Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, РД
Судья Кизлярского городского суда РД ФИО4, с участием представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер»- ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании, жалобу представителя ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в сумме 90 000 рублей.
Представителем ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер», на указанное решение судьи принесена жалоба.
В обоснование жалобы указано, что Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» является бюджетным учреждением. В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Учредителем и собственником Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» является Министерство здравоохранения Республики Дагестан. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения РД. Финансовое обеспечение деятельности ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» осуществляет финансовый отдел Министерства здравоохранения РД. Казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Согласно бюджетной смете на 2020-21 года на ремонт текущий и капитальный денежные средства для ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» не предусмотрены. Главный врач ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» неоднократно обращался в Министерство здравоохранения РД по вопросу выделения денежных средств на ремонт помещений и выполнение предписания, однако, несмотря на обращения, денежные средства на мероприятия по ремонту помещений ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» и приведению их в соответствие с санитарными нормами выделены не были. ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса в соответствии со ст.162 БК РФ. Согласно ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи, ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. При таких обстоятельствах ГБУ РФ «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» не имело возможности устранить нарушения противопожарных норм, поскольку денежные средства из бюджета Министерства здравоохранения РД на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований противопожарных норм, указанных в предписании, не выделялись. Полагает, что юридическое лицо, ГБУ РФ «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» принимало все зависящие от него меры в пределах имеющихся полномочий, направленные на устранение нарушений, выявленных проверкой. На основании вышеизложенного просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях юридического лица.
Представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица – ФИО1 доводы жалобы в суде поддержала, дополнительно пояснив, что на момент рассмотрения судом настоящей жалобы ряд нарушения ими устранено, а ряд устраняется. Так, согласно предписанию, на объекте с ночным пребыванием людей ими разработана инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения: (Правила противопожарного режима в РФ п. 9) — исправлено (кроме телефонной связи): на объекте с массовым пребыванием людей имеется инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проводятся практические тренировки лиц осуществляющих свою деятельность на объекте: (Правила противопожарного режима в РФ п. 12): - выполнено; пути эвакуации загроможденные различными материалами, изделиями, оборудованием расчищены; приобретены исправные электрические фонари из расчета 1 фонарь на 50 человек (Правила противопожарного режима в РФ п. 38); объект обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям № и 2. На имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения имеются соответствующие сертификаты. (Правила противопожарного режима в РФ п. 70); Каждый огнетушитель, установленный на объекте, имеет паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской: Запускающее или запорнопусковое устройство огнетушителя опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа (Правила противопожарного режима в РФ п. 475); Имеющиеся планы эвакуации проходят согласование с территориальным подразделением федерального органа исполнительской власти в области пожарной безопасности; имеющийся пожарный щиты укомплектованы механизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению №. (Правила противопожарного режима в РФ 482); запоры на дверях эвакуационных выходов обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа. (Правила противопожарного режима в РФ п.35); знаки пожарной безопасности в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы находятся в исправном состоянии, предусмотрен вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны, обеспечен контроль за включаемыми в электрическую сеть электронагревательных приборов, а также иных приборов находящихся в режиме ожидания.
Изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого к ответственности лица, суд приходит к следующему:
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст.6 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизлярскому и <адрес>м ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в ГБУ РД «Кизлярский противотуберкулезный диспансер». По результатам проверки ГБУ РД «Кизлярский противотуберкулезный диспансер» выдано предписание об устранении нарушений противопожарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выездной проверки проведенной в ГБУ РД «Кизлярский противотуберкулезный диспансер» ДД.ММ.ГГГГ, выявившей факт неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ за №, государственным инспектором по <адрес>, Кизлярскому и <адрес>м по пожарному надзору ОНД и ПР № по <адрес>, Кизлярскому и <адрес> ГУ МЧС России по РД ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, в отношении ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу ст.37 названного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Вместе с тем, вывод мирового судьи о наличии в действиях ГБУ РД «Кизлярский противотуберкулезный диспансер» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, без учета обстоятельств предусмотренных ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, является не правильным.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнены, все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса по делу не установлены.
На момент рассмотрения судом жалобы, в ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер», устранено 9 из 14 указанных в предписании надзорного органа нарушений противопожарных норм. В частности:
- на объекте с ночным пребыванием людей разработана инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения: (Правила противопожарного режима в РФ п. 9);
- на объекте с массовым пребыванием людей имеется инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проводятся практические тренировки лиц осуществляющих свою деятельность на объекте: (Правила противопожарного режима в РФ п. 12);
- пути эвакуации загроможденные различными материалами, изделиями, оборудованием расчищены;
- приобретены исправные электрические фонари из расчета 1 фонарь на 50 человек (Правила противопожарного режима в РФ п. 38);
- объект обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям № и 2. На имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения имеются соответствующие сертификаты. (Правила противопожарного режима в РФ п. 70);
- каждый огнетушитель, установленный на объекте, имеет паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской: Запускающее или запорнопусковое устройство огнетушителя опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа (Правила противопожарного режима в РФ п. 475);
- имеющиеся планы эвакуации проходят согласование с территориальным подразделением федерального органа исполнительской власти в области пожарной безопасности;
- имеющийся пожарный щиты укомплектованы механизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению №. (Правила противопожарного режима в РФ 482);
- запоры на дверях эвакуационных выходов обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа. (Правила противопожарного режима в РФ п. 35);
- знаки пожарной безопасности в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы находятся в исправном состоянии,
- предусмотрен вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны,
- обеспечен контроль за включаемыми в электрическую сеть электронагревательных приборов, а также иных приборов находящихся в режиме ожидания.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» является государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведомственной подчиненности Министерства здравоохранения РД, выступающего его учредителем.
Собственником имущества бюджетного учреждения является <адрес>. ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» является некоммерческой организацией.
Согласно Уставу, источником формирования имущества ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» являются средства выделяемые учредителем в рамках финансового обеспечения выполнения задания.
Финансовое обеспечение деятельности ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» осуществляет финансовый отдел Министерства здравоохранения РД.
Казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно бюджетной смете на 2020-21 года на ремонт текущий и капитальный денежные средства для ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» предусмотрены не были.
Судом установлено, что главный врач ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» неоднократно обращался в Министерство здравоохранения РД по вопросу выделения денежных средств на ремонт помещений и выполнение предписания надзорного органа, однако, несмотря на обращения, денежные средства на мероприятия по ремонту помещений ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» и приведению их в соответствие с пожарными нормами выделены не были.
При таких обстоятельствах, доводы представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, об отсутствии у организации возможности устранения указанных в предписании надзорного органа нарушений (требующих финансирования), суд находит обоснованными.
В соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Учитывая, что часть нарушений противопожарного законодательства указанных в предписании устранено, остальные нарушения требующие финансирования устранить не представилось возможным, при наличии предусмотренных ч.4 ст.24.5 КоАП РФ оснований, суд считает возможным производство делу об административном правонарушении прекратить.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено, а производство по делу прекращено, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Мирового судьи судебного участка № <адрес> Вердиханова Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУ РД «Кизлярский межрайонный противотуберкулезный диспансер» по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении, по основанию предусмотренному ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья ФИО4