Гражданское дело №2-366/2024 | |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕименем Российской Федерации | |
город Агрыз, Республика Татарстан | 24 июня 2024 года |
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ризвановой Л.А.,
при секретаре Парфеновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» к Рахматулину Мянсуру Измаиловичу о взыскании задолженности по ТКО,
установил:
ООО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» (далее - ООО «САХ») обратилось в суд с исковыми требованиями к Рахматулину М.И. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 68 709 рублей 87 копеек и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 261 рубль 30 копеек.
В обоснование иска истец указал, что ООО «САХ» с 1 января 2019 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. В соответствии с пунктом 6 договора потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора до 10 числа месяца, седеющего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик является собственником ? доли нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Задолженность ответчика за оплату коммунальных услуг по состоянию на 31 июля 2023 года составляет 68 709 рублей 87 копеек.
Представитель истца ООО «САХ» в судебное заседание не явился.
Ответчик Рахматулин М.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении судебного заседания не обращался.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, в отсутствие представителя истца и в соответствие со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «САХ» с 1 января 2019 года является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с общими положениями об обязательствах, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса РФ), при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 7, 8, 9 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение указанных положений закона истцом 27.12.2018 г. на своем официальном сайте и в газете "Известия Удмуртской Республики" N 151 (4876) от 27.12.2018 г. был размещен текст типовой формы договора и предложение собственникам отходов заключить его.
Приказом Минстроя УР от 20.12.2018 г. N 23/1 "Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «САХ» на 2019 год" утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. в размере 5719,15 руб., в том числе НДС 20%.
Приказом Минстроя УР от 20.12.2019 г. N 29/94 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «САХ» на 2020-2022 годы" утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 5713,56 руб.
Нормативы накопления ТКО установлены Постановлением Правительства УР от 06.04.2018 г. N 107.
Судом установлено, что между истцом и ответчиком в соответствии с приведенными выше нормами возникли договорные отношения по оказанию услуг, в соответствии с которым ответчик осуществляет, в том числе вывоз ТКО, а истец оплачивает оказанные услуги.
ООО «САХ» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики с 01.01.2019 г. При этом закон устанавливает обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. В связи с тем, что истцом в силу Правил обращения с ТКО заявка и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с ТКО, в указанный срок отправлены не были, договор между истцом и ответчиком является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, договор между истцом и ответчиком на оказание услуг по обращению с ТКО суд считает заключенным. Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого ответчика, отсутствие договора в письменной форме при совершении ответчиком конклюдентных действий по принятию услуг не освобождает его от обязательств по оплате таких услуг.
Судом установлено, что Рахматулин М.И. является собственником ? доли нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно представленному расчету истца размер начислений по нормативам потребления по состоянию на 31 июля 2023 года составил 68 709 рублей 87 копеек, сам расчет ответчиком не оспаривается.
Представленные материалы гражданского дела не содержат доказательств предоставления вышеуказанных услуг в спорный период иным лицом, а также осуществления ответчиком платы за услугу и того, что истцом плата за услуги рассчитана с нарушением тарифов.
Относимых и допустимых доказательств того, что спорные нежилые помещения ответчиком не используются, суду не представлено. Оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами суд не усматривает.
С учетом изложенного, учитывая то, что в период с 1 января 2020 года по 31 июля 2023 года региональный оператор ООО «САХ» оказал ответчику Рахматулину М.И. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который последний не оплатил, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в размере 68 709 рублей 87 копеек.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Ответчиком не предоставлено доказательств, что в спорный период он, как собственник помещений, осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и Закона "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, предоставляемой истцом, представлено не было.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца сумма уплаченной государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 2 261 рубль 30 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление ООО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» удовлетворить.
Взыскать с Рахматулина Мянсура Измаиловича (ИНН 160100016502) в пользу ООО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 июля 2023 года в размере 68 709 рублей 87 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 261 рубль 30 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Агрызский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ризванова Л.А.