Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
03 июня 2022 года <адрес>
Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора ФИО5, представителей ответчика ФИО6, представителя 3-лица – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г. по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Горковское о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения многоквартирного дома, обязании провести страховочные мероприятия,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации муниципального образования Горковское о признании незаконными распоряжения Администрации муниципального образования Горковское от ДД.ММ.ГГГГ №-р (с изменениями внесенными распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р) «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес>» в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года, возложении на ответчика обязанности в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, установить дату расселения указанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ, и выполнить страховочные мероприятия и работы по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик свай, бруса обвязки и цокольного перекрытия в многоквартирном <адрес> в <адрес> для устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела МУП МО Горковское «Партнер», 3-и лица ФИО4, ФИО11, некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства <адрес>», департамент строительства и жилищной политики <адрес> своих представителейв судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. Суд с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Прокурор ФИО5 в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО6, возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала что, спорный дом включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к расселению до 2025 года. В настоящее время в данном доме фактически проживает две семьи. Поскольку с собственниками данных квартир достигнуто соглашение о получении ими возмещения за их квартиры, вопрос об их расселении не стоял на обсуждении органов местного самоуправления. Получения возмещения за жиль\е возмоно в рамках программы расселения, ввиду чего необходимо ожидать финансового обеспечения. Кроме этого указала, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о том, какие конкретные виды страховочных работ необходимо выполнить ответчику, в связи с чем просила в иске прокурора отказать.
Представитель 3-го лица ФИО3 исковые требования прокурора <адрес> не признал. Суду пояснил, что ответчиком и администрацией района предприняты исчерпывающие меры по включению жилых домов в комплексную программу по расселению жилых домов признанных аварийными и подлежащим сносу. Спорный дом включен в программу, на расселение жильцов заложены средства, которые будут предоставлены в рамках данных мероприятий для возмещения выкупной стоимости за жилые помещения. Ввиду отсутствия денежного финансирования на настоящий момент, выкупная стоимость жильцам дома не выплачена. Выполнение страховочных мероприятий считал нецелесообразным, так как фактически дом является непригодным для проживания.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО7, суду пояснил, что при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о возникновении чрезвычайной ситуации по аварийным домам, муниципалитетом объявляется режим ЧС и на органах местного самоуправления лежит обязанность по ликвидации чрезвычайной ситуации, в частности эвакуация граждан, проживающих в домах и другие меры. Внеплановые и экстренные совещания у нас проводятся по обращению лиц (собственников), письменного обращения на имя председателя комиссии по ЧС либо гражданина или физического или юридического лица. Однако указал, что в случае экстренной ситуации, работа по ликвидации аварии и таких ситуаций будет проводиться и без письменного заявления.
Представитель департамента строительства и жилищной политики <адрес> ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в письменных возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований прокурора, указав, что спорный дом включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищногофонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2025 году, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в связи с чем, сокращение сроков расселения аварийного дома в судебном порядке без учета возможностей органов местного самоуправления повлечет затруднения исполнения такого решения.
Директор некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства <адрес>» ФИО9 в отзыве на исковое заявление просил в иске прокурора отказать, указал, что при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, именно органами местного самоуправления должны предприниматься меры, направленные на предупреждения вреда жизни и здоровью граждан. Кроме этого указал на то, что данным спором права фонда не затрагиваются.
Привлеченная в качестве 3-го лица ФИО11, в письменном заявлении, поступившем в суд, пояснил, что требования прокурора поддержала частично, указала, что необходимо перенести срок их расселения до ДД.ММ.ГГГГ, проведение страховочных мероприятий в данном доме считала нецелесообразным, так как она согласилась на выплату ей возмещение, которое планируется в 2022 году.
Суд, выслушав явившихся участников дела, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частями 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской ФИО1 (далее по тексту – ЖК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст.2 ЖК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту – Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного п.42 Положения, – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №-а многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.9). По результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес>, установлено ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приведших до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также обрушение кровли по всей длине дома, деформация фундаментов, стен несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д.14).
Распоряжением Администрации муниципального образования Горковское от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>», срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ в данное распоряжение внесены изменения в части даты расселения, дата расселения определена до ДД.ММ.ГГГГ.
Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос № Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года сформулировал свою позицию следующим образом: в соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Данным положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.
Из представленной в материалы дела копии заключения специализированной организации ООО «Северспецпроект+» по результатам обследования основных конструкций жилого дома расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) усматривается, что помещения, в которых проживают жильцы дома, представляют реальную опасность для их жизни и здоровья по причине его недопустимого состояния. Физический износ конструктивных элементов многоквартирного дома составляет 72,2 %. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности ограждающих и несущих конструкций жилого дома к эксплуатации, жилой дом исчерпал свою несущую способность и находится в аварийном состоянии, является непригодным для проживания граждан и не может эксплуатироваться без нарушения прав и законных интересов граждан, а, также, не создавая угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем, по мнению суда, установление срока для отселения жильцов до 2025 является необоснованным и не отвечает требованиям разумности.
Суд считает, что состояние указанного дома, является крайним, в связи с чем нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают граждане, перешло в состояние, при котором произойдет обрушение, и которое может причинить вред жизни и здоровью человека.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора о признании незаконными распоряжение Администрации муниципального образования Горковское от ДД.ММ.ГГГГ №-р (с изменениями внесенными распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р) «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>» в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года, поскольку ответчиком обоснованность указания данного срока, с учетом фактического состояния дома, не доказана.
Учитывая тот факт, что данный дом уже включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2025 году, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, и в данном доме проживает две семьи, суд считает разумным установить срок расселения <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования о возложении обязанности по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик свай, бруса обвязки и цокольного перекрытия многоквартирного дома, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) также установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес> принадлежит на праве собственности гражданам.
Бремя содержания имущества, в том числе и аварийных жилых домов, в силу гражданского законодательства, лежит, в том числе и на собственниках жилья.
При этом, согласно п.6 и 8 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ, в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Федеральный закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п.2 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п.п."г", "е").
Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должны предприниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, то есть обрушения дома.
Как указано выше, в результате обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес> 2020 году было установлено, что техническое состояние подполья, крыши и чердачного перекрытия, наружных стен, внутренних помещений здания жилого дома являются недопустимым, инженерные конструкции не соответствуют требованиям безопасной эксплуатации, обследуемое здание имеет значительный перекос стен, выпучивание и отклонение их от вертикали. Выпучивание стен и простенков свидетельствует о перегрузке этих элементов, т.е. об их аварийности. Выявленные недостатки свидетельствуют о начале процесса потери устойчивости стен жилого дома, а также представляют опасность для несущей способности здания. Дальнейшая эксплуатация жилого дома в текущем состоянии способствует обрушению всех конструкций, расположенных выше уровня цоколя.
Обнаруженные во время осмотра дефекты, деформации конструкций здания свидетельствует о снижении несущей способности и устойчивости конструкций или здания, в связи с чем, это может привести к обрушению или нарушению нормальной работы.
Из изложенного следует, что фактическое состояние данного дома, подвергает риску причинения вреда здоровью, как проживающих в нем граждан, так и иных лиц, оказавшихся в данном доме.
В настоящее время в доме является фактически жилыми две квартиры, в которых постоянно проживает пенсионерка ФИО4 и ФИО11, которая суду пояснила, что проводить страховочные мероприятия в данном доме не имеет смысла, так как состояние дома непригодно для проживания, что также подтверждается и фотоматериалами.
Учитывая фактическое аварийное состояние жилого дома, при котором дальнейшее проживание в нем граждан является угрожающим для их безопасности, срок, который суд указал как разумный для расселения граждан данного дома, суд приходит к выводу о том, что проведения каких-либо страховочных мероприятий в данном доме, является нецелесообразным.
Следовательно, требования прокурора о возложении на Администрацию муниципального образования Горковское обязанности по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик вышеуказанного многоквартирного дома не подлежат удовлетворению.
С учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание заявленные требования, установленные обстоятельства, суд, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ (░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░) «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░