Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-56/2024 (2-1079/2023;) ~ М-1025/2023 от 08.12.2023

Дело № 2-56/2024

УИД 59RS0014-01-2023-001619-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года                г. Верещагино Пермский край

Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Филиппенко Р.М., при секретаре Шалимовой А.В.,

с участием прокурора Тетеновой И.В., истца Зимушкиной Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по иску Прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах Зимушкиной Любови Михайловны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верещагинского района, действующий в интересах Зимушкиной Любови Михайловны, обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации: вкладышами ушными индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт., компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Верещагинского района обратилась Зимушкина Л.М. с заявлением о необеспечении её ответчиком техническими средствами реабилитации: вкладышами ушными индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт. Зимушкина Л.М. является инвалидом <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПРА) .20.59/2021 от ДД.ММ.ГГГГ инвалиду рекомендованы технические средства реабилитации (далее - TCP): сигнализатор звука цифровой со световой индикацией - 1шт; слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный - 2шт.; вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) - 2шт.; телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см - 1шт.; телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и текстовым выходом - 1шт. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий - бессрочно. Заявитель через МФЦ обратился в Отделение ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на обеспечение её техническим средством реабилитации, рекомендованным ей ИПРА - вкладышами ушными индивидуального изготовления (для слухового аппарата) - 2шт. Отделением в адрес Зимушкиной Л.М. направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она поставлена на учет для предоставления ей технического средства реабилитации. Согласно сведений ЕИС Закупки после направления Зимушкиной Л.М. уведомления о постановке её на учет для обеспечения её техническим средством реабилитации Отделением было заключено два государственных контракта (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) с ООО Торгово-промышленная компания «РИТМ» на выполнение работ по изготовлению вкладышей ушных индивидуального изготовления (для слухового аппарата) для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории <адрес>. Однако в нарушение требований п. 5 Правил в 7-дневный срок с даты заключения государственного контракта и до настоящего времени направление на изготовление технических средств реабилитации Зимушкиной Л.М. не направлено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявитель техническими средствами реабилитации - вкладышами ушными индивидуального изготовления (для слухового аппарата) - 2шт., не обеспечена. Непредставление технических средств реабилитации доставляет Зимушкиной Л.М. неудобства, поскольку она лишена возможности полноценно пользоваться слуховыми аппаратами, нормально жить, общаться с родственниками и со всеми людьми, что причиняет нравственные и физические страдания, ограничивает её жизнедеятельность, создает препятствия для её социальной адаптации. Она не чувствует себя «на равных» с другими людьми. Зимушкина Л.М. оценивает свои моральные страдания в 10000 рублей.

Прокурор Веещагинского района в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал.

Истец Зимушкина Л.М. в судебном заседании исковое требования поддержала, указала, что ей ежегодно необходимо менять вкладыши ушные, последний раз ей выдавали в 2022 году из-за чего настоящие вкладыши пришли в негодность, она плохо слышит, испытывает дискомфорт. Обращения в ОСФР по Пермскому краю результатов не дало.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, чтоДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и предоставленной ИПРА .20.59/2021 от ДД.ММ.ГГГГ Зимушкина Л.М. поставлена на учет в отделении СФР по Пермскому краю по обеспечению техническими средствами реабилитации: сигнализатор звука цифровой со световой индикацией - 1 шт.; слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный - 2 шт.; вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт.; телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см - 1 шт.; телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и текстовым выходом - 1 шт. Уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации _13018443 от ДД.ММ.ГГГГ было направлено по месту жительства Зимушкиной Л.М. посредством Почты России. Выше указанными TCP на дату составления отзыва на иск прокурора Зимушкина Л.М. была обеспечена Отделением Фонда в соответствии с ИПРА инвалида: сигнализатором звука цифровым со световой индикацией - 1 шт.; слуховым аппаратом цифровым заушным сверхмощным - 2 шт.; телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см - 1 шт.; телефонным устройством с функцией видеосвязи, навигации и текстовым выходом - 1 шт., что подтверждается актами приема-передачи изделия. По обеспечению вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) - 2 шт. сообщают, что объем средств федерального бюджета, выделенных отделению СФР в конце 2022 года, в том числе дополнительно доведенные ассигнования из средств федерального бюджета на обеспечение в 2023 году инвалидов техническими средствами реабилитации, позволил в рамках государственных контрактов удовлетворить заявки от инвалидов об обеспечении в натуральной форме, которые поступили с июня 2022 года и до конца марта 2023 года. В настоящее время отделение Фонда приступило к размещению и проведению процедур закупок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2024 году. Вместе с тем, Зимушкина Л.М. может быть обеспечена TCP не только путем непосредственного предоставления соответствующего TCP, но и в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей» реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона № 181-ФЗ).

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с пунктами 2 и 4 Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Согласно пункта 4 Правил заявление о предоставлении технических средств реабилитации подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15 - дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если основанием для подачи искового заявления является обращение к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Судом установлено из материалов следует, что Зимушкина Л.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию (бессрочно) (л.д.12).

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ .20.59/2021 Зимушкиной Л.М. рекомендованы, в том числе: сигнализатор звука цифровой со световой индикацией - 1 шт., слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный - 2 шт., вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) - 2 шт., телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см - 1 шт., телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и текстовым выходом - 1 шт. (л.д.13-25). Вкладыш ушной подлежит выдаче ежегодно.

ДД.ММ.ГГГГ Зимушкина Л.М. через ГБУ ПК «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась к ответчику для получения (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями на получение вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт. (л.д.27).

Согласно скриншоту с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок ОСФР по Пермскому краю заключены контракты в августе 2023 года и октябре 2023 года на закупку вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата), сроки исполнения контрактов в декабре 2023 года (л.д.28-34).

Рассматривая требование о возложении обязанности обеспечить истца вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт., суд приходит к следующему.

Зимушкина Л.М. воспользовалась правом обеспечения граждан техническими средствами реабилитации: предоставление средств реабилитации по государственным контрактам.

Ответчиком во исполнение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, освобождающие его от исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Учитывая, что до настоящего времени истец не обеспечен вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата), суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации - вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт., являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

При наличии оснований для удовлетворения иска о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации - вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт., в силу ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяцев.

Относительно требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу части 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. По смыслу приведенных норм права следует, что право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательства на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.

Руководствуясь положениями статей 151, 1101, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что имело место нарушение прав истца в виде фактического лишения его как инвалида гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты несвоевременной выдачей технических средств реабилитации – вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 шт., в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 рублей. Несвоевременное обеспечение Зимушкиной Л.М. техническими средствами реабилитации, необходимыми ей по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Определяя размер данной компенсации в 5 000 рублей, суд исходит, как из фактических обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истца техническими средствами реабилитации, наличия у него инвалидности, степени и длительности нравственных страданий, нуждаемости в технических средствах реабилитации, степени вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида. При этом, отклоняя доводы ответчика о том, что в материалы дела не представлены доказательства причинения Зимушкиной Л.М. нравственных и физических страданий, суд исходит из того, что сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Доводы ответчика о наличии у истца прав на получение денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации отклоняются судом, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от возложенных на него в силу закона обязанностей, неисполнение которых объективно нарушает гарантируемые государством права инвалида на оказание ему мер социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах Зимушкиной Любови Михайловны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200) обеспечить Зимушкину Любовь Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ Верещагинским РОВД Пермской области) техническим средством реабилитации: вкладышами ушными индивидуального изготовления (для слухового аппарата) – 2 штуки, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200) компенсацию морального вреда в пользу Зимушкиной Любовь Михайловны в сумме 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года.

Судья                         Р.М. Филиппенко

2-56/2024 (2-1079/2023;) ~ М-1025/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Верещагинского района Пермского края
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю
Другие
Зимушкина Любовь Михайловна
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Судья
Филиппенко Р.М.
Дело на странице суда
veresh--perm.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее