Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1358/2023 ~ М-711/2023 от 25.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                              19 июня 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зенкевичем В.И.,

с участием представителя административного истца Парфеновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1358/2023 по административному исковому заявлению Гребенниковой Ирины Владимировны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец Гребенникова И.В. обратилась в Самарский областной суд с указанным административным иском и с учетом уточнений, ссылаясь на отчет об оценке № 17/0223-З-У от 24.05.2023, просила суд установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства:

- нежилого помещения площадью 462,5 кв.м, - 1 этаж, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 021 261 рубль,

– нежилого помещения площадью 68 кв.м, 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 091 014 рублей,

– нежилого помещения площадью 787,3 кв.м, 1 этаж, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 14 472 131 рубля.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , , кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01.01.2021 в размере 15 984 559, 77 рублей, 2 007 980, 84 рублей, 11 120 770, 88 рублей соответственно. Установленная кадастровая стоимость объектов не соответствует рыночной стоимости, которая определена отчетом об оценке с учетом уточнений, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объекта.

В судебном заседании представитель административного истца Парфенова Е.М., действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Административные ответчики Правительство Самарской области, ППК Роскадастр по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, администрация г.о. Тольятти, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска с учетом утоненных требований оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- нежилое помещение с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 462,5 кв.м,

– нежилое помещение с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 68 кв.м,

- нежилое помещение с кадастровым номером , местоположение: <адрес> площадью 787,3 кв.м.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 определена кадастровая стоимость помещений с кадастровым номером в размере 11 120 770, 88 рублей, с кадастровым номером в размере 2 007 980, 84 рублей, с кадастровым номером в размере 15 984 559, 77 рублей, сведения внесены в ЕГРН в январе 2022 года.

Административный истец, будучи собственником указанных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 25.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен уточненный отчет об оценке № 17/0223-3-У от 24.05.2023 оценщика Орловой А.А. независимой оценочной компании ООО «РусОценка» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 помещений с кадастровым номером в размере 6 021 261 рубля, с кадастровым номером в размере 1 091 014 рублей, с кадастровым номером в размере 14 472 131 рубля.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объектов недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости помещений равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 25.04.2023, что необходимо отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Гребенниковой Ирины Владимировны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 462,5 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 021 261 (шесть миллионов двадцать одна тысяча двести шестьдесят один) рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, 64, площадью 68 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 091 014 (один миллион девяноста одна тысяча четырнадцать) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 787,3 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 14 472 131 (четырнадцать миллионов четыреста семьдесят две тысячи сто тридцать один) рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 25.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2023.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-1358/2023 ~ М-711/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гребенникова И.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Тольятти
ГБУ СО "ЦКО"
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Парфенова Е.М.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация административного искового заявления
26.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
27.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее