Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-424/2021 от 31.08.2021

Дело № 21-424/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Тюмень

15 сентября 2021 года

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Мизоновского сельского поселения на решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 02 августа 2021 года, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов от 23 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов С.В.В. от 23 сентября 2020 года № 114 Администрация Мизоновского сельского поселения (далее также – Администрация) Ишимского муниципального района Тюменской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, Администрация Мизоновского сельского поселения обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывала, что в постановлении не указано, какие именно правила и требования пожарной безопасности нарушены Администрацией, какие отходы расположены около дома № 1 по ул. Мизоновская, с. Мизоново, в связи с чем определить критерий, по которым отходы отнесены к горючим, невозможно. Сообщала, что ни в протоколе, ни в постановлении, должностным лицом не отражено наличие субъективной стороны правонарушения, не указано, имелась ли у Администрации возможность по соблюдению соответствующих правил и норм и какие меры должны были быть приняты для соблюдения требований действующего законодательства. Считала, что надлежащим субъектом по деду об административном правонарушении является глава администрации сельского поселения.

Решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 02 августа 2021 года постановление должностного лица от 23 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Администрации Мизоновского сельского поселения оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласна Администрации Мизоновского сельского поселения в лице главы поселения Г.Я.В., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что судом не учтено, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования и местная администрация входят в число органов местного самоуправления, чьи полномочия разграничены уставом и являются самостоятельными субъектами, наделенными различными правами и обязанностями. Полагает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории возложено на главу сельского поселения, именно он несет ответственность за их несоблюдение, что исключает возможность привлечения к ответственности администрации. Настаивает, что в постановлении не указано, какие именно отходы расположены около дома № 1 по ул. Мизоновская, в связи с этим определить критерии, по которым указанные отходы отнесены к горючим, невозможно. Обращает внимание, что административным органом не установлена субъективная сторона правонарушения, а именно то, имелась ли у администрации возможность по соблюдению соответствующих правил и норм пожарной безопасности, какие меры должны были быть приняты для соблюдения требований действующего законодательства.

В возражениях на жалобу представитель отдела НД и ПР «Ишимский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области просит оставить постановление и решение районного суда по делу без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель Администрации Мизоновского сельского поселения в судебное заседание Тюменского областного суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с этим полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе Администрации Мизоновского сельского поселения, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя административного органа Л.А.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года № 195-п «О введении особого противопожарного режима» с 18 апреля 2020 года в Ишимском муниципальном районе Тюменской области введен особый противопожарный режим.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (действовавшим на момент совершения правонарушения).

Согласно пункту 19 указанных Правил противопожарного режима, запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.

Согласно пункту 69 действующих в настоящее время Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <.......> 1479 на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

Как следует из материалов дела, 15 сентября 2020 года в 53 пожарно-спасательную часть поступило сообщение о возгорании мусора на свалке по адресу Тюменская область, Ишимский район, с. Мизоново, ул. Мизоновская, возле дома № 1. По прибытию пожарных подразделения к месту вызова обнаружено возгорание мусора на свалке на площади 100 кв.м.

При проведении проверки установлено, что земельный участок, на котором произошло возгорание мусора, расположен на землях населенных пунктов, относится к государственной собственности, право на которую не разграничено. Земельный участок под свалку твердых бытовых отходов не предоставлялся, складирование мусора на территории не санкционировано.

На основании полученной информации должностным лицом сделан вывод, что в нарушение пункта 19 Правил противопожарного режима допущено размещение свалки горючих отходов на территории общего пользования.

По указанному факту 21 сентября 2020 года главным государственным инспектором по пожарному надзору С.В.В. в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, постановлением должностного лица административного органа от 23 сентября 2020 года Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения администрации Мизоновского сельского поселения к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

При рассмотрении дела судьей и должностным лицом административного органа правильно установлены фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, верно применены положения законодательства о пожарной безопасности, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о виновности администрации Мизоновского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат документов, свидетельствующих о невозможности исполнения требований пожарной безопасности администрацией Мизоновского сельского поселения и принятии ею всех возможных мер к их соблюдению. Администрация допустила размещение свалки горючих отходов на территории населенного пункта, не обеспечила ее ликвидацию.

Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.

Указание в жалобе на невозможность определения вида отходов основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении не является, поскольку сам факт открытого горения свалки свидетельствует, что расположенные на ней отходы являются горючими. Отнесение отходов к какому-либо виду согласно ГОСТ 3030772-2001. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, на который заявитель ссылается в жалобе, для целей установления нарушения требований пожарной безопасности не требуется.

Доводы жалобы о невозможности привлечения к административной ответственности администрации сельского поселения основаны на неверном толковании действующих правовых норм.

В соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, в том числе, для юридических лиц.

Таким образом, привлечение администрацией Мизоновского сельского поселения к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ правомерно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Постановление о привлечении администрации Мизоновского сельского поселения к административной ответственности вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено в соответствии с требованиями главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальных пределах санкции вменяемого администрации правонарушения.

Нарушений материального права при рассмотрении дела административным органом и судьей не допущено.

Учитывая изложенное, решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении администрации Мизоновского сельского поселения постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 02 августа 2021 года, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов от 23 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Администрации Мизоновского сельского поселения оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина

21-424/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация Мизоновского сельского поселения
Другие
Гультяева Яна Владимировна
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Левина Наталья Владиславовна
Статьи

ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ

01.09.2021 Материалы переданы в производство судье
15.09.2021 Судебное заседание
13.10.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2021 Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее