Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-162/2024 от 08.02.2024

Материал № 12-162/2024

РЕШЕНИЕ

12 марта 2024 года              г. Подольск Московской области

Судья Подольского городского суда Московской области Самаркина Т.Н., в соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрев жалобу представителя по доверенности ООО «ФИО5» ФИО2 (юридический адрес 142116, <адрес>, ком 12-14, этаж 2 ИНН ) на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям ФИО3 о признании ООО «ФИО5» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 Закона КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда Московской области дело по заявлению ООО «ФИО5» об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ передано в Московский областной суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого дело отнесено законом (лд.132-136).

Постановлением десятого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д.151-153).

ДД.ММ.ГГГГ дело передано из Арбитражного суда Московской области в Московский областной суд (л.д154).

ДД.ММ.ГГГГ определением Московского областного суда жалоба ООО «ФИО5» с делом направлено в Подольский городской суд Московской области для рассмотрения по подсудности (л.д.155-156).

В заявлении, поданном в Арбитражный суд Московской области представитель по доверенности ООО «ФИО5» просит отменить состоявшиеся по делу акт, считая обжалуемое постановление незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку акт контроля от ДД.ММ.ГГГГ Обществу в установленном порядке посредством Почты России в письменном виде не направлен; с определением от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов и определением от ДД.ММ.ГГГГ об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении Общество в письменном виде не ознакомлено; электронного адреса <данные изъяты>, на который отправлены документы по делу об административном правонарушении в Обществе не имеется, до ДД.ММ.ГГГГ существовал в Обществе другой электронный адрес бывшего специалиста по охране труда ФИО4 <данные изъяты>.

31.05.2021г. специалист по охране труда ФИО4 уволилась из Общества. Из-за расхождений в знаках «.запятая» и «.точка» между именем и фамилией в электронного адреса, увольнения специалиста по охране труда, электронный адрес которой заблокирован после увольнения Общество документы по делу об административном правонарушении по электронной почте не получало и было лишено возможности в установленный срок исправить и скорректировать отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2020 г. Об акте контроля от ДД.ММ.ГГГГ Общество узнало только спустя 6 месяцев, то есть ДД.ММ.ГГГГ после получения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении ООО «ФИО5».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет Общества на сайте Росприроднадзора направлена скорректированная отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2020 г. по акту контроля от ДД.ММ.ГГГГ (номер отчета 5748646).

Также указывает о том, что место совершения административного правонарушения установлено административным органом неправильно. Общество находится по адресу: 142116, <адрес>, ком 12-14, этаж 2, а не 142116, <адрес>.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом допущены неустранимые нарушения норм права.

Полагает, что Общество переплатило экологический сбор за 2020 г., так как за отчетный 2020 г. отчетность Обществом составлялась на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 г., а не 2019 г. и нормативов утилизации, установленных на 2020 г. В соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Общество уплатило экологический сбор за 2020 г. денежную сумму в размере 609 662, 32 руб. При этом согласно корректировочному расчету сумма экологического сбора за 2020 г. составляет 434 083.29 руб., переплата экологического сбора составляет 175579,03 рублей.

В случае, если суд сочтет Общество виновным в совершении административного правонарушения, просит назначить наказание ниже низшего предала в размере 125000 рублей (л.д.23-25).

Представитель ООО «ФИО5» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявления (жалобы) заявителя суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

В силу статьи 24.2 указанного Федерального закона обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора (пункт 9); отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16).

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2010.

Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров).

В силу пункта 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года N 1417, декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В силу пункта 13 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года N 2010, производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности.

Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" установлено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора начиная с 2017 года осуществляются ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации за год, предшествующий отчетному периоду.

Таким образом, в 2021 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2020 год, указывают в отчетности количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в 2019 году, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2020 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 2971-р.

Из материалов дела усматривается, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилась информация, поступившая из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поручение (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о некорректном расчете суммы экологического сбора ООО «ФИО5».

В рамках осуществления полномочий Межрегиональным управлением Роспотребнадзора была проведена проверка достоверности сведений при представлении декларации за 2019 год и отчета за 2020 год, по результатам которой установлено, что ООО «ФИО5» представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за отчетные 2019 годы и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2020 год. В отчетности данные по реализованным товарам, упаковке товара не соответствуют данным, указанным в Декларации. В адрес ООО «ФИО5» направлен акт контроля за выполнением установленных нормативов утилизации от ДД.ММ.ГГГГ . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ скорректированная отчетность за отчетный 2020 год в соответствии с замечаниями, указанными в акте контроля, ООО «ФИО5» не представлена.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вывод должностного лица административного органа и судебной инстанции о наличии в деянии ООО «ФИО5» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, не представлено.

Доказательства, на основании которых установлена виновность ООО «ФИО5» получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «ФИО5» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы о том, что Общество не было ознакомлено с определением от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов и определением от ДД.ММ.ГГГГ об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № б/н, а также, что акт контроля от ДД.ММ.ГГГГ Обществу в установленном порядке посредством Почты России в письменном виде не отправлен, суд признает не обоснованными, поскольку указанные процессуальные документы направлялись на электронный адрес, доказательств блокировки которого на момент направления процессуальных документов заявителем не представлено, постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания составлено в присутствии защитника ООО «ФИО5» по доверенности, извещенного о времени и месте рассмотрения дела посредством почтового отправления (л.д.80-89).

Корректная отчетность направлена в адрес уполномоченного органа контроля после возбуждения в отношении ООО «ФИО5» дела об административномправонарушении.

Доводы о неверном указании юридического адреса ООО «ФИО5» и неверном определении места совершения административного правонарушения также не принимаются во внимание, поскольку ошибка, допущенная должностным лицом в указании наименования улицы не послужило препятствием к получению Обществом копии протокола об административном правонарушении и уведомления о времени и месте составления протокола (л.д.70-71,72-73, 74), а при вынесении постановления об административном правонарушении место совершения административного правонарушения Общество определено по адресу: 142116, <адрес>, ком 12-14 (л.д.88).

Переплата экологического сбора за 2020 год не может свидетельствовать о неправомерности привлечения Общества к административной ответственности, поскольку произошла в связи с неверным оформлением отчетности.

Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ФИО5» в части назначенного административного наказания подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности и не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения предпринимательства, поскольку оно не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (части 3) Конституции РФ, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, и характера причиненного ущерба, компенсационного характера, применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд учитывает, что совершенное правонарушение не повлекло существенных вредных последствий и не нанесло значительного ущерба охраняемым законом правоотношениям, скорректированная отчетность представлена Обществом в надзорный орган, в связи с чем суд в соответствии с ч. 3.2, 3.3. статьи 4.2 КоАП РФ, признает данные обстоятельства смягчающими административную ответственность, позволяющими суду изменить постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 125000 рублей, с целью предотвращения избыточного ограничения прав юридического лица.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья -

РЕШИЛ:

Жалобу представителя по доверенности ООО «ФИО5» ФИО2 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям ФИО3 о признании ООО «ФИО5» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 Закона КоАП РФ – удовлетворить частично.

Изменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям ФИО3 в отношении ООО «ФИО5» по ч. 2 ст. 8.5.1 Закона КоАП РФ изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 125 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток через Подольский городской суд Московской области.

Судья: Т.Н.Самаркина

12-162/2024

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "ШАТЕ-М ПЛЮС"
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Самаркина Татьяна Николаевна
Статьи

ст.8.5.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
podolsky--mo.sudrf.ru
09.02.2024Материалы переданы в производство судье
12.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.04.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024Вступило в законную силу
06.05.2024Дело оформлено
06.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее