Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3004/2021 ~ М-2764/2021 от 24.06.2021

Дело № 2-3004/2021

55RS0007-01-2021-004120-41

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.08.2021 года                         город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при ведении протокола судебного заседании помощником судьи Миллер Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" к Казанцевой О.Ю. о понуждении к заключению договора специализированного найма жилого помещения на новый срок,

Установил:

КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" обратилось в суд с названным иском к Казанцевой О.Ю. указывая, что ответчица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ обеспечена жилым помещением специализированного найма, расположенным по адресу: <адрес>. При выяснении обстоятельств жилищных условий ответчицы было установлено, что она находится в трудной жизненной ситуации в связи с чем, имеется необходимость продления срока предоставления названного жилого помещения на условиях договора специализированного найма на 5 лет. Поскольку ответчица уклоняется от заключения названного договора. со ссылками на положения ст. 100 ЖК РФ, ст.ст. 421, 445 ГК РФ и Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, поскольку срок действия договора специализированного найма от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ просит обязать Казанцеву О.Ю., заключить с Казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» договор специализированного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на новый 5-летний срок, указав начало его применения к правоотношениям сторон с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-13).

В судебном заседании стороны участия не принимали, извещены судом надлежащим образом, третьим лицом Министерством имущественных отношений Омской области представлен отзыв, в котором заявленные истцом требования Министерство поддерживает и просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 93-96).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возложение обязанности совершить определенные действия.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14 мая 2014 г. № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п» (ред. 2021), уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).

Согласно Указу Губернатора Омской области «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области» от 10 февраля 2004г. № 26, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области, является Министерство имущественных отношений Омской области.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 04 июля 2005г. № 74-п, Казенное учреждение Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» является уполномоченной организацией в сфере управления казенным имуществом Омской области, осуществляет оказание государственных услуг, выполняет работы и исполняет государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий Министерства имущественных отношений Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, которое принимается на основании сведений о детях-сиротах, предоставляемых Министерством образования Омской области.

В соответствии с пунктом 13 указанного выше Порядка, на КУ «ЦУС» возложена функция заключения договоров найма специализированных жилых помещений с детьми-сиротами по решениям уполномоченного органа - Министерства имущественных отношений Омской областиСогласно положениям ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Судом установлено, что в составе объектов собственности субъекта РФ - Омской области числится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.16-28). Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, отнесено к специализированному жилищному фонду Омской области и передано на баланс КУ «ЦУС» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ для предоставления в пользование на условиях договора найма гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , а также в Порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012г. № 284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ДД.ММ.ГГГГ КУ «ЦУС» заключило с Казанцевой О.Ю., как лицом из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей, договор найма жилого помещения и передало жилое помещение по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.29-33, 34-38, 39). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» составляет пять лет, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Из указанного договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что срок его действия истек ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела, Учреждением неоднократно направлялись ответчику уведомления - ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок (л.д.40-47). Вместе с тем, со стороны ответчика действий по подписанию указанного договора не последовало; на перезаключение договора в КУ «ЦУС» ответчик не являлся; с письменным заявлением не обращался; обращений, в адрес Учреждения, об отказе ответчика от жилого помещения также не поступало. Между тем, невзирая на то обстоятельство, что договор найма на новый 5-летний срок с Казанцевой О.Ю. не заключен, право пользования жилым помещением ответчик до настоящего времени не утратила. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств). В соответствии с положениями Постановления Правительства Омской области от 03.10.2018 № 287-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п", по результатам проверки комиссия составляет заключение о наличии (отсутствии) обстоятельств трудной жизненной ситуации (далее - заключение комиссии), содержащее вывод об обоснованности: 1) заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок - при наличии обстоятельств трудной жизненной ситуации; 2) заключения договора социального найма занимаемого ребенком-сиротой жилого помещения - при отсутствии обстоятельств трудной жизненной ситуации. На основании заключения комиссии Министерство образования принимает решение о наличии (отсутствии) обстоятельств трудной жизненной ситуации в форме распоряжения. Министерство образования направляет копию решения о наличии (отсутствии) обстоятельств трудной жизненной ситуации: 1) ребенку-сироте в течение 2 рабочих дней со дня его принятия в форме электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору ребенка-сироты); 2) Министерству имущественных отношений Омской области в течение 5 рабочих дней со дня его принятия, но не позднее 3 месяцев до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения. Как следует из материалов дела, Комиссией по обследованию жилищных условий нанимателя специализированного жилого помещения составлено заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю Казанцевой О.Ю. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, на основании которого принято Распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ней договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на новый пятилетний срок (л.д.88,89-90,80-87,91-92). Факт нахождения ответчицы в трудной жизненной ситуации также подтверждается сведениями Управляющей компании ООО «Наш дом – ЖЭУ » о наличии задолженности по оплате коммунальный и иных услуг в указанном жилом помещении (л.д.74-75) и сведениям ИЦ УМВД России по Омской области о том, что ответчица в рамках уголовного дела была осуждена Октябрьским районным судом г. Омска ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> к штрафу в размере 7 000 руб. (л.д.76 оборот). В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. Применительно к положениям ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 5 700 рублей подлежит возврату истцу по правилам ст. 93 ГПК РФ, а с ответчицы в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Казанцеву О.Ю. заключить с Казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» договор специализированного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на новый 5-летний срок, с началом его действия с ДД.ММ.ГГГГ.Взыскать с Казанцевой О.Ю. в пользу КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" государственную пошлину в размере 300 рублей.

Возвратить КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" государственную пошлину в части в размере 5 700 рублей, уплаченную: по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 10.08.2021г.

Судья Т.А.Васильева

2-3004/2021 ~ М-2764/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области"
Ответчики
Казанцева Ольга Юрьевна
Другие
Министерство образования Омской области
Министерство имущественных отношений Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Васильева Татьяна Александровна
Дело на странице суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2021Передача материалов судье
25.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Подготовка дела (собеседование)
04.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Копия заочного решения возвратилась невручённой
11.02.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее