Дело № 2-59/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2015 года с. Усть-КалманкаАдрес
Мировой судья судебного участка Усть-Калманского района Алтайского края Кулибякин А.Г., при секретаре судебного заседания Ненаховой В.А., с участием:
процессуального истца, - прокурора Усть-Калманского района Бортняк И.А.,
представителя ответчика по доверенности, - Ф.И.О.1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Калманского района в интересах Пономарева Ф.И.О.2 к Управлению социальной защиты населения по Адрес району о взыскании суммы, затраченной на доставку твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Калманского района в интересах Пономарева С.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Адрес району о взыскании расходов по доставке твердого топлива (угля) от склада до его места жительства в сумме ..... рублей. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Пономарева С.Н. о не предоставлении ему компенсации на оплату расходов по доставке твердого топлива. В ходе проверки установлено, что Пономарев С.Н. пользуется льготами как педагогический работник, проживающий в сельской местности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на территории края установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" (далее - Правила)
В соответствии с п. 2 Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
В силу п. 4, 5 Правил, компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства.
В 2014 году Пономарев С.Н. приобрел у ИП «......» твердое топливо - уголь на сумму ..... рублей. Пономаревым С.Н. была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме ..... рублей.
На основании представленных документов Управлением социальной защиты в 2014 году Пономареву С.Н. перечислена компенсация за приобретение дров, исходя из площади жилого помещения Пономарева С.Н. и предельных цен на твердое топливо, установленных для Усть-Калманского района. В месте с тем при выплате Пономареву С.Н. компенсации за твердое топливо не были учтены затраты последнего на его доставку, и соответственно указанные затраты ему не возмещены.
В соответствии с п. 2 Решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 г. 169 "О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" и п. 2 Решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" цены на твердое топливо приведены без учета его доставки до потребителя.
В соответствии с п. 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться Пономареву С.Н. Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещением и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, кроме того, меры социальной поддержки ограничены нормативами, все это ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением. Осуществление льготополучателем за счет собственных средств погрузки, доставки твердого топлива от склада до его места жительства требует от лица, имеющего право на льготы, дополнительных существенных расходов, что противоречит закону, обязывающему орган социальной защиты населения предоставлять педагогу бесплатную площадь с отоплением и освещением.
В исковом заявлении процессуальный истец считает бездействие ответчика в части не предоставления компенсации расходов на доставку твердого топлива незаконным и нарушающим права льготополучателей, гарантированные действующим законодательством.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор района Бортняк И.А. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Пономарев С.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела была извещен своевременно.
Представитель ответчика - Управление социальной защиты населения по Адрес району Ф.И.О.1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что компенсация по твердому топливу педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности (далее - сельские педагоги) предоставлялась на основании норм действовавшего ранее Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» (далее - Закон № 3266-1-ФЗ). В настоящее время сельским педагогам компенсация предоставляется по вновь принятому и вступившему в силу с 01.09.2013 Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 55 Закона № 3266-1-ФЗ, ст. 47 Закона № 273-ФЗ установлено, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон № 88-ЗС) и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Администрации края от 29.02.2012 № 99 (далее - Правила № 99) дают педагогическим работникам право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Данные нормативно - правовые акты не были признаны недействующими в судебном порядке и подлежали обязательному исполнению органами социальной защиты населения. Транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к жилищным или коммунальным услугам, отдельно Законом № 88-ЗС и Правилами № 99 также не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива. Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), приведено понятие отопления - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п. 6 Правил №307). Согласно п. 48 Правил № 307 (в ред. до 06.05.2011) плата за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, не входит в стоимость твердого топлива. Аналогичная норма закреплена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с сентября 2012 года. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» твердое топливо, реализуемое населению, подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен тарифов (от 21.06.2012 № 76, 26.07.2011 № 169) предельные максимальные цены на уголь, дрова установлены в рублях за одну тонну или один кубический метр топлива - плотный кубический метр. При этом в Решениях указано, что предельные максимальные цены установлены без учета затрат по доставке до покупателя. Указывает на то, что ч. 4 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Полагает, что федеральным законодательством понятия «доставка» и «поставка» разведены и соответственно не тождественны. Соответственно, расходы на транспортировку твердого топлива до предпринимателя (иной организации) являются коммунальной услугой, входят в стоимость этой коммунальной услуги. В случае если доставка твердого топлива осуществлена от предпринимателя (иной организации) непосредственно до гражданина и оплачена в рамках договора купли-продажи, то эта доставка коммунальной услугой не является. Следовательно, прокурором в исковом заявлении допущена подмена указанных понятий, что привело к неверному толкованию указанной нормы законодательства. На основании вышеизложенного следует, что расходы хозяйствующего субъекта на доставку твердого топлива потребителям в розничную цену не включаются, правовых оснований для предоставления компенсации истицы на доставку твердого топлива нет. Считает иск прокурора о взыскании с Управления компенсации за доставку твердого топлива в пользу истицы необоснованным и удовлетворению не подлежащим.
Представитель третьего лица - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Возражений на исковые требования истцов не представил.
Мировой судья на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции РФ, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п.п. "е", "к", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
С 01 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 8 ст.47 которого указанное выше право педагогических работников, проживающих и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохранено. Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующая до 01 сентября 2013 г.), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п. 7 ст. 2 Закона).
Пунктами 2-4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с пунктами 28, 30, 31 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством. При отсутствии соглашения о взаимодействии денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).
Согласно статье 3 части 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (с изменениями и дополнениями), финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Пунктами 1-2 решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N 76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" установлены предельные максимальные цены на топливо твердое (уголь каменный) (далее - уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению. Цены установлены без учета доставки до потребителя.
В судебном заседании установлено, что Пономарев С.Н. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам сельской местности, что подтверждается выпиской Управления социальной защиты населения по Адрес району Алтайского края.
В соответствии с договором купли-продажи твердого топлива от ДАТА года Пономаревым С.Н. у ИП «......» было приобретено твердое топливо - уголь на сумму ..... рублей, а также оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме ..... рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются платежными документами и не оспариваются сторонами.
Согласно выписке Управления социальной защиты населения по Адрес району Алтайского края в июле 2014 года Пономареву С.Н. перечислена компенсация за приобретение угля, исходя из площади жилого помещения Пономарева С.Н. и предельных цен на твердое топливо, установленных для Усть-Калманского района. В месте с тем при выплате Пономареву С.Н. компенсации за твердое топливо не были учтены затраты последнего на его доставку, и соответственно указанные затраты ему не возмещены.
Мировой судья соглашается с доводом процессуального истца о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива материальному истцу Пономареву С.Н. должны учитываться расходы, понесенные за доставку твердого топлива по следующим основаниям.
Статьей 154 частью 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 г. 169 "О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" и решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" указано, что ценыустановлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя.
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, следовательно, расходы по доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что компенсация по доставке твердого топлива не относится к жилищным или коммунальным услугам, поскольку понятия поставка и доставка разведены, мировой судья не принимает во внимание, поскольку ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
По мнению мирового судьи, в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива и его доставка до места жительства.
В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Бездействие Управления социальной защиты населения по Адрес району в части не предоставления компенсации расходов на доставку твердого топлива является незаконным и нарушает права истца при определении порядка предоставления льгот, гарантированные действующим законодательством.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Адрес району Алтайского края, следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика Управления социальной защиты населения по Адрес району Алтайского края не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Калманского района в интересах Пономарева Ф.И.О.2 удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Адрес району Алтайского края в пользу Пономарева Ф.И.О.2 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь) в сумме ..... рублей, за счет средств краевого бюджета.
Решение может быть обжаловано в Усть-Калманский районный суд Алтайского края в течение месяца путем подачи жалобы через судебный участок Усть-Калманского района Алтайского края. Мировой судьяА.Г. Кулибякин