Дело №2-3077/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 29 августа 2019 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего - судьи Магомедова М.М.,
при секретаре – Окуневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по РД к Муниципальному бюджетному детскому образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №62» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд иском к Муниципальному бюджетному детскому образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №62» с вышеуказанным иском, указав, что в период с 04.03.2019 по 01.04.2019 начальником отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по РД проведена плановая проверка деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №62», расположенного по пр.И.Шамиля, 62 «А» г.Махачкалы, в ходе которой были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, что подтверждается Актом санитарно-гигиенического обследования от 31.05.2019, а именно:
- здание ДОУ не типовое 1974 года постройки, нуждается в проведении капитального ремонта с оборудованием дополнительного качества санитарной техники, отопления, ревизии системы освещения и канализации. Необходимо: капитальный ремонт групповых помещений, реконструкция и капитальный ремонт прачечной, реконструкция и капитальный ремонт помещений пищеблока, установка приточно-вытяжной вентиляции в групповых и складских помещениях в пищеблоке, асфальтирование проездных путей и дорожек;
- на территории отсутствует отвод паводковых и ливневых вод (п.3.2 СанПин 2.4.1.3049-13);
- отсутствует хозяйственная зона со стороны входа в производственные помещения пищеблока, отсутствует самостоятельный въезд (п.3.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 п.3.5, п. 3.16);
- покрытие групповых площадок не имеет травяное покрытие (п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- вместимость дошкольного образовательного учреждения не определено заданием на проектирование. Проектная мощность 280, фактически - 320 воспитанников:
- отмечается пере уплотнённость: 1 младшая группа (Нормируемая S -17,5 кв.м, фактически 16 кв.м); 2А младшая группа (Нормируемая S -57,5 кв.м, фактически-37 кв.м); 2Б младшая группа (Нормируемая S -42,5 кв.м, фактически-17 кв.м); средняя группа (Нормируемая S -62 кв.м, фактически-31 кв.м); старшая группа (Нормируемая S -62 кв.м, фактически-54,2 кв.м); подготовительная группа (Нормируемая S -66 кв.м, фактически-65 кв.м) (п. 1.9., п.4.2.СанПиН 2.4.1.3049-13);
- конструкция окон частично обеспечивает режим проветривания, отсутствуют фрамуги (п. 4.15 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- для детей в возрасте 5-7 лет не предусмотрены персональные сиденья на унитаз изготовленные из материалов допускающие их обработку моющими и дезинфекционными средствами (п. 4.38 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- туалетные комнаты не оборудованы раковинами для персонала. В туалетных: младших групп (1-я младшая группа А, 2-я младшая группа, 2-я младшая группа «Б», 2я младшая группа «В» необходимо дооборудовать 2 раковины и 2 унитаза; для старших групп (старшая «А», старшая «Б», старшая «В») 3 раковины и 1 унитаз, для средней группы (ср. «А») 3 унитаза и 4 раковины - для достижения нормируемого количества (п.6.16.1, п.6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- объемно-планировочные решения помещений пищеблока не предусматривают поточность технологических процессов, исключающие встречные потоки сырой и готовой продукции (п.4.24 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- для мытья обменной тары не предусмотрено отдельное помещение, оборудованное ванной или трапом с бортиком, облицованным керамической плиткой (п. 4.30, п. 13.7 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- не проводится лабораторный контроль и инструментальные исследования собственными силами и силами аккредитованной лаборатории в рамках производственного контроля СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» редакция №2 от 27.03.2007.
Несоблюдение требований МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62» санитарного законодательства представляют серьезную опасность здоровью обучающихся в виду возможного возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
На основании чего просят признать действия МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62» в части нарушения требований СанПин 2.4.5 2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" противоправными и обязать в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу их устранить.
В судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора по РД Гаджиев М.М. заявленные исковые требования просит удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик – МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №62» - Гасанова С.С-Г. иск признала и пояснила, что указанные в Акте нарушения имеют место быть, но для их устранения требуются значительные материальные затраты, которыми они не располагают. Их должна финансировать Администрация г.Махачкалы. Согласно Перечня проектов на получение субсидии из Республиканского бюджета в 2019 году они включены в список на капитальный ремонт.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить иск в полном объеме.
К такому выводу суд пришел на основании следующего.
Судом установлено, что управление Роспотребнадзора по Республики Дагестан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Согласно Акта от 06.05.2019, при проведении плановой проверки деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №62» выявлены вышеперечисленные нарушения требований санитарного законодательства, с которым законный представитель детского сада ознакомлен в установленном порядке.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон) одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 24 вышеуказанного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно статье 26 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, судом установлено, что вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении МБОУ «Центр развития ребенка - детский сад №30» законных интересов граждан на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы истца, отраженные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом достоверными, поскольку они подтверждаются вышеуказанными доказательствами.
На основании исследованных доказательств и доводов истца суд находит иск подлежащим удовлетворению, в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Роспотребнадзора по РД к Муниципальному бюджетному детскому образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №62» об устранении нарушений санитарного законодательства, удовлетворить.
Признать действия МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №62» в части нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» по адресу г. Махачкала, пр. И. Шамиля 62 «А» противоправными.
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №62» в течение одного календарного года со дня вступления Решения суда в законную силу:
- в здание ДОУ провести капитальный ремонт с оборудованием дополнительного количества сан. техники, отопления, ревизии системы освещения и канализации. Провести: капитальный ремонт групповых помещений, реконструкцию и капитальный ремонт прачечной, реконструкцию и капитальный ремонт помещений пищеблока, установить приточно-вытяжную вентиляцию в групповых и складских помещениях в пищеблоке;
- на территории провести отвод паводковых и ливневых вод (п.3.2. СанПиН 2.4.1.3049-13);
- на территории МБДОУ со стороны входа в помещение пищеблока выделить хозяйственную зону с самостоятельным въездом (п.3.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 п.3.5, п. 3.16)
- покрыть групповые площадки травяным покрытием (п. 3.8. СанПиН
13)
- довести расчетное количество обучающихся исходя из площади учебного помещения менее 2,5 кв.м, на 1 обучающегося, что является нарушением требований п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Проектная мощность 280, фактически - 320 воспитанников: Отмечается пере уплотнённость: 1 младшая группа (Нормируемая S -17,5 кв.м, фактически 16 кв.м); 2А младшая группа (Нормируемая S -57,5 кв.м, фактически-37 кв.м); 2Б младшая группа (Нормируемая S -42,5 кв.м, фактически-17 кв.м); средняя группа (Нормируемая S -62 кв.м, фактически-31 кв.м); старшая группа (Нормируемая S -62 кв.м, фактически-54,2 кв.м); подготовительная группа (Нормируемая S -66 кв.м, фактически-65 кв.м) (п. 1.9., п.4.2.СанПиН 2.4.1.3049-13);
- окна, где отсутствуют форточки, оборудовать фрамугами (п. 4.15 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- для детей в возрасте 5-7 лет приобрести персональные сиденья на унитаз изготовленные из материалов допускающие их обработку моющими и дезинфекционными средствами (п. 4.38 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- оборудовать туалетные раковинами для персонала. В туалетных: младших групп (1-я младшая группа А, 2-я младшая группа, 2-я младшая группа «Б», 2я младшая группа «В» необходимо дооборудовать 2 раковины и 2 унитаза; для старших групп (старшая «А», старшая «Б», старшая «В») 3 раковины и 1 унитаз, для средней группы(ср. «А») 3 унитаза и 4 раковины - для достижения нормируемого количества (п.6.16.1, п.6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- провести реконструкцию помещений пищеблока с целью соблюдения поточности технологических процессов, а именно; исключить встречные потоки сырой и готовой продукции (п.4.24 СанПиН 2.4.1.3049-13);
- для мытья обменной тары оборудовать отдельное помещение с ванной или трапом с бортиком, облицованным керамической плиткой (п. 4.30, п. 13.7 СанПиН 2.4.1.3049);
- проводить лабораторный контроль и инструментальные исследования собственными силами и силами аккредитованной лаборатории в рамках производственного контроля СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» редакция №2 от 27.03.2007.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня её вынесения.
Судья М.М. Магомедов