УИД 39RS0001-01-2023-000087-86
Дело № 2-1516/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Баяндурян А.Р.,
с участием представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «Главное управление обустройства войск» о взыскании задолженности за задержку выплаты премии и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу на должность начальника производственного отдела Строительного управления № АО «Главное управление обустройства войск» (далее по тексту АО «ГУОВ»), а в последствии переведена на должность начальника производственно-технической группы Дирекции строительства. На основании ее заявления и в соответствии с приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ней был расторгнут, и она уволена из АО «ГУОВ» в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) по инициативе работника. На основании ключевых показателей эффективности деятельности за период с августа 2022 г. по ноябрь 2022 г. работодателем сотрудникам выплачены премии, однако указанную премию она не получила. Ссылаясь на указанные обстоятельства, изменив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), просила взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплаты заработной платы в виде премии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 463,53 рубля и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Производство по делу в части взыскания задолженности по заработной плате прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО1– ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования ФИО1 поддержал, настаивая на их удовлетворении.
Ответчик АО «ГУОВ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
В соответствии со ст. 21, 22 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В свою очередь, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «ГУОВ» (работодатель) и ФИО1 (работник) был заключен трудовой договор №, согласно которому истец была принята в структурное подразделение Производственно-технический отдел Строительного управления № на должность начальника отдела с установлением должностного оклада в размере 75 000 рублей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с-р ФИО1 переведена на должность заместителя начальника Производственно-технического отдела Строительного управления № с установление должностного оклада в размере 65 000 рублей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с-су ФИО1 переведена на должность начальника группы Производственно-технической группы Дирекции строительства (г. Калининград) Строительного управления № с установление должностного оклада в размере 55 000 рублей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с ФИО1 переведена на должность начальника группы Производственно-технической группы Дирекции строительства (г. Калининград) Строительного управления № с установление должностного оклада в размере 60 000 рублей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с действие трудового договора № прекращено, ФИО1 уволена 23 ноября 22 г. по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно п. п. 4.1, 4.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заработная плата работника состоит из должностного оклада, стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных действующим законодательством и локальными нормативными актами работодателя. В соответствии с локальными нормативными актами Работодателя на основании ключевых показателей эффективности деятельности работнику могут выплачиваться премии в порядке, сроки и размерах, определяемых локальными нормативными актами работодателя.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № П-618 утверждено Положение об оплате труда работников АО «ГУОВ».
Согласно п. 2.4 Положения об оплате труда, заработная плата работников включает в себя следующие виды начислений: должностной оклад или тарифную ставку, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты, выплаты социального характера.
Согласно п. 2.5 Положения, все составные части заработной платы, предусмотренные настоящим Положением, являются расходами Общества на оплату труда работников и формируют фонд оплаты труда Общества.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Согласно п. 5.2 Положения, работникам устанавливаются следующие стимулирующие выплаты: текущие премии, единовременные поощрительные выплаты, надбавки.
В соответствии с п. 5.3 Положения, текущие премии начисляются работникам по итогам работы за месяц на основании ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности структурного подразделения как процент от суммы оклада (тарифного заработка) рассчитанному пропорционально отработанному времени за соответствующий период. Размер текущей премии работникам определяется на основании Правил начисления текущей премии на основании ключевых показателей эффективности деятельности структурных подразделений Общества. Размер текущей премии не может составлять более чем 150% от должностного оклада работника с учетом выплат компенсационного характера. При этом для подразделений производственного блока процентное соотношение суммы выплат текущей премии и суммы окладов (тарифных заработков) работников, работающих в строительно-монтажных (эксплуатационных) участках таких подразделений, должно соответствовать размеру КПЭ деятельности структурного подразделения.
Порядок расчета текущей премии работникам определяется Правилами начисления текущей премии на основании ключевых показателей деятельности структурных подразделений АО «ГУОВ» - Приложение № к Положению об оплате труда работников АО «ГУОВ». В силу п. 3 Правил, размер премии каждого работника устанавливается в процентах от его должностного оклада (тарифного заработка) руководителем структурного подразделения Общества с учетом индивидуального выполнения работником должностных обязанностей, и может превышать размер КПЭ деятельности структурного подразделения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в данном случае условия об обязательности ежемесячного премирования, поскольку ежемесячная премия носила постоянный, а не разовый характер, входила вместе с должностным окладом в состав заработной платы истца.
Доводы ответчика о том, что текущая премия не является постоянной частью заработной платы работников общества, а носит переменный характер, в связи с чем, решение о ее выплате и размере относится к исключительной компетенции работодателя, являются необоснованными.
Спорная ежемесячная премия носит регулярный характер и входит в систему оплаты труда, поскольку, ее начисление напрямую связано с выполнением заранее утвержденных показателей, что следует из локальных нормативных актов ответчика. Таким образом, работодателем, в рамках имеющихся у него полномочий, установлен минимальный размер текущей премии работника за месяц, определяемый как процент КПЭ структурного подразделения за месяц от оклада работника за фактически отработанное им время за месяц. Из указанного следует, что каждый работник структурного подразделения в равной степени участвует каждый месяц своим трудом в достижении показателей КПЭ структурного подразделения, и должен, в соответствии с Положением об оплате труда, получать текущую премию не ниже достигнутого структурным подразделением показателя КПЭ за прошедший месяц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае ежемесячное премирование являлось не правом работодателя, а его обязанностью.
Из материалов дела следует, что премия за производственные показатели за период с августа 2022 г. по ноябрь 2022 г. в размере 134 418,85 рублей выплачена ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 ТК РФ.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Истцом представлены доказательства того, что имела место задержка выплаты заработной платы в виде премии.
Расчет компенсации за задержку денежных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленный истцом, судом проверен и является верным.
Поскольку право истца на своевременное получение причитающихся денежных средств было нарушено, требование ФИО1 о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 7 463,53 рубля подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты госпошлины и судебных расходов.
В силу положений ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из абз. 2 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который в соответствии со ст. 237 ТК РФ возмещается работнику в денежной форме.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени и характера нравственных страданий истца, принципов разумности, справедливости, причиненного ввиду сложившихся между сторонами трудовых отношений, длительности невыплаты истцу заработной платы и считает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В остальной части оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Согласно ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты госпошлины и судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, сумма госпошлины, подлежащая взысканию с ответчика АО «Главное управление обустройства войск» в доход местного бюджета, составит 700 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 паспорт серия № № к АО «Главное управление обустройства войск» ИНН 7703702341 о взыскании задолженности за задержку выплаты премии и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Главное управление обустройства войск» ИНН 7703702341 в пользу ФИО1 паспорт серия № № задолженность за задержку выплаты премии в размере 7 463,53 рубля, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с АО «Главное управление обустройства войск» ИНН 7703702341 в доход местного бюджета городского округа «Город Калининград» госпошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2023 г.
Судья: Н.В. Паршукова