61RS0023-01-2024-001219-34
Дело № 2-1859/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шахты 16 июля 2024 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего Филоновой Е.Ю., при секретаре Алентьевой А.А.,
С участием истца Савченко С.С., представителей ответчиков Лемешевой Е.А., Хориной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области исковое заявление Савченко С. С.ча к ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России, ФКУ ЛИУ-20 ГУФСИН России по Ростовской области, о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, причиненного вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи,
УСТАНОВИЛ:
Савченко С.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области. В конце марта 2023 в ЧСИЗО-3 <адрес> у него был выявлен <данные изъяты> и его перевели в больничную камеру, после чего он прибыл на МОТБ №, где также проходил лечение <данные изъяты> и 21 мая прибыл в распоряжение ФКУ ЛИУ-20, где также лечился, в июне 2023 года он подал свое первое заявление на прохождение медико-социальной экспертизы для постановки на группу инвалидности по смешанным заболеваниям <данные изъяты>. Им предоставлены медицинские документы и врачебные заключения, что помимо <данные изъяты> нуждается в группе инвалидности и помимо всего он неоднократно подавал заявление на начальника медсанчасти ФКУ ЛИУ-20, где ему ответили, что предоставят документы на МСЭ, однако группу ему так и не присвоили. 20 декабря 2023 он этапирован в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, где находится до настоящего времени. Считает, что своим безответственным отношением он с июня 2023 не получил группу инвалидности. Тем более, что врачом-неврологом у него зафиксировано динамическое ухудшение по болезни <данные изъяты>. Считает, что в связи с халатным безответственным отношением состояние его здоровья с того момента ухудшилось, поскольку он не может полноценно себя содержать и покупать дорогостоящие лекарства, а также лечить заболевание <данные изъяты>, зафиксированного в октябре на МОТБ-19 врачом-неврологом.
Просит суд взыскать с ФКУ ЛИУ-20 в его пользу денежную сумму за период с июня 2023 года по настоящее время за каждый месяц в размере выплаты равной <данные изъяты> группе инвалидности за моральный ущерб; сумму 40 000 руб. за каждый месяц с июня 2023 года по данное время за невозможность лечить заболевание <данные изъяты>. Просит суд взыскать с медсанчасти ФКУ ЛИУ-20 денежные средства, зачислив их на его счет.
Протокольным определением суда от 23.04.2024 к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России по Ростовской области, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУФСИН России по Ростовской области.
Протокольным определением суда от 16.05.2024 в качестве ответчиков привлечены ГУФСИН России по Ростовской области, с исключением из числа третьих лиц, ФСИН России.
Протокольным определением суда от 09.07.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ ЛИУ-20 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области, в качестве третьего лица привлечена ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области.
Истец Савченко С.С. в судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, дополнил, что он в период нахождения в ЛИУ-20 не получил лечение, его не отправили на МСЭ по смешанным заболеваниям, в том числе по заболеванию <данные изъяты>, несмотря на то, что в рекомендациях врача-психиатра от 11.04.2022 даны рекомендации по оформлению группы инвалидности у невролога.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-20 ГУФСИН России по Ростовской области Хорина В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на необоснованность требований истца.
Представитель ответчиков ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-61 ГУФСИН России по Ростовской области Лемешева Е.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на необоснованность требований истца.
Представитель ответчика ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области, представитель третьего лица ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 2 ГК РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одним из основных принципов охраны здоровья является принцип доступности и качества медицинской помощи (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12 УИК РФ).
Обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных возложена на учреждения, исполняющие наказания (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
В силу статьи 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Согласно с частями 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года N 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила признания лица инвалидом).
Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил, признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
В соответствии с пунктом 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил (пункт 23 Правил признания лица инвалидом).
В соответствии с Инструкцией о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 августа 1999 года N 18/39-1010, лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) письменное заявление в произвольной форме (пункт 4).
Начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико-социальную экспертизу в условиях лечебно-профилактических учреждений УИС, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений (пункты 5, 6, 7 Инструкции).
Администрация учреждения УИС формирует и представляет в территориальное бюро медико-социальной экспертизы личное дело, характеристику, медицинскую карту (историю болезни), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в учреждениях УИС, о проведении освидетельствования, одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 октября 2015 года N 233 утвержден Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В силу пунктов 4 и 5 Порядка медицинская организация уголовно-исполнительной системы после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, направляет осужденного на медико-социальную экспертизу либо выдает ему справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения. При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 8 Порядка).
Судом установлено, что Савченко С.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, с 20.12.2023 наблюдается в филиале МЧ №3 ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>.
Оказание медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым в ФКУ ЛИУ-20 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области, МОТБ-19, ИК-2, осуществляется ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России.
Ответчиком суду представлены копии медицинских карт осужденного Савченко С.С.
Савченко С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ ЛИУ-20 ГУФСИН России по Ростовской области, под диспансерном наблюдением филиала МЧ-11 ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России с диагнозом <данные изъяты>), группы инвалидности не имеет.
10.05.2023 консультирован врачом-<данные изъяты> филиала МОТБ ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России заключение: <данные изъяты>.
15.05.2023 консультирован врачом-<данные изъяты> филиала МОТБ ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России установлен диагноз: <данные изъяты>.
23.05.2023 консультирован врачом-<данные изъяты> установлен диагноз: <данные изъяты>
28.06.2023 консультирован врачом-<данные изъяты> установлен диагноз: <данные изъяты>
04.07.2023, 27.07.2023- осмотрен врачом-<данные изъяты>
07.07.2023 консультирован врачом-<данные изъяты> назначено лечение, согласно рекомендаций врача-<данные изъяты>
10.07.2023- обращение к дежурному фельдшеру. Установлен диагноз даны рекомендации.
Согласно <данные изъяты> комиссии ВК от ДД.ММ.ГГГГ № заключение: <данные изъяты>
19.07.2023-консультирован врачом-<данные изъяты>
27.07.2023-обращение к дежурному фельдшеру.
04.08.2023 консультирован врачом-<данные изъяты>
24.08.2023- обращение к дежурному фельдшеру.
01.09.2023 -этапный эпикриз,
Также, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении и обследовании в филиале МОТБ ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>
Из медицинской карты № следует, что ДД.ММ.ГГГГ Савченко С.С. обратился в медсанчасть ФКУ ЛИУ-20 с заявлением о предоставлении медицинских документов на МСЭ в связи с ухудшением состояния здоровья.
31.10.2023-консультирован врачом<данные изъяты> назначено лечение.
01.11.2023, 10.11.2023-консультирован врачом-<данные изъяты>
08.11.2023- обратился с жалобами в медицинскую часть. Назначено лечение.
29.11.2023; 12.12.2023-консультирован врачом-<данные изъяты> установлен диагноз: Органическое <данные изъяты>.
На заявление Савченко С.С. о рассмотрении вопроса направлении медицинской документации на МСЭ дано разъяснение, что он будет представлен на МСЭ в феврале 2024 при условии активного туберкулёзного процесса, подтвержденной ТКВК. Савченко С.С. ознакомлен, о чем свидетельствует его личная роспись об ознакомлении.
Заключением <данные изъяты> комиссии ВК от ДД.ММ.ГГГГ № Савченко С.С. установлен диагноз: <данные изъяты>
13.12.2023-осмотрен фельдшером жалоб не предъявлял.
19.12.2023-консультирован врачом-<данные изъяты>
19.12.2023- осмотрен дежурным врачом перед этилированием.
22.12.2023- прибыл в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Pостовской области, где находится по настоящее время.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста врач-психиатр Данильчик З.В. суду пояснила, что у Савченко С.С., кроме <данные изъяты> не выявлено иных заболеваний, в том числе по заболеванию <данные изъяты>, для направления на медико-социальную экспертизу.
На основании изложенного и из представленных медицинских карт следует, что ФКУЗ МСЧ № ФСИН России при проведении истцу необходимых исследований заключением <данные изъяты> комиссии ВК установлено отсутствие показаний для направления Савченко С.С. на медико-социальную экспертизу в целях установления инвалидности, поскольку в настоящее время он излечился от туберкулеза, а при осмотре врачом-неврологом, оснований для направления его на МСЭ по заболеванию <данные изъяты> врач не усмотрел.
Из представленной суду справки ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России об обращениях истца за медицинской помощью в МЧ-11 в сентябре-октябре 2023 следует, что его обращения связаны с имеющими у него хроническими заболеваниями, а не являются результатом несвоевременно проведенного переосвидетельствования в МСЭ.
При этом, отказ медицинского учреждения УИС в направлении осужденного на медико-социальную экспертизу не препятствует самостоятельному обращению последнего в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения на основании справки, выданной в соответствии с пунктом 5 Порядка.
На основании изложенного, учитывая, что комиссией ВК Савченко С.С. не установлено стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, решение об отсутствии оснований для направления его на МСЭ принято комиссией врачей МСЧ с соблюдением предусмотренного действующим законодательством порядка и при наличии к тому законных оснований, при осмотре врачами в оспариваемый период состояние оценивалось как удовлетворительное, случаи обострения хронического течения заболевания, либо жалобы не зафиксированы, при осмотре врач-невролог также не усмотрел причин для направления его на МСЭ, в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно Савченко С.С. не обращался, суд приходит к выводу, что оснований для направления его на медико-социальную экспертизу не имелось.
Таким образом, в действиях ответчиков не усматривается оказание Савченко С.С. ненадлежащей медицинской помощи, т.е. отсутствуют факты, которые подвергали риску его здоровье и свидетельствовали об ограничении или ущемлении прав истца в части медицинского обслуживания. Действия ответчиков соответствуют нормам действующего законодательства, регламентирующего порядок и основания оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Само по себе ухудшение состояния здоровья, лишенного свободы лица, не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи.
При таких обстоятельствах, оснований для выплаты Савченко С.С. компенсации в размере пенсии по инвалидности за период с июня 2023 года, а также выплаты 40000 руб. за моральный вред с 2023 года не имеется.
Доводы истца о ненадлежащем объеме оказанной сотрудниками ответчиков медицинской помощи, о бездействии персонала, о том, что не установлением ему группы инвалидности он лишен возможности покупать дорогостоящие лекарства и лечить заболевание <данные изъяты>, зафиксированного в октябре на МОТБ-19 врачом-неврологом, в связи с чем его состояние здоровья ухудшилось, не нашли своего подтверждения и опровергаются медицинскими картами, из которых следует, что Савченко С.С. своевременно получал медицинскую помощь, был консультирован врачом-<данные изъяты>
Ссылка Савченко С.С. на медицинские заключения от 1992 года, 1993 года, 2021 года, где ему даны рекомендации по установлению группы, не принимаются, поскольку при нахождении его в местах лишения свободы, а также в настоящее время данные сведения не подтверждены.
Кроме того, суд отмечает, что по данным рекомендациям в 2021 году, Савченко С.С. самостоятельно за установлением группы инвалидности не обращался, а в случае ухудшения состояния здоровья не препятствует ему обратиться снова с заявлением о направлении на медико-социальную экспертизу об установлении группы инвалидности при наличии к тому показаний.
Руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Савченко С. С.ча, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: подпись Е.Ю. Филонова
Решение в окончательной форме изготовлено 23.07.2024.