УИД 03RS0006-01-2022-001070-84
Дело № 2-7295/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 29 ноября 2023 года
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Осипова А.П.,
при секретаре Гафаровой А. М.,
представителя ответчика ПАО АНК «Башнефть» - Широких В.А. действующего на основании доверенности от №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коньковой ФИО7 к Юрьевны к Публичному акционерному обществу «Акционерной нефтяной Компании «Башнефть» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении компенсации морального вреда,
установил:
Конькова Т.А. обратилась в суд с иском к ПАО АНК «Башнефть» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении компенсации морального вреда, указывая на то, что она работает у ответчика и ответчиком был издан приказ о вакцинации работников, с которым она не была ознакомлена, к тому же вакцинироваться не считала нужным. Выйдя на работу в свою смену, ей стало известно о том, что ответчиком в отношении нее был издан приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы. Считает данный приказ незаконным, нарушающим ее трудовые права, поскольку законом не предусмотрен порядок отстранения от работы без сохранения заработной платы лиц, не прошедших вакцинацию от новой короновирусной инфекции.
На основании изложенного, просила суд признать незаконным изданный ответчиком приказ об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы, взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время отстранения ее от работы (вынужденного прогула) за период с ДД.ММ.ГГГГ по день выхода на работу, а также в счет возмещения компенсации морального вреда денежную сумму в размере 144505 рублей 62 копеек.
Истец Конькова Т.А. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО АНК «Башнефть» - Широких В.А., действующий на основании ранее указанной доверенности, иск Коньковой Т.А.. признал в части по основания, изложенным в возражении, пояснив при этом, что приказ об отстранении истца от работы был отменен в ходе производства по данному делу.
Выслушав представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которыми работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом обзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральным законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 вышеуказанного закона, полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г.№ 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
На основании статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 –ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний(отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации санитарно-профилактические мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпиде миологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 20 статьи 50 настоящего федерального закона (пункт3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 53-ФЗ при угрозе возникновения и распоространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.) перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные санитарные врачи субъекта Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно – эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4 (действует с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции КОВИД 19», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15, новая короновирусная инфекция «КОВИД -19», является острым распираторным заболеванием, вызванным новым короновирусом и в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко второй группе патогенности.
Короновирусная инфекция признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66).
Правовые основы государственной политики в области иммукнопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 гю № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. «157-ФЗ, отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
На основании статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 гю № 157-ФЗ, профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимает главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь проилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г.№ 125-н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. № 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против короновирусной инфекции.
Решение о проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52 ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г.№ 157-ФЗ).
Согласно письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах(трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. № 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой короновирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Постановлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 13 октября 2021 года № 16-п «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Республики Башкортостан», Министерству здравоохранения Республики Башкортостан рекомендовано проведение профилактических прививок против новой короновирусной инфекции по эпидемическим показаниям граждан Республики Башкортостан в возрасте от 18 лет и старше, с охватом не менее 80% от общей численности работников из перечня категорий (групп) граждан Республики Башкортостан, указанных в подпункте 3.13. настоящего Постановления, в срок до ДД.ММ.ГГГГ первым компонентом вакцины, в срок до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом вакцины (п.6.2 постановления).
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ Конькова Т.А. осуществляет у ответчика трудовую деятельность. На момент отстранения от работы она работала у ответчика оператором технологических установок 4 разряда. Согласно изданного ответчиком приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, работники, не имеющие документального подтверждения противопоказаний к вакцинации против новой короновирусной инфекции, либо не прошедшие вакцинацию ранее, либо не перенесшие заболевание КОВИД-19 в последние 6 месяцев, подлежат отстранению от работы без сохранения заработной платы: работники 60 лет и старше с ДД.ММ.ГГГГ, остальные работники с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению о профилактических прививках против новой короновирусной инфекции КОВИД-19 Коньковой Т. А. необходимо было пройти вакцинацию против новой короновирусной инфекции в срок до 18 ноября 2021 года/ 30 ноября 2021 года (первым компонентом, либо однокомпонентной вакциной), вторым компонентом до ДД.ММ.ГГГГ / ДД.ММ.ГГГГ, либо предоставить медицинское заключение о наличии протвопоказаний к профилактической прививке против новой короновирусной инфекции и в случае не представления таких документов было вынесено предупреждение об отстранении от работы без сохранения заработной платы.
Согласно составленного представителями ответчика акту от ДД.ММ.ГГГГ, Конькова Т.А. отказалась от подписания листа ознакомления с приказом, уведомлением, а также отказа от вакцинации. В данном акте также указано, что Коньковой Т.А. было зачитано вслух содержание приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
После чего на основании изданного ответчиком приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец была отстранена от работы без сохранения заработной платы до предоставления документов о вакцинации, противопоказания к вакцинации, нормализации эпидемиологической обстановки по заболеваемости новой короновирусной инфекцией, либо отмены требования об обязательной иммунизации работников организации, однако Конькова Т.А. также отказалась подписывать лист ознакомления с данным приказом, о чем уполномоченными должностными лицами ответчика 30.11.2021 г. был составлен соответствующий акт.
В ПАО АНК «Башнефть» 16.11.2021 г. № 845 «О проведении вакцинации работников ПАО АНК «Башнефть» против КОВИД-19», согласно которому был указан период прохождения вакцинации первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом.
В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что истец Конькова Т.А. отнесена к категории лиц, указанным в подпункте 3.13 Постановления Управления Роспотребнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-п, которым предписана вакцинация в срок до ДД.ММ.ГГГГ первым компонентом вакцины, соответственно отстранение ее ответчиком от работы без сохранения заработной платы в связи с ее отказом от вакцинации, должно было быть произведено не ранее ДД.ММ.ГГГГ и лишь в том случае, если ей на указанную дату не были бы представлены сертификат о вакцинации или иные соответствующие документы. Между тем, ответчик произвел отстранение Коньковой Т.А. от работы без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, т.е преждевременно, чем нарушил ее трудовые права.
При таких обстоятельствах изданный ответчиком приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об отстранении Коньковой Т.А. от работы является незаконным и подлежит отмене, а ее иск в данной части подлежит удовлетворению. Однако поскольку с ДД.ММ.ГГГГ действие приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об отстранении от работы (недопущении к работе) с ДД.ММ.ГГГГ в отношении оператора технологических установок <данные изъяты> Коньковой Т.А. отменено ПАО АНК «Башнефть» приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, то производное требование об его отмене следует оставить без исполнения.
В соответствии со статьей 234 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
незаконного отстранения от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), внесения в трудовую книжку, в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
На основании статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплатить средний заработок за все дни, когда работник не имел возможности трудиться из-за нарушения его прав.
В силу статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее начисления.
Поскольку Конькова Т.А. была незаконно отстранена ответчиком от работы без сохранения заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 65 смен, согласно графику сменности, а ее средний (часовой) заработок, согласно предоставленной ответчиком справки составляет 394 р.81к., а средний дневной 3158р.48 р., то ее средний заработок за время вынужденного прогула должен быть рассчитан как размер среднего дневного заработка помноженного на количество рабочих дней за время вынужденного прогула 3158 р.48 к. х 65 смен = <данные изъяты>
Таким образом, иск в данной части требований также подлежит удовлетворению и с ПАО АНК «Башнефть» в пользу Коньковой Т.А. следует взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с изложенным, суд, с учетом принципа разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ПАО АНК «Башнефть» в пользу истца в счет возмещения компенсации морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты>, частично удовлетворяя исковые требования Коньковой Т.А. в данной части.
В удовлетворении остальной части требований Коньковой ФИО8 к ПАО АНК «Башнефть», отказать за необоснованностью.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ПАО АНК «Башнефть» в бюджет городского округа город Уфа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5553 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Коньковой ФИО11 к ПАО АНК «Башнефть» о признании незаконным приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным изданный ответчиком приказ от ДД.ММ.ГГГГ г. № № об отстранении от работы (недопущения к работе) без сохранения заработной платы Коньковой ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ. до предоставления документов, подтверждающих вакцинацию или противопоказания к вакцинации.
Решение в части обязании ответчика отменить данный приказ, к исполнению не предъявлять, в связи с его отменой ответчиком в ходе рассмотрения данного дела.
Взыскать с ПАО АНК «Башнефть» ИНН 0274051582, ОКПО 00135645 в пользу Коньковой ФИО9 паспорт серии № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС <данные изъяты> к.п. № средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> в счет возмещения компенсации морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части требований Коньковой ФИО10 к ПАО АНК «Башнефть», отказать за необоснованностью.
Взыскать с ПАО АНК «Башнефть» ИНН 0274051582, ОКПО 00135645 в бюджет городского округа город Уфа государственную пошлину в размере 5553 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: А.П. Осипов
Решение изготовлено в окончательной форме 06 декабря 2023 года.