Решение по делу № 33-3146/2016 от 20.07.2016

Судья Иванова Н.Е. № 33-3146/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2016 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским деламВерховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Стракатовой З.Е.,

судей Душнюк Н.В., Савельевой Н.В.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика и третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 мая 2016 г. по иску Тиллеса Ю.Н. к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тиллес Ю.Н. обратился в суд с иском по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с (...) г. по (...) г. истец находился в (...), с (...) г. по (...) г. обучался в (...), с (...) г. по (...) г. проходил военную службу по призыву. За истцом было закреплено жилое помещение в (...). Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от (...) установлен факт невозможности проживания истца в ранее закрепленном жилом помещении, истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено. Тиллес Ю.Н. просил обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилищного фонда в границах Сортавальского городского поселения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже нормы предоставления.

Решением суда исковые требования удовлетворены. На администрацию Сортавальского муниципального района возложена обязанность предоставить Тиллесу Ю.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского городского поселения.

С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе представитель администрации Сортавальского муниципального района Грацианова Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена действующим законодательством на администрацию Сортавальского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из бюджета Республики Карелия. В соответствии со ст. 40 ГПК РФ и в связи с характером спорного правоотношения для полного и всестороннего рассмотрения дела в качестве соответчика суду следовало привлечь Министерство здравоохранения и социального развития РК. Указывает, что распределенные в бюджет Сортавальского муниципального района на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом РК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», денежные средства в размере (...) руб. освоены в полном объеме. Для приобретения жилого помещения истцу денежные средства отсутствуют.

С решением суда не согласно Министерство здравоохранения и социального развития РК. В апелляционной жалобе представитель Худякова Ю.А. просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что гарантируемое Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное обеспечение жилой площадью может быть реализовано только до достижения 23-летнего возраста указанной категории граждан. По достижении возраста 23 лет граждане утрачивают право на предоставление такой меры государственной поддержки. При разрешении спора об обеспечении истца жилым помещением подлежали выяснению причины, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При проверке Министерством здравоохранения и социального развития РК сведений, содержащихся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было выявлено, что Тиллес Ю.Н. включен в указанный список с нарушением закона. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от (...)(...) истец исключен из соответствующего списка.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что Тиллес Ю.Н. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец (...), мать Ф.И.О.1 решением Сортавальского городского суда РК от (...) была лишена родительских прав в отношении истца, его сестры Ф.И.О.2 и брата Ф.И.О.3 С (...) г. по (...) г. Тиллес Ю.Н. находился в (...), затем проходил обучение в (...), а в период с (...) г. по (...) г. проходил срочную военную службу.

Постановлением мэра г. Сортавала от (...)(...) за Тиллесом Ю.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (...). Указанная квартира является (...), общей площадью (...) кв.м, в данном жилом помещении истец зарегистрирован по месту жительства. Согласно справке ПАО «Единый расчетный центр Республики Карелия» от (...) в указанной квартире кроме истца зарегистрированы его племянницы несовершеннолетние Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5 Справкой органа опеки и попечительства администрации Сортавальского муниципального района подтверждается, что несовершеннолетняя Астахова С.С. удочерена в 2004 г., Черняков А.А. усыновлен в 2002 году. Таким образом, в настоящее время только истец имеет право пользования данным жилым помещением, является его нанимателем. Как пояснял истец, в указанной квартире он не проживает, работает и живет в (...).

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от (...)(...) установлен факт невозможности проживания Тиллеса Ю.Н. в указанном жилом помещении согласно санитарно-эпидемиологического экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» от (...)(...) В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от (...)(...) Тиллес Ю.Н. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по Сортавальскому муниципальному району. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от (...)(...) Тиллес Ю.Н. исключен из указанного списка. Основанием для исключения явились нарушения законодательства, допущенные при включении его в данный список и определении прав Тиллеса Ю.Н. на жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии с положениями ст.ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась ранее в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

С 01.01.2013 законодательством Российской Федерации установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений. В частности, Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.), п. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.), под. 2 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, заключают договоры найма специализированных жилых помещений, предоставляют уполномоченному органу сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (под. 4 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК).

Положения ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ предусматривают, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Юридически значимыми для настоящего спора обстоятельствами является установление наличия у истца права на обеспечение жилым помещением до достижения им возраста 23 лет, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. В целях обеспечения жилым помещением истец в орган местного самоуправления обратился лишь в (...) г. по достижении (...) лет. Каких-либо уважительных причин, по которым он ранее не обращался в органы местного самоуправления за реализацией права на жилье, не заявлено.

Необходимым условием для предоставления жилого помещения по законодательству, действующему до 01.01.2013, в период, когда истец не достиг возраста 23 лет, являлось отсутствие у данной категории лиц закрепленного жилого помещения, поскольку обязанность обеспечения жилым помещением возлагалась на органы исполнительной власти только в том случае, если данная категория граждан не имела закрепленного жилого помещения.

Из представленных доказательств следует, что истец в (...) г. достиг возраста (...) лет. В период до достижения истцом 23 лет за ним было закреплено жилое помещение, нанимателем которого он является. Указанное жилое помещение непригодным для проживания не признано.

Из экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» от (...)(...) следует, что квартира № (...) расположена в (...) многоквартирном (...) доме, в квартире имеется централизованное водоснабжение и водоотведение, печное отопление, квартира состоит из комнаты, кухни и туалета. Заключением подтверждается, что истец проводит в квартире ремонтные работы, но фактически в квартире не проживает. Несоответствие жилого помещения требованиям СанПин установлено лишь в связи с отсутствием горячего водоснабжения в квартире. При этом согласно п. 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, отсутствие централизованной системы горячего водоснабжения в (...) жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по действующему до 01.01.2013 законодательству истец не имел права на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, указанные выше положения ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ на истца не распространяются.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ. Судебная коллегия принимает новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 мая 2016 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе Тиллесу Ю.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Председательствующий

Судьи

33-3146/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Тиллес Ю.Н.
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
Министерство здравоохранения и социального развития РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
02.08.2016Судебное заседание
19.08.2016Судебное заседание
29.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее