Дело № 2-85/2020
64RS0036-01-2019-000934-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года р.п. Татищево
Татищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Уварова А.С.,
при секретаре Устименко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долговой ФИО18 к администрации Татищевского муниципального района ФИО19 области, Бархатовой ФИО20, Шаповаловой ФИО21, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,
установил:
Долгова Н.В. обратилась в суд с указанным выше иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи она приобрела у ФИО22 земельный участок № площадью 833 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Курдюмской сельской администрации, с/т Монолит. Стоимость данного участка составила 5000 рублей. Договор сторонами исполнен. Истец пользуется спорным объектом недвижимого имущества и владеет им как своим собственным, несет расходы по его содержанию, при этом она принята в члены СНТ «Монолит», а сама ФИО10, на основании решение общего собрания СНТ «Монолит» вышел из членов данного СНТ. Однако зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество не имеет возможности в виду смерти продавца. При этом из кадастрового паспорта на данный участок следует, что участок стоит на кадастровой учете и правообладателем данного участка до настоящего времени значится ФИО10 На основании изложенного, просила, произвести государственную регистрацию перехода права собственности
на вышеуказанный объект недвижимости.
Истец Долгова Н.В. и ее представитель по доверенности Яковлева Л.А., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчики Бархатова Н.И., Шаповалова А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, а также ФИО4, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
От представителя ответчика администрации ТМР по доверенности Иванова А.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и вынесении решения на усмотрение суда.
Третьи лица СНТ «Монолит» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, письменных отзывов на иск не представили.
В соответствии с положениям статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из п. 2 ст. 218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 3 ст. 165 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст. 574 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Актом о государственной собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО10 являлся собственником земельного участка №, площадью 0,0833 га, с видом разрешенного использования: для садоводства, расположенного в садоводческом товариществе «Монолит» на территории Курдюмской сельской администрации в <адрес>.
В соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, на территории Курдюмской сельской администрации, с/т Монолит, общей площадью 833 кв.м., имеет кадастровый №, а правообладателем данного участка указан ФИО10
Таким образов право собственности у ФИО10 на вышеуказанный земельный участок возникло до вступления в силу Закона о регистрации недвижимого имущества и не регистрировалось в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 6 названного Закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ФИО23 (в настоящее время Долговой) Н.В. был заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка в соответствии с которым последняя приобрела у ФИО10 вышеназванный земельный участок за 5000 рублей. При этом из указанного договора купли-продажи следует, что денежные средства в выше обозначенной сумме ФИО10 от ФИО12 получил в полном объеме.
Данный договор в установленном законом порядке недействительным не признавался и оспорен не был, а потому подлежал государственной регистрации в силу законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ по договору продажи недвижимости государственной регистрации подлежит переход к покупателю права собственности на недвижимость.
Между тем, как следует из искового заявления регистрация перехода права собственности на спорный объект недвижимости в установленном законом порядке не произведена.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I-РУ №.
При этом как следует из копии наследственного дела после смерти ФИО10, заведенного нотариусом <адрес> ФИО13, наследниками имущества после смерти ФИО10 являются его дочь Бархатова Н.И. и сын ФИО14 Вышеуказанный земельный участок не вошел в состав наследства после смерти умершего.
Кроме того, судом из сведений Специализированного отдела государственной регистрации актов гражданского состояния смерти по <адрес> установлено, что наследник ФИО10 – ФИО14 также умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений, представленных нотариусом <адрес> ФИО13 наследниками после имущества после смерти ФИО14 являются его жена ФИО15, несовершеннолетняя дочь ФИО3 и сын ФИО4
Таким образом, судом установлено, что истец в настоящее время не имеет возможности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Помимо изложенного судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время пользуется и владеет спорным земельным участком. Как следует, из представленных истцом выписок из протокола общего собрания СНТ «Монолит» от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок, имеющий садоводческий № был закреплен за ней, а ФИО10 был выведен и членов СНТ «Монолит» в связи с продажей принадлежащего ему земельного участка № истице.
Сам по себе факт смерти продавца не является основанием для признания незаключенным договора купли-продажи недвижимого имущества, учитывая, что стороны совершили юридически значимые действия, направленные не только на исполнение договора, но и фактически исполнив его.
Согласно разъяснениям, приведенным в п.п. 62, 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Поскольку положениями ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не урегулирован порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае смерти физического лица, являвшегося одной из сторон в сделке, суд приходит к выводу, что с учетом обстоятельств спора и сложившейся практики подлежат применению по аналогии положения пункта 3 статьи 551 ГК РФ, т.к. обязанность физического лица - продавца недвижимости по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его смерти, хотя обязательства стороны по передаче указанного права исполнены.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Учитывая, что договор купли-продажи спорного земельного участка подлежит государственной регистрации, то в силу положений вышеуказанной статьи переход права собственности по нему также подлежит государственной регистрации.
Таким образом, исходя из представленных и исследованных судом доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 суд,
решил:
произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок №, площадью 833 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории Курдюмской сельской администрации, с/т Монолит, на Долгову ФИО24 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд.
Судья: А.С. Уваров