Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3667/2019 ~ М-3688/2019 от 21.11.2019

КОПИЯ

№ 2-3667/2019

70RS0004-01-2019-004832-82

Решение

Именем Российской Федерации

27 декабря 2019 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи       Глинской Я.В.,

при секретаре                Тимофеевой О.С.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И., представителя истца ФИО1ФИО2, действующей на основании доверенности от 28.09.2019 сроком на пять лет,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска об изъятии жилого помещения путем выкупа с прекращением права собственности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска о возложении обязанности изъять для муниципальных нужд жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>, и долю земельного участка, приходящегося на жилое помещение, путем выкупа с прекращением его права собственности, установив размер выкупной цены в сумме 1 250 000 руб.

В обоснование требований указано, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии №1235 от 21.08.2014 постановлением администрации г. Томска № 1128 от 30.10.2014 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Томска № 934 от 29.09.2017 определено изъять в установленном порядке спорное жилое помещение для муниципальных нужд. Истец обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о согласии с подготовленными по заказу администрации Советского района г.Томска отчетами об оценке рыночной стоимости имущества и о выплате выкупной цены за изымаемое недвижимое имущество. Истцом был подписан проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 17.12.2018 и направлен в администрацию Советского района г.Томска. До настоящего времени соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с истцом не заключено.

Истец в суд не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что право собственности истца на жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес> возникло на основании договора передачи и договора купли-продажи доли. Дом был признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, однако изъятие жилого помещения до настоящего времени не произведено. Указала, что истец выразил согласие со стоимостью изымаемого недвижимого имущества, определенной в отчетах об оценке стоимости имущества, составленных по заказу администрации Советского района г.Томска. От проведения судебной экспертизы отказалась.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменный отзыв не представил.

Суд, на основании положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как следует из материалов дела, на основании договора передачи от 04.01.2001 № 31836, заключенного между объединенной администрацией Кировского и Советского огругов и ФИО3, ФИО1, последним в общую совместную собственность передана квартира общей площадью 19,7 кв.м по адресу: <адрес>.

Согласно договору купли-продажи доли квартиры № 70 АА 1015453 от 19.07.2017, ФИО3 продала ФИО1 принадлежащую ей ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

Таким образом, ФИО1 является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 19,7 кв.м. по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации г.Томска от 30.14.2014 № 1128 на основании заключения межведомственной комиссии многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска № 934 от 29.09.2017 жилое помещение и земельный участок по адресу: <адрес> изъяты для муниципальных нужд.

06.09.2019 истцом в адрес администрации Советского района г.Томска направлено заявление о выплате возмещения за изымаемое недвижимое имущество.

По заказу муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Советского района г.Томска на основании муниципального контракта № 74к от 23.11.2018 ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» произведена оценка рыночной стоимости жилого помещения площадью 19,7 кв.м. по адресу: <адрес>. Согласно отчету об оценке № 276/15 от 06.12.2018 рыночная стоимость квартиры №3 по адресу: <адрес>, составляет 594 000 рублей.

На основании муниципального контракта № 74к от 23.11.2018 ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка общей площадью 1520 кв.м., по адресу: <адрес>. Согласно отчету об оценке № 276/26 от 06.12.2018 рыночная стоимость земельного участка по адресу: <адрес>, составляет 14 338 000 руб. Рыночная стоимость доли в праве на земельный участок, приходящаяся на квартиру по указанному адресу, составляет 656 000 руб.

Согласно ответу администрации Советского района г.Томска от 20.12.2019 № 7500 истцу 20.12.2018 направлен для ознакомления проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, который был им подписан.

Сведений о заключении с ФИО1 соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> для муниципальных нужд в материалы дела не представлено.

Таким образом, как следует из представленных суду материалов дела, с момента принятия решения об изъятии принадлежащего истцу жилого помещения, ответчиком произведена оценка рыночной стоимости спорного недвижимого имущества, однако соглашение об установлении выкупной цены между сторонами не заключено.

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае невыполнения данного требования, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

Таким образом, при принятии органом местного самоуправления решения об изъятии принадлежащего истцам недвижимого имущества для муниципальных нужд, наряду с направлением в их адрес уведомления об этом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по направлению соответствующего проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

Вышеуказанные действия ответчиком совершены, вместе с тем, до настоящего времени процедура изъятия недвижимого имущества для муниципальных нужд не завершена, соглашение об изъятии недвижимости по адресу: <адрес> для государственных или муниципальных нужд с истцом не заключено.

На основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

В силу п. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно приведенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, разъяснениям, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

Согласно информации, представленной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и приложенного кадастрового паспорта земельный участок по <адрес> в <адрес> сформирован, границы определены с присвоением ему кадастрового номера 70:21:0200009:2652.

Истцом в подтверждение заявленных требований и размера выкупной стоимости изымаемого имущества представлены отчет об оценке №276/15 и №276/26 от 06.12.2018, выполненные ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» на основании муниципального контракта №74к от 23.11.2018.

Указанными отчетами установлено, что:

- рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 594 000 руб. (отчет ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» об оценке №276/15 от 06.12.2018),

- рыночная стоимость земельного участка под домом составляет 14 338 000 руб., стоимость доли истца в праве на земельный участок составляет 656 000 руб. (отчет ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» об оценке №276/26 от 06.12.2018).

С учетом данных расчетов выкупная цена изымаемого у истца объекта недвижимости по адресу: <адрес>, составила 1 250 000 руб. (594 000 руб. + 656 000 руб.).

Иные составляющие выкупной цены изымаемого недвижимого имущества при составлении данных отчетов не определялись.

В силу статей 6 и 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.

Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Как следует из материалов дела, первоначально право собственности на квартиру <адрес>, в г.Томске у истца возникло на основании заключенного с администрацией Кировского и Советского округов договора передачи от 04.01.2001 № 31836, с передачей истцу и ФИО3 в общую совместную собственность занимаемую ими квартиру муниципального жилищного фонда, то есть в порядке приватизации.

Из заключения межведомственной комиссии №1235 от 21.08.2014 следует, что износ здания - жилого дома по адресу: <адрес> составляет 67%.

Согласно ответу администрации Советского района г.Томска от 20.12.2019 №7500 информация проведении капитального ремонта в указанном доме отсутствует.

Поскольку возникновение права собственности на квартиру у истца связано с приобретением жилого помещения в порядке приватизации, следовательно, ответчик по отношению к данному истцу являлся наймодателем и имел невыполненные перед ним работы, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, в том числе по проведению капитального ремонта дома, то истец относится к субъектам, которые вправе требовать предоставления компенсации за непроизведенный ремонт.

Согласно п.п. «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства стороне истца было разъяснены положения п. 7 ст. 32 ЖК РФ и критерии, определяющие итоговой размер выкупного возмещения, а также право истца на определение данных составляющих путем проведения судебной экспертизы.

В судебном заседании представителем истца указано, что разъяснения суда положений п. 7. ст. 32 ЖК РФ стороне истца понятны, и подтверждено, что требование о взыскании иных составляющих выкупной стоимости, помимо указанных в представленных суду вышеуказанных отчетах, истцом к взысканию с ответчика не предъявляется, от проведения судебной экспертизы сторона истца отказалась, настаивала на определении выкупной стоимости спорного жилого помещения в соответствии с представленными отчетами об оценке №276/15 и №276/26 от 06.12.2018, выполненными ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр».

Ответчиком каких-либо доказательств, опровергающих выводы, изложенные в указанных отчетах, не представлено, ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Рассмотрев отчет ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» №276/15 от 06.12.2018 и отчет ООО «Западно-Сибирский консалтинговый центр» №276/26 от 06.12.2018 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, на которых истец основывал свои исковые требования при обращении в суд, и которые в том числе были положены стороной ответчика в основу проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, суд считает возможным основывать свои выводы на данных заключениях.

Указанные заключения соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ, не содержат неоднозначного толкования и отражают сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результата проведения оценки.

При таких обстоятельствах, размер выкупной цены изымаемого у истца жилого помещения, составляет 1 250 000 руб. и включает: 594 000 руб. – стоимость квартиры по адресу: <адрес>; 656 000 руб. – стоимость доли истца в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по указанному адресу.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за истцом и возникновение права на помещение у иного лица.

Соответственно, указанное решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности истца на квартиру по <адрес> в г.Томске после выплаты истцу выкупной стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска изъять у ФИО1 для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, площадью 19,7 кв.м. путем выкупа с прекращением права собственности на указанное жилое помещение, установив размер выкупной стоимости в размере 1 250 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска.

    Судья (подпись)

Копия верна

Судья                                                     Я.В. Глинская

Секретарь                                О.С. Тимофеева

Оригинал документа находится в гражданском деле № 2-3667/2019 (70RS0004-01-2019-004832-82) Советского районного суда г.Томска.

Мотивированный текст решения изготовлен 09.01.2020.

2-3667/2019 ~ М-3688/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Советского района г. Томска
Хандогин Руслан Алексеевич
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск
Другие
Патракова Ольга Александровна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Глинская Я.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
21.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Подготовка дела (собеседование)
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело оформлено
01.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее