Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-375/2024 (2-3520/2023;) ~ М-3389/2023 от 10.11.2023

Дело № 2-375/2024

УИД: 91RS0022-01-2023-004289-05

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,

старшего помощника прокурора Горбачевской Н.А.,

истца Пиккарайнен Л.М.,

третьего лица Пиккарайнена М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов Пиккарайнен ФИО12 к Администрации города Феодосии Республики Крым (третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети», Феодосийское управление по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора », Пиккарайнен ФИО13, Пиккарайнен ФИО14, Пиккарайнен ФИО15, Пиккарайнен ФИО16) об обязании совершить определенные действия,-

УСТАНОВИЛ:

В ноябре 2023 года Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Пиккарайнен Л.М. к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить <адрес> горячим водоснабжением путем установки газового водонагревателя, согласно разработанному проекту.

В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка по обращению Пиккарайнен Л.М. В ходе проведенной проверки установлено, что на основании ордера от 24 января 1989 года, выданного на основании решения ГИК от 30 декабря 1988 года, Пиккарайнен Л.М. вселилась в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Право собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на указанную квартиру зарегистрировано 20 июля 2020 года. Согласно техническому паспорту от 20 декабря 1989 года многоквартирный <адрес> оборудован центральным отоплением, водоснабжением, электроснабжением, ванные оборудованы горячим водоснабжением и канализацией. Таким образом, на момент предоставления Пиккарайнен Л.М. квартиры и на момент ее вселения в указанную квартиру, жилое помещение было обеспечено горячим водоснабжением. В связи с отключением централизованного водоснабжения, Пиккарайнен Л.М. на основании проекта, утвержденного главным инженером Феодосийского управления по эксплуатации газового хозяйства, был установлен газовый водонагреватель. В настоящее время квартира Пиккарайнен Л.М. горячим водоснабжением не обеспечена, поскольку газовый водонагреватель, установленный заявителем, вышел из строя, и у Пиккарайнен Л.М., которая является получателем пенсии по старости, средств на приобретение нового не имеется. Таким образом, в настоящее время, в нарушение части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, квартира, предоставленная Пиккарайнен Л.М., горячим водоснабжением не обеспечена, в результате чего наниматель не имеет возможности получать коммунальные услуги надлежащего качества.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 210 и 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 14, 30, 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указав, что настоящее заявление предъявлено на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов Пиккарайнен Л.М., просил исковые требования удовлетворить.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Пиккарайнен ФИО17, Пиккарайнен ФИО18, Пиккарайнен ФИО19, Пиккарайнен ФИО20 (протокол судебного заседания от 26 декабря 2023 года).

В судебном заседании старший помощник прокурора – Горбачевская Н.А. и истец – Пиккарайнен Л.М. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом, Пиккарайнен Л.М. пояснила, что договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с Администрацией города Феодосии Республики Крым она не заключала.

Третье лицо – Пиккарайнен М.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, также указав, что договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с Администрацией города Феодосии Республики Крым не заключался.

Ответчик – Администрация города Феодосии Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, его представителем – Исмаиловой В.Д., действующей на основании доверенности, подано суду ходатайство, в котором она просила провести судебное заседание в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым.

Третье лицо – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора № 1» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило и о причинах его неявки суду не сообщило, его представителем – Покидько Л.Я., подано суду ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора № 1».

Третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети» и Феодосийское управление по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.

Третьи лица – Пиккарайнен В.В, Пиккарайнен А.В. и Пиккарайнен С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая мнение старшего помощника прокурора – Горбачевской Н.А., истца – Пиккарайнен Л.М. и третьего лица – Пиккарайнен М.В., надлежащее извещение ответчика – Администрации города Феодосии Республики Крым и третьих лиц – Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», Феодосийского управления по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», Пиккарайнена В.В, Пиккарайнена А.В. и Пиккарайнена С.В., принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, учитывая, что ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика – Администрации города Феодосии Республики Крым и третьих лиц – Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», Феодосийского управления по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», а также третьих лиц – Пиккарайнена В.В, Пиккарайнена А.В. и Пиккарайнена С.В.

Заслушав старшего помощника прокурора, истца, третье лицо, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, а не быть декларативным.

При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских правоотношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Кроме того, эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пиккарайнен Л.М. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения ГИК от 30 декабря 1988 года, вселилась в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Согласно данным лицевого счета , выданного Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора », в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Пиккарайнен ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с ДД.ММ.ГГГГ (наниматель), Пиккарайнен ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с 22 января 1993 года (сын), Пиккарайнен ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с 19 октября 1996 года (сын), Пиккарайнен ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с 30 сентября 1998 года (сын), Пиккарайнен ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с 29 марта 2007 года (сын).

Как следует из ответа Отдела Министерства внутренних дел России по городу Феодосии от 18 августа 2023 года , по адресу: <адрес> зарегистрированы: Пиккарайнен ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительный паспорт серии от 13 мая 2014 года Федеральной миграционной службой Пиккарайнен ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недействительный паспорт серии от 04 апреля 2014 года Федеральной миграционной службой (), действительный паспорт серии от 20 января 2021 года отделом по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии (); Пиккарайнен ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительный паспорт серии от 28 апреля 2009 года МРО УФМС России по Владимирской области в г. Александрове (); Пиккарайнен ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительный паспорт серии от 20 июня 2014 года Федеральной миграционной службой ); Пиккарайнен ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительный паспорт серии от 21 апреля 2014 года Федеральной миграционной службой (900-004). Дополнительно сообщено, что информация о зарегистрированных гражданах по вышеуказанному адресу предоставлена Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора », иной информацией о зарегистрированных лицах по адресу: кв. 81, не располагаем.

Указанная информация также подтверждается представленными Отделом Министерства внутренних дел России по городу Феодосии копиями карточек прописки формы на Пиккарайнен Л.М., Пиккарайнена С.В., Пиккарайнена А.В., Пиккарайнена М.В., Пиккарайнена В.В. и поквартирной карточки формы .

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21 ноября 2023 года № , предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики, сведения об объекте недвижимости – квартире, расположенной по адресу: <адрес> на 1-ом этаже, площадью 65,2 кв.м., 18 июня 2020 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как «актуальные, ранее учтенные» и данному объекту присвоен кадастровый .

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 08 июля 2020 года , правообладателем жилого помещения общей площадью 65,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым; документы – основания возникновения права собственности Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым – право собственности зарегистрировано за Феодосийским советом народных депутатов на основании решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от 25 мая 1990 года № 219, Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21 ноября 2023 года № предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики, право собственности Муниципального образования городской округ Феодосия на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 20 июля 2020 года сделана запись о регистрации права . Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования отсутствуют. Ограничение прав и обременение объекта надвижимости не зарегистрировано.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 февраля 2023 года по гражданскому делу по иску Администрации города Феодосии Республики Крым к Пиккарайнен ФИО31 (третьи лица – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ ФИО6 Республики ФИО6 «Жилищно-эксплуатационная контора », Пиккарайнен ФИО35, Пиккарайнен ФИО32, Пиккарайнен ФИО33, Пиккарайнен ФИО34) о признании договора социального найма заключенным, исковые требования Администрации города Феодосии Республики Крым – удовлетворены. Суд постановил: признать договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенным между Администрацией города Феодосии Республики Крым и ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.

Указанное решение не обжаловалось и 14 марта 2023 года вступило в законную силу.

Согласно данным технического паспорта , составленного Бюро технической инвентаризации по состоянию на 20 декабря 1989 года, многоквартирный <адрес> имеет следующее инженерное оборудование: центральное отопление, водопровод, электроосвещение, радио, телевидение, ванные с горячей водой, канализация.

По информации, представленной в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым ресурсоснабжающей организацией – Феодосийским управлением по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», на основании личного обращения Пиккарайнен Л.М. была изготовлена проектная документация и в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, установлен газовый водонагреватель, пуск газа осуществлен в ноябре 2005 года.

По обращению Пиккарайнен Л.М. Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка, в ходе которой установлено, что в многоквартирном <адрес> ванные должны быть оборудованы горячей водой, вместе с тем, в настоящее время в нарушение части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации квартира, расположенная по адресу: <адрес>, предоставленная Пиккарайнен Л.М., горячим водоснабжением не обеспечена, в результате чего наниматель не имеет возможности получать коммунальные услуги надлежащего качества.

В связи с выявленными нарушениями 09 марта 2023 года Прокуратурой города Феодосии Республики Крым за исх. № Прдр-113-23/240 в адрес Заместителя главы Администрации города Феодосии Республики Крым внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Как следует из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым в адрес Прокуратуры города Феодосии Республики Крым от 10 апреля 2023 года , Администрация города Феодосии Республики Крым на представление Прокуратуры города Феодосии Республики Крым от 09 марта 2023 года № Прдр-113-23/240 по обращению Пиккарайнен Л.М., сообщает следующее. Многоквартирный дом по <адрес> 1988 – 1989 годов постройки. Согласно техническому паспорту от 20 декабря 1989 года дом оборудован центральным отоплением, водоснабжением, электроснабжением, ванные оборудованы горячим водоснабжением, канализацией. После прекращения подачи централизованного горячего водоснабжения (после 1995 года) наниматели и собственники жилых помещений в целях улучшения жилищных условий на основании проектной документации, выданной газоснабжающей организацией, устанавливали в квартирах газовые водонагреватели. Согласно информации, представленной ресурсоснабжающей организацией – Феодосийским управлением по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», на основании личного обращения Пиккарайнен Л.М. была изготовлена проектная документация, и в <адрес> установлен газовый водонагреватель, пуск газа осуществлен в ноябре 2005 года. Установку газового водогрейного оборудования исполнительные органы власти в квартирах не осуществляли. Данные мероприятия выполнялись за счет средств собственников и нанимателей квартир. Принимая во внимание Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года , абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования. Таким образом, ответственность за безопасное пользование бытовыми газовыми приборами, их содержание в надлежащем состоянии, а также заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования возложена на собственников и нанимателей жилых помещений. Учитывая изложенное и тот факт, что Пиккарайнен Л.М. проживает в занимаемом помещении с 1989 года, недостатки в текущем содержании квартиры возникли за годы проживания в ней (более 30 лет). Таким образом, ответственность по выполнению текущего ремонта в квартире и замене инженерного оборудования возложена на заявителя и членов его семьи.

Из письма Администрации города Феодосии Республики Крым в адрес Пиккарайнен Л.М. от 05 мая 2023 года следует, что Администрация города ФИО6 Республики Крым уведомила Пиккарайнен Л.М. о том, что с целью обеспечения горячим водоснабжением муниципальной <адрес> многоквартирном <адрес>, нанимателем которой она является, Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым готово установить электрический водонагреватель. Для выполнения данной работы ей (Пиккарайнен Л.М.) необходимо предоставить доступ в квартиру сотрудникам управляющей организации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора № 1» для определения количества материала, необходимого для выполнения данных работ.

Как следует из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым в адрес Прокуратуры города Феодосии Республики Крым от 23 августа 2023 года , Администрация города Феодосии Республики Крым на требование по вопросу замены газовой колонки гражданке Пиккарайнен Л.М., проживающей в муниципальной квартире по адресу: <адрес>, сообщает следующее. В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем (пункт 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации), а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения (пункт 2 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации), поддерживать его надлежащее состояние (пункт 3 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также проводить текущий ремонт этого помещения (пункт 4 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации). Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет относит побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, а потому не может возлагаться на наймодателя. Так, в пункте 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь, то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях, обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. Подпунктами «и», «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, также определено, что абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, а также надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Принимая во внимание Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования. Таким образом, ответственность за безопасное пользование бытовыми газовыми приборами, их содержание в надлежащем состоянии, а также заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования возложена на собственников и нанимателей жилых помещений. Учитывая изложенное и тот факт, что Пиккарайнен Л.М. проживает в занимаемом помещении с 1989 года, недостатки в текущем содержании квартиры возникли за годы проживания в ней (более 30 лет). Таким образом, ответственность по выполнению текущего ремонта в квартире и замене инженерного оборудования возложена на заявителя и членов его семьи. Дополнительно сообщено, что заявитель (Пиккарайнен Л.М.) не заключила договор социального найма жилого помещения, в данном случае – <адрес>. Для решения данного вопроса ей неоднократно было рекомендовано обратиться в сектор по учету и распределению жилой площади Администрации города Феодосии Республики Крым для заключения договора социального найма. Администрация города Феодосии Республики Крым согласно постановлению Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 февраля 2016 года № 139 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» предоставляет гражданам муниципальную услугу по заключению договоров социального найма. С заявлением по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения на данную квартиру гражданка Пиккарайнен Л.М. до настоящего времени в Администрацию города Феодосии Республики Крым не обращалась. Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Приведенные нормы жилищного законодательства, устанавливающие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, являются одним из видов реализации конституционной гарантии прав на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). При этом, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность понудить граждан при вышеуказанных обстоятельствах в судебном порядке к заключению договора социального найма, тем самым против их воли возлагая на них права и обязанности нанимателя жилого помещения. Иной подход в отсутствие специальных норм нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации прав граждан свободно выбирать место жительства, а также противоречит общеправовому принципу свободы договора. Также сообщено, что Администрация города Феодосии Республики Крым предлагает Пиккарайнен Л.М. установить электрический водонагреватель с целью обеспечения квартиры горячим водоснабжением, однако заявитель до настоящего времени не предоставила доступ в квартиру.

Пунктом 6 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля (пункты 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (часть 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (часть 3).

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 676 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания (пункт 1). Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (пункт 2).

Согласно положениям статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; 2) сдавать жилое помещение в поднаем; 3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; 4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; 5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1). Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (часть 2). Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (часть 3). Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (часть 4).

В силу статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 1). Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2). Переоборудование жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, если такое переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым помещением, без согласия нанимателя не допускается (пункт 3).

Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет относит побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь, то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях, обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения (пункт 5.5.1).

Из анализа указанных правовых норм и их системного толкования следует, что техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, а потому не может возлагаться на наймодателя.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

При рассмотрении дела судом бесспорно установлено, что до настоящего времени договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, между Администрацией города Феодосии Республики Крым, как наймодателем, и Пиккарайнен Л.М., как нанимателем, не заключен, несмотря на то, что для решения данного вопроса последней неоднократно было рекомендовано обратиться в сектор по учету и распределению жилой площади Администрации города Феодосии Республики Крым для заключения договора социального найма; газовый водонагреватель, возложить обязанность по установке которого на Администрацию города Феодосии Республики Крым просит истец, не входил в состав инженерного оборудования квартиры, которая в 1989 году была предоставлена Пиккарайнен Л.М., и был установлен самой Пиккарайнен Л.М., что не оспаривалось ею в судебном заседании.

Также суд принимает во внимание, что Пиккарайнен Л.М. проживает в занимаемом жилом помещении с 1989 года, недостатки в текущем содержании квартиры возникли за годы проживания в ней (более 30 лет). Таким образом, ответственность по выполнению текущего ремонта в квартире и замене инженерного оборудования, которое не входило в состав инженерного оборудования при предоставлении Пиккарайнен Л.М. квартиры, и было установлено ею (Пиккарайнен Л.М.) не может быть возложена на Администрацию города Феодосии Республики Крым.

Доводы стороны истца о том, что именно на Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность обеспечить <адрес> горячим водоснабжением путем установки газового водонагревателя, согласно разработанному проекту, судом не принимаются во внимание, как необоснованные, основанные на ошибочном понимании и толковании норм материального права, учитывая, что типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет относит побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, а потому не может возлагаться на наймодателя. В пункте 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь, то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях, обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что в соответствии с требованиями действующего законодательства на Администрацию города Феодосии Республики Крым не возложена обязанность устанавливать газовый водонагреватель, который не входил в состав инженерного оборудования квартиры, которая в 1989 году была предоставлена Пиккарайнен Л.М., и был установлен самой Пиккарайнен Л.М., и при рассмотрении дела не установлено, что ответчик каким-либо образом нарушает права Пиккарайнен Л.М., доказательств обратного суду не представлено и по делу не добыто, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов Пиккарайнен Л.М., ввиду недоказанности нарушения ответчиком прав истца.

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2024 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов Пиккарайнен ФИО36 (паспорт гражданина Российской Федерации серии ) к Администрации города Феодосии Республики Крым (ИНН , ОГРН ) (третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети», Феодосийское управление по эксплуатации газового хозяйства Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети», Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора № 1», Пиккарайнен ФИО37, Пиккарайнен ФИО38, Пиккарайнен ФИО39, Пиккарайнен ФИО40) об обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Чибижекова Н.В.

2-375/2024 (2-3520/2023;) ~ М-3389/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пиккарайнен Лидия Михайловна
Заместитель прокурора города Феодосии
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым"
Пиккарайнен Владимир Владимирович
Пиккарайнен Михаил Владимирович
Пиккарайнен Алексей Владимирович
Пиккарайнен Сергей Владимирович
МУП "ЖЭК №1"
ГУП РК "Крымгазсети"
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2023Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее