№ 2-379/2024 (2-4595/2023)
УИД 70RS0004-01-2023-005958-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при помощнике Мадьяровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Садырева ФИО7 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Садырев П.М. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку он в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями территории <адрес>. Своего жилья у него нет. Ответчиком в нарушение требований законодательства обязанность по предоставлению истцу, как лицу из числа детей-сирот, жилого помещения не исполняется.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, участвуя в ходе досудебной подготовки, исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В ответ на исковое заявление представил отзыв, из которого следует, что исковые требования ответчик считает не подлежащими удовлетворению, поскольку администрация города Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленных субвенций. Поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет МО «Город Томск» в качестве субвенции расходуются по целевому назначению, ответчик надлежащим образом исполняет возложенную на него функцию по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции. В случае удовлетворения исковых требований просит суд предоставить срок на исполнение судебного решения не менее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель третьего лица Администрации Ленинского района г.Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений п. 1, 7 и 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из свидетельства о рождении серии 1903 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тургененским с/с <адрес> респ.Казахстан, следует, что матерью Садырева ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО4, отцом – ФИО5
Согласно свидетельству о смерти (повторному) от ДД.ММ.ГГГГ отец истца - ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в респ.Казахстан.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в респ.Казахстан.
Сведений о том, что за несовершеннолетним было закреплено какое-либо жилое помещение материалы дела не содержат.
Согласно сведениям о регистрации в паспорте ФИО2 серии 6919 № от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>.
При этом членом семьи собственника данного жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирован, он не является, прав на данное жилое помещение не имеет, соответствующих доказательств не предоставлено.
На основании распоряжения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «<адрес>».
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности ФИО2 отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности, соответствующих прав на объекты недвижимости не зарегистрировано.
До настоящего времени Садырев П.М. жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечен. Доказательств, опровергающих изложенное, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Садырев П.М. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а (в ред. от 15.05.2020), специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком (п. 4.1 Порядка).
Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно частям 1 и 2 ст. 6 указанного Закона Томской области финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.
Частью 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Таким образом, муниципальное образование в лице администрации г. Томска наделено государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, следовательно, является надлежащим ответчиком по иску.
Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.
Поскольку выше судом установлено, что Садырев П.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащим обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном порядке включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», и не обеспечен жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о понуждении муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска к предоставлению Садыреву П.М. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежат удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства, действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33,0 кв.м.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и отсрочки по исполнению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Садырева ФИО9 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образование «<адрес>» в лице администрации <адрес> предоставить Садыреву ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № выдан УМВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.
Судья /подпись/ Л.А. Шукшина
Мотивированный текст решения изготовлен 17.01.2024
Оригинал документа находится в деле № 2-379/2024 (2-4595/2023) в Советском районном суде г. Томска