УИД 58RS0017-01-2022-003942-83
№ 2-1638/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кузнецк Пензенской области 7 декабря 2022 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьевой Н.В.,
при секретаре Ионовой А.Г.,
с участием истца Жукова В.Д., представителя ответчика Отдела социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области Плясуновой Е.А., действующей по доверенности, представителя третьего лица ОПФР по Пензенской области Сукова О.А., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Жукова В.Д. к Отделу социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Жуков В.Д. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области о возложении обязанности, указав, что после выхода на пенсию он, как пенсионер МВД, за добросовестный труд и заслуги перед государством на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» получил статус «Ветеран труда», по которому ему полагаются льготы в качестве денежной выплаты на приобретение лекарств, путевки в санаторий, оплату жилищно-коммунальных услуг. Длительное время ему производились эти выплаты.
Ввиду заболевания, после перенесенной операции на сердце, заключением МСЭ ему установлена <данные изъяты> инвалидности и предоставлены льготы на приобретение лекарств, курортно-санаторное лечение, оплату жилищно-коммунальных услуг.
Льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг по инвалидности ниже, чем соответствующая льгота в связи с наличием статуса «Ветерана труда», поэтому он обратился в Отдел социальной защиты населения администрации г. Кузнецка с письменным обращением об оставлении льготы, полученной от государства по статусу «Ветеран труда» по пункту «Оплата жилищно-коммунальных услуг», на которое поступило уведомление о прекращении выплаты как ветерану труда по Закону № 715-ЗПО, в связи с установлением ему группы инвалидности, то есть, отказав в предоставлении в дальнейшем льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленной государством, что нарушает его материальные права. Из-за формального отношения работников ответчика при рассмотрении вопроса по выплате социальных пособий, ему причинен моральный вред.
Просит восстановить ему льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг по статусу «Ветеран труда», продолжить выплаты без заявительного характера, при несвоевременной выплате возместить выплаты в полном объеме, возместить моральный вред в размере 10000 руб.
В судебном заседании истец Жуков В.Д. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и просил удовлетворить, суду пояснил, что обладая статусом пенсионера МВД, также обладает статусом пенсионера федерального значения «Ветерана труда», по которому ему полагаются постоянные льготы в качестве денежной выплаты на приобретение бесплатных лекарств (протезирование и лечение зубов), курортно-санаторных льгот, льготы за ЖКУ, которые он длительное время получал.
В августе 2020 года по независящей от него причине он заболел: перенес <данные изъяты> и спустя некоторое время по заключению МСЭ его признали инвалидом <данные изъяты>. В марте 2021 года он получил статус «Инвалид <данные изъяты>». В МСЭ ему сказали, чтобы он сразу же зашел в отдел соцзащиты и сообщил о получении нового основания для получения ЕДВ (<данные изъяты>) в сумме 2336,70 руб.
На основании преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при издании госвласти субъектов РФ нормативно правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров. В п. 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. На основании п. 3 статьи 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по указанному федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В марте 2021 года он после получения статуса «Инвалид <данные изъяты>» пришел в отдел соцзащиты и сообщил о результатах МСЭ, на что работник соцзащиты, ссылаясь на закон № 715-ЗПО от 20.12.2004 заявила, что он из двух положенных льгот должен выбрать одно основание, но не разъяснила ему, что по услугам ЖКХ он имеет право выбора или по статусу «Инвалид», или по статусу «Ветеран труда», там, где выплаты выше. В соответствии с должностной инструкцией специалиста по социальной работе, она должна была проконсультировать его по данному вопросу и предложить оптимальный выбор денежных выплат по причитающимся ему льготам. В результате он ошибочно выбрал выплаты по статусу «Ветеран труда», потому что такие выплаты были выше. В эти выплаты входили выплаты в период отопительного сезона. Работнику соцзащиты он сказал, что в сентябре 2022 года перейдет на ЕДВ по инвалидности. В результате халатности со стороны социального работника, или иного умысла, который не дал ему никаких разъяснений по данному основанию, он сделал неправильный выбор и ему не выплачивали в течение шести месяцев ЕДВ (<данные изъяты>), как инвалиду, набор ежемесячных соцуслуг на 1211,66 руб., то есть его упущенная выгода составила за шесть месяцев 7269,96 руб.
Отдел соцзащиты муниципального подчинения. Пенсионный фонд федерального подчинения. В сентябре 2022 года он пришел в отдел соцзащиты и заявил, что переходит на ЕДВ (<данные изъяты>). Ему сказали, чтобы он пошел в пенсионный фонд и написал заявление, что он и сделал. Руководствуясь Федеральными законами, начисление по ЖКУ ему производилось на основании действующего законодательства.
В отдел соцзащиты он не обращался, так как с выплатами за услуги ЖКУ был согласен, что соответствуют действующему законодательству. В ноябре 2022 года ему прекратили выплаты за ЖКУ, о чем отдел соцзащиты сообщил ему уведомлением № о прекращении компенсации, направленным ему 17.10.2022 через почтовое отделение связи.
Согласно п. 60 постановлению Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 «О предоставлении субсидий» предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии, этого не произошло; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии), этого также не произошло; в) представление заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования), недостоверную информацию он не предоставлял; г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования), задолженности у него нет.
Из вышеизложенного он не понял, почему ему перестали выплачивать субсидию на ЖКХ с 1.11.2022, почему злоупотребляя своим положением, руководство отдела соцзащиты приняло такое решение.
После предварительного слушания в зале суда, отдел соцзащиты отказался от лишения его выплат по ЖКУ, о чем присылал уведомление. Однако злоупотребления со стороны отдела соцзащиты не прекратились.
15.11.2022 ему произвели выплаты по ЖКУ, как ветерану труда в сумме 1199,84 руб. согласно квитанции к поручению № на доставку ЕДК от 15.11.2022. И опять ограничение его прав на льготы по оплате телефона в сумме 180 руб., то есть его упущенная выгода по году составит 2160 руб. Один раз, это может быть ошибкой, два раза, это закономерность.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2021 №№ 26-3/10/В-17594, 58150-ИФ/04 о реализации норм Федерального закона от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» министерства сообщили, что после 1.01.2022 основанием для приостановления выплаты компенсаций гражданам, имеющим на них право, является вступивший в законную силу судебный акт о непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
По ЖКУ выплаты компенсации «Ветерану труда» гораздо выше, чем инвалиду, так перечень услуг «Ветерана труда»: телефон, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах, отопление 50% от общей площади в 51,6 кв.м, содержание и ремонт общего имущества, вывоз мусора, капремонт, холодная и горячая вода, а перечень услуг «Инвалид»: водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах, отопление 50% за 30 кв.м, холодная и горячая вода.
В беседе с работником отдела соцзащиты его пытались убедить, что законы Пензенской области выше Федеральных законов. Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Представитель ответчика ОСЗН администрации города Кузнецка Плясунова Е.А., действующая по доверенности, иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, суду пояснила, что меры социальной поддержки назначаются гражданам согласно их заявлениям с приложением необходимых комплектов документов. Через Отдел истец получает меры социальной поддержки согласно его заявлению от 21.11.2013 как ветеран труда. О необходимости сообщать в Отдел в месячный срок о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера выплат или их прекращение (переход из одной категории льготников в другую, изменение состава семьи, места жительства (постоянная или временная регистрация), вида жилья, площади жилья и т.п.) истец был предупрежден 21.11.2013 под подпись, когда подавал заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда. На основании его обращения, Отделом сделан межведомственный запрос в Федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов». После полученного ответа выявлено, что истец является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» через Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области как инвалид <данные изъяты>. В связи с этим, предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» ему было прекращено с 1.11.2022. Уведомление № о прекращении компенсации направлено гражданину Жукову В.Д. 17.10.2022 через почтовое отделение связи.
Истцу меры социальной поддержки предпочтительнее получать как инвалиду, так как ежемесячная денежная выплата, которую он получает через пенсионный фонд имеет больший размер, чем ежемесячная денежная выплата ветерану труда (500 руб.), а ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как инвалиду, так и ветерану труда, составляет 50%, исходя из фактических расходов с учетом нормативов потребления.
Например, в летний период ветеран труда Жуков В.Д. получал примерно 1879,84 руб. (ЕДВ через ОСЗН 500 руб., компенсация за телефон 180 руб., компенсация по коммунальным услугам примерно 1199,84 руб.). По основанию «Инвалид <данные изъяты>» истец бы получил примерно 3404,07 руб. (ЕДВ через пенсионный фонд 2532,98 руб., компенсация за капитальный ремонт по возрасту 70 лет через ОСЗН примерно 156,75 руб., компенсация по коммунальным услугам через ОСЗН примерно 714,34 руб.). То есть, разница между выплатами составляет примерно 1524,23 руб., истцу выгоднее получать выплату по основанию «Инвалид».
Согласно п. 3 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 28.05.2019 № 316-пП, компенсация назначается с месяца подачи заявления, на основании сведений об инвалидности. Для инвалидов документом, подтверждающим факт установления инвалидности, является справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы (справка МСЭ).
За назначением компенсации гражданину Жукову В.Д. было рекомендовано обратиться с заявлением в Отдел социальной защиты населения администрации города.
По заявлению истца Отдел назначил ему выплаты по ЖКУ по основанию «инвалид», однако истец с таким заявлением в Отдел не обращался.
В случае отказа истца от предоставления меры социальной поддержки по основанию «инвалид», предоставляемой в настоящее время пенсионным органом, Отделом по заявлению истца будут назначены меры социальной поддержки по основанию «Ветеран труда»: ЕДВ и ЕДК.
Выплата меры социальной поддержки по основанию «Ветеран труда» производится за предыдущее время, то есть в ноябре 2022 года истцу выплачена мера социальной поддержки, начисленная за расчетный месяц август 2022 года.
Представитель третьего лица ОПФР по Пензенской области Суков О.А., действующий по доверенности, с иском не согласился, суду пояснил, что с 25.03.2014 Жуков В.Д. является получателем страховой пенсии по старости, с 23.09.2021 ЕДВ по инвалидности, размер которой индексировался и с 1.02.2022 составляет 2532,98 руб., из которых ЕДВ 1219,54 руб., набор социальных услуг: лекарства 1011,64 руб., санаторий 156,50 руб., проезд 145,30 руб. Выплата ЕДВ по основанию «инвалид» производится в заявительном порядке. Выплата компенсации по ЖКУ в полномочия пенсионного органа не входит.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
Судом установлено, что Жуков В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 25.03.2014 является получателем страховой пенсии по старости (справка ОПФР по Пензенской области от 29.11.2022).
Согласно удостоверению серии <данные изъяты> №, выданному Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области 30.07.2008, Жуков В.Д. имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» по категории «Ветеран труда».
Решением Собрания представителей города Кузнецка от 27.04.2006 № 81-31/4 (с изменениями решение от 29.01.2015 № 8-6/6) утверждено Положение об отделе социальной защиты населения администрации города Кузнецка, согласно которому Отдел является отраслевым, структурным подразделением администрации города Кузнецка с правом юридического лица, осуществляющим отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», и обеспечивающим на территории города Кузнецка в пределах своей компетенции проведение единой социальной политики (п. 1.1). Отдел является муниципальным казенным учреждением (п. 1.2). Основными видами деятельности являются: деятельность в области обязательного социального обеспечения; предоставление социальных услуг (п. 2.2).
21.11.2013 Жуков В.Д. обратился в Отдел социальной защиты населения администрации города Кузнецка с заявлением о назначении ему с ноября 2013 года в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2004 № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области», меры поддержки как «Ветеран труда»: ЕДК, ЖКУ, ЕДВ, ЕДК за телефон, указав, что выплаты он и члены его семьи по другим основаниям не получают. При этом, обязался в месячный срок сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера выплат или их прекращение (переход из одной категории льготников в другую и др.). Ему известно, что получение выплаты возможно по одному основанию и в случае несообщения данных, влияющих на выплату мер социальной поддержки, удержание будет произведено в соответствии с действующим законодательством. С правилами назначения и выплаты мер социальной поддержки ознакомлен. Об ответственности за предоставление заведомо ложных сведений предупрежден.
Решением ОСЗН администрации города Кузнецка от 26.11.2013 № Жукову В.Д. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как ветерану труда, которая в последующем перерассчитывалась, с 1.09.2019 составляет 500 руб., с выплатой ЕДК за жилое помещение и телефон.
16.10.2022 по межведомственному электронному запросу ОСЗН администрации города Кузнецка поступили сведения из ОПФР по Пензенской области о том, что Жукову В.Д. 1.09.2022 установлена <данные изъяты> инвалидности, в связи с чем, ему отделом направлено уведомление от 17.10.2022 № о прекращении компенсационной выплаты как ветерану труда по Закону № 715-ЗПО, в связи с установлением ему группы инвалидности, необходимости предоставления документов для получения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду, и назначении выплаты с месяца обращения.
17.10.2022 Жуков В.Д. обратился в ОСЗН администрации города Кузнецка с заявлением о корректировке полагающейся ему социальной выплаты по инвалидности с учетом корректировки ЖКУ, как гражданина имеющего статус ветерана труда.
26.10.2022 на данное заявление ОСЗН администрации города Кузнецка дан ответ с разъяснением положений действующего законодательства РФ и необходимостью обращения в Отдел с заявлением о назначении компенсации как инвалиду (материалы персонального дела Жукова В.Д. в ОСЗН администрации города Кузнецка Пензенской области, справка о выплаченных суммах по состоянию на 31.10.2022 ОСЗН администрации города Кузнецка Пензенской области).
Согласно справке Бюро № 5 ФКУ ГБ МСЭ по Пензенской области Минтруда России от 26.08.2022 серии МСЭ-2020 № Жукову В.Д. с 1.09.2022 повторно установлена <данные изъяты> инвалидности по общему заболеванию на срок до 1.09.2023.
23.09.2021 Жуков В.Д. обратился в УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Инвалид <данные изъяты>» в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Он предупрежден о необходимости безотлагательно извещать ТО ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также влекущих прекращение ее выплаты. Также Жуков В.Д. заявлением от 23.09.2021 отказался от получения набора социальных услуг. В этот же день, 23.09.2021 решением УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) Жукову В.Д. назначена ежемесячная денежная выплата на основании п. 1 ст. 28.1 № 181-ФЗ по категории «Инвалид <данные изъяты>» с оплатой социальных услуг, размер которой изменялся, индексировался, и с 1.09.2022 составляет 2532,98 руб. (справка ОПФР по Пензенской области от 29.11.2022 и материалы по назначению ЕДВ ОПФР по Пензенской области).
Тем самым, Жуков В.Д. имея категорию льгот «Ветеран труда» и получая по ней с 2013 года меру социальной поддержки (ЕДВ, ЕДК), назначенную ОСЗН администрации города Кузнецка, с 2021 года получает меру социальной поддержки - ЕДВ по категории льгот «Инвалид <данные изъяты>», назначенную ОПФР по Пензенской области. Получив соответствующие сведения, ответчик ОСЗН администрации города Кузнецка прекратил выплату Жукову В.Д. меры социальной поддержки по категории льгот «Ветеран труда» согласно уведомлению от 17.10.2022, разъяснив о возможности получения им меры социальной поддержки - ЕДК по категории льгот «Инвалид».
Не согласившись с прекращением ответчиком данной меры, истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указывает, что имеет право на получение ЕДК по категории льгот «Ветеран труда» при наличии и выплате ему ЕДВ с набором социальных услуг по категории льгот «Инвалид <данные изъяты>».
С данным доводом истца согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм права.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (вводная часть).
Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей (ч. 1). Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 3) инвалидам III группы - 1 236 рублей (ч. 2). Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (ч. 3). Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации (ч. 4). Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (ч. 5) (ст. 28.1).
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления (ст. 17).
В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы) (ст. 31).
На основании статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключены такие льготы для инвалидов как 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой (ч. 5 ст. 28), право на санаторно-курортное лечение и проезд к нему (ст. 29), право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси (ст. 30). Также данной статьей 63 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ дополнен статьей 28.1 приведенной выше.
Таким образом, федеральный законодатель произвел замену натуральных льгот для инвалидов (в том числе льготу по бесплатному проезду, по оплате за пользование телефоном и радио) на их денежную форму, определив ее ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), которая выплачивается инвалидам органами Пенсионного фонда. Существующая до 1 января 2005 года для инвалидов льгота по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, а также льготы по оплате за пользование телефоном и радио, стали частью ЕДВ с 1 января 2005 года.
Из изложенного следует, что действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям.
Законом Пензенской области от 30.11.2018 № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-I "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (далее - отдельные категории граждан) (ст. 1).
Компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Порядок предоставления компенсации определяется Правительством Пензенской области (ст. 2).
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда» (п. 1 ч. 1 ст. 7).
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 13).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22).
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10).
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области, установлены Законом Пензенской области от 20.12.2004 № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области», согласно которому право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют лица, имеющие звания «Ветеран труда» (п. 2 ч. 1 ст. 1).
Лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: 3) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади; б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Пензенской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - исходя из занимаемой жилой площади; в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; г) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления этих услуг; г-1) платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; д) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления; 4-1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату пользования услугами местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи гражданам, проживающим в городской местности, в размере 180 рублей, в сельской местности - 110 рублей; 5) ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей; с 1 января 2009 года - 250 рублей; с 1 января 2010 года - 270 рублей, с 1 января 2011 года - 290 рублей, с 1 января 2012 года - 310 рублей, с 1 января 2013 года - 330 рублей, с 1 марта 2019 года - 430 рублей, с 1 сентября 2019 года - 500 рублей (ч. 1 ст. 3).
При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением статей 4-2, 4-3 настоящего Закона, а также федеральными законами (за исключением Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов") и иными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина (ч. 2 ст. 5).
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются со дня представления необходимых документов в органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Пензенской области государственные полномочия по решению вопросов социальной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона (ч. 1 ст. 5).
Тем самым, на основании ч. 3 ст. 28.1 и ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ч. 2 ст. 5 Закона Пензенской области от 20.12.2004 № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, то есть получение мер социальной поддержки одновременно по двум основаниям не предусмотрено. Приведенные правовые нормы не предусматривают права на суммирование мер социальной поддержки по разным основаниям и не дают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Таким образом, применительно к настоящему спору в соответствии с законодательством гражданин, имеющий «двойной» статус (ветеран труда и инвалид), обладающий правом на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, имеет право выбора меры социальной поддержки - как ветеран труда в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» либо как инвалид в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя мер. Истец Жуков В.Д., имеющий одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям (ветеран труда и инвалид), получающий ежемесячную денежную выплату как инвалид <данные изъяты>, тем самым реализовал свое право на получение мер социальной поддержки как инвалид посредством получения ежемесячной денежной выплаты и пользования набором социальных услуг по данному основанию.
Назначение Жукову В.Д. ежемесячной денежной выплаты с набором социальных услуг по иному основанию – как инвалиду <данные изъяты>, является обстоятельством, влекущим прекращение выплат как ветерану труда.
Пунктом 9 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области, являющегося Приложением к Закону Пензенской области от 20.12.2004 № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» предусмотрено, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение, возобновление или перерасчет (переход из одной категории граждан в другую, изменение места жительства, изменение способа доставки выплаты и т.д.), денежная выплата прекращается, возобновляется или производится в измененном размере начиная с месяца обращения гражданина с заявлением и документами, подтверждающими наступление указанных обстоятельств, с учетом ранее произведенной выплаты.
Порядком предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 28.05.2019 № 316-пП предусмотрено, что граждане, получающие компенсацию, обязаны извещать уполномоченные органы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение ее выплаты (получение компенсации по иным основаниям, перемена места жительства, изменение состава семьи, размера занимаемой площади жилого помещения, потребляемых жилищно-коммунальных услуг, типа жилого помещения, смена собственника жилого помещения), не позднее чем в месячный срок с момента наступления указанных обстоятельств (п. 21).
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение или изменение размера компенсации, ее выплата прекращается или производится в измененном размере начиная с месяца, следующего за месяцем наступления обстоятельств (п. 23).
Аналогичные положения содержат п.п. 20 и 22 постановления Правительства Пензенской области от 28.05.2019 № 317-пП «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области».
При этом, истец не лишен права на получение меры социальной поддержки - компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию «Инвалид <данные изъяты>», назначаемой ответчиком при общении гражданина в установленном порядке с соответствующим заявлением.
Довод истца о нарушении его прав ввиду меньшего перечня услуг по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию «Инвалид 3 группы» по сравнению с перечнем услуг по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию «Ветеран труда» суд считает несостоятельным, поскольку ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление льгот инвалиду либо по данному Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы) при наличии права на одну и ту же меру социальной защиты.
Истец, как лицо, имеющее одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям (ветеран труда и инвалид), не лишен права выбора меры социальной поддержки по одному из указанных оснований либо «ветеран труда» либо «инвалид».
Ссылка истца на письмо Минтруда России № 26-3/10/В-17594, Минстроя России № 58150-ИФ/04 от 30.12.2021 «По вопросу реализации норм ФЗ от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации»» несостоятельна, поскольку данным письмом даны разъяснения о не предоставлении гражданам с 1.01.2022 компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. В данном случае задолженность по оплате коммунальных услуг у истца отсутствует, что признавалось сторонами в судебном заседании.
Злоупотребление правом со стороны ответчика, о чем заявлено истцом, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности восстановить истцу предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда. Нарушения прав истца по делу не установлено. При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования Жукова В.Д. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5803016575) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 9.12.2022.
░░░░░: