установлено, что согласно трудовой книжке истец принята в <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ промысловым охотником и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уволена не была.

Факт работы истца в течение всего указанного в трудовой книжке периода в должности охотника промысловика также подтвержден: справкой уточняющей характер работы, пояснительной запиской.

В материалы дела представлены справки о том, что Ярсина Г.С. проживает в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, относится к малочисленным народам Севера.

Работа охотника-промысловика не включена ни в Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. N 381, ни в Перечень сезонных работ, утвержденных Постановлением НКТ СССР от 11 октября 1932 г. N 185.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19 июля 1983 г. N 156/15-28 «Об утверждении раздела «Работы и профессии рабочих в животноводстве» утверждены должностные обязанности и требования, предъявляемые к должности охотник промысловый, а именно: отстрел и отлов зверей, животных и птицы. Поддержание в постоянном рабочем состоянии снастей, капканов, плашек, кулемок и других орудий лова. Изготовление, ремонт и установка самоловных орудий. Разборка и сборка охотничьего оружия. Разработка, изыскание и составление маршрутов движения на закрытой местности в охотоучастках. Прогнозирование добычи. Прокладка охотничьих троп. Первичная обработка промысловой продукции.

Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 788/33-70 (действовавшим в спорный период) были утверждены рекомендации о порядке и условиях оплаты труда промысловых охотников и заключенных с ними трудовых договоров.

Согласно Рекомендациям, рабочее время промыслового охотника в течение года условно разделяется на промысловый период и время выполнения дополнительных работ. Промысловый период включает в себя: время промыслового сезона, продолжительность которого устанавливается на основании решений Советов Министров АССР, обл(край)исполкомов в соответствии с действующими правилами охоты; время выполнения подготовительно-заключительных работ, устанавливаемое администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Оплата труда охотников должна производиться: за промысловый период - по закупочным ценам за заготовленную продукцию; за время выполнения дополнительных работ - по условиям оплаты труда, предусмотренным для рабочих той отрасли, к которой эти работы относятся по характеру производства, в порядке, установленном разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 10 октября 1960 г. N 45/26. На суммы, причитающиеся промысловым охотникам в качестве оплаты труда, начисляются страховые взносы по государственному социальному страхованию. Средства государственного социального страхования образуются из взносов предприятий без каких-либо вычетов из заработной платы рабочих и служащих. Указанные суммы, в том числе и за заготовленную промысловую продукцию по закупочным ценам, включаются для подсчета среднего заработка при исчислении пенсии. При этом пенсии промысловым охотникам исчисляются в порядке, предусмотренном для работников, рабочее время которых не поддается учету, то есть из фактического заработка, но не более чем из полутора месячных окладов, указанных в пункте 1 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 788/33-70.

Суд, установив из совокупности исследованных доказательств, что в спорные периоды истец работала охотником промысловым в организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о включении спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Доводы ответчика о том, что в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не могут быть включены периоды работы, в которых истцу не начислялась заработная плата, поскольку за указанные периоды не производились отчисления страховых взносов, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.

В соответствии со статьей 100 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденных Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII, все рабочие и служащие подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Государственное социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет государства. Взносы на социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями без каких-либо вычетов из заработной платы рабочих и служащих. Неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не лишает рабочих и служащих права на обеспечение по государственному социальному страхованию.

Аналогичная позиция содержится в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализации прав граждан на трудовые пенсии», в котором указано, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Регламентируя правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что на момент обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло право на назначение пенсии, данные требования также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ярсиной Г.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Пенсионного фонда Российской Федерации Государственного Учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости

Обязать ОСФР по Тюменской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Ярсиной Г.С. (паспорт ) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ п ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 1ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 01,03.2018 по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - трудовая деятельность в <данные изъяты>» в должности – охотник-промысловик, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

                                Председательствующий                Ю.В. Железняк

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2023 года.

2-5461/2023 ~ М-3220/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ярсина Галина Сергеевна
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по ТО
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Железняк Юлия Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Подготовка дела (собеседование)
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023Дело оформлено
15.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее