Дело № 2-3151/2023 13 сентября 2023 года
78RS0017-01-2023-002372-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
с участием прокурора Кухарской А.И.,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуварова Е.А. к Епифанцеву А.А. о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 00 мин. Епифанцев А.А., находясь в местах общего пользования коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, в ходе конфликта, произошедшего с Шуваровым Е.А. на бытовой почве, бросил в сторону последнего доску от мебельного шкафа, которая попала Шуварову Е.А. в область живота, нанес последнему один удар ладонью руки в область левого уха, в результате чего Шуваров Е.А. получил телесные повреждения в виде баратравмы левого уха, ссадины передней брюшной стенки, не причинившие вреда здоровью.
Согласно предварительным суждениям специалиста в области судебной медицины от 24.11.2022 о том, что установленные у Шуварова Е.А. баратравма левого уха, ушиб органов брюшной полости под вопросом, ссадина передней брюшной стенки не влекут кратковременного расстройства здоровья, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью;
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 07февраля 2023 года, вынесенным мировым судьей № 154 судебного участка по делу N 5-84/2023-154 в отношении Епифанцева А.А.
За совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 КоАП РФ, ответчик признана виновной и ей назначен административный штраф в размере 5 000 руб.
Истец ссылается, что в результате действий ответчика Епифанцева А.А. истцу причинен моральный вред, а именно физические и нравственные страдания. С момента совершения правонарушения и по настоящее время истец испытывает страх за жизнь и здоровье своей семьи. По причине нанесения травм истец был ограничен в свободном движении, не мог продолжать полноценную жизнь, испытывал физическую боль, связанную с травмами. Ответчик после совершения правонарушения не выразил своих извинений, не предпринимал попыток загладить причиненный вред в какой-либо форме, а наоборот, ведет себя агрессивно вместе со своими членами семьи по настоящее время.
В судебное заседание явился истец, просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
В судебное заседание явился ответчик, возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, заключение прокурора, полагавшего требования подлежат удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 года по делу "М. (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 00 мин. Епифанцев А.А., находясь в местах общего пользования коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, в ходе конфликта, произошедшего с Шуваровым Е.А. на бытовой почве, бросил в сторону последнего доску от мебельного шкафа, которая попала Шуварову Е.А. в область живота, нанес последнему один удар ладонью руки в область левого уха, в результате чего Шуваров Е.А. получил телесные повреждения в виде баратравмы левого уха, ссадины передней брюшной стенки, не причинившие вреда здоровью.
Согласно предварительным суждениям специалиста в области судебной медицины от 24.11.2022 о том, что установленные у Шуварова Е.А. баратравма левого уха, ушиб органов брюшной полости под вопросом, ссадина передней брюшной стенки не влекут кратковременного расстройства здоровья, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью;
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 07февраля 2023 года, вынесенным мировым судьей № 154 судебного участка по делу N 5-84/2023-154 в отношении Епифанцева А.А.
За совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 КоАП РФ, ответчик признана виновной и ей назначен административный штраф в размере 5 000 руб.
Истец ссылается, что в результате действий ответчика Епифанцева А.А. истцу причинен моральный вред, а именно физические и нравственные страдания. С момента совершения правонарушения и по настоящее время истец испытывает страх за жизнь и здоровье своей семьи. По причине нанесения травм истец был ограничен в свободном движении, не мог продолжать полноценную жизнь, испытывал физическую боль, связанную с травмами. Ответчик после совершения правонарушения не выразил своих извинений, не предпринимал попыток загладить причиненный вред в какой-либо форме, а наоборот, ведет себя агрессивно вместе со своими членами семьи по настоящее время.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", исходит из того, что вступившим в законную силу судебным постановлением установлена вина ответчика в причинении истцу телесных повреждений, от чего истец испытал физические и нравственные страдания, виновные действия ответчика, выразившиеся в нарушении неимущественных прав и нематериальных благ истца подлежат денежной компенсации.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию, суд первой инстанции учитывает принципы разумности и справедливости, возраст истца, привлечение ответчика к административной ответственности по ст. 6.1.1. КоАП РФ за нанесение побоев истцу, причинивших физическую боль последнему, обстоятельства причинения телесных повреждений, объем и степень причиненных нравственных и физических страданий истца, локализацию нанесенных ответчиком телесных повреждений и их последствия, а также тот факт, что причинение телесных повреждений истцу не повлекло причинения вреда ее здоровью, и приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67-68, 167 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шуварова Е.А. к Епифанцеву А.А. о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Епифанцева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Шуварова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 20.09.2023