Дело № УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Камушкина Е.Н.,
с участием представителя Государственной инспекции труда в Чувашской Республике - ФИО4.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФИО4» (далее - ООО «ФИО4», Общество) на постановление главного Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «ФИО4» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением главного Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО4» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в суд с жалобой на предмет его отмены, указав, что данное постановление является незаконным.
ООО «ФИО4» извещено о рассмотрении жалобы путем направления судебной повестки по адресу, указанному в жалобе, который является также местом нахождения Общества согласно сведениям ЕГРЮЛ, однако конверт с отметкой «истек срок хранения» возвращен в суд (л.д. №). Указанное обстоятельство свидетельствует о надлежащем извещении юридического лица о месте и времени рассмотрения его жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО4, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась.
Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО4 в удовлетворении жалобы просил отказать.
Исследовав дело об административном правонарушении, заслушав представителя административного органа ФИО4., судья приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4 настоящей статьи и ч. 3 ст. 11.23 настоящего Кодекса, влечет на юридических лиц административную ответственность в виде штрафа от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, что
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 209 ТК РФ под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии со ст.209 ТК РФ приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда ( далее - Типовое положение) в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
Согласно пункту 2 указанного Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
В соответствии с пунктом 7 данного Типового положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
Согласно п. 8 Типового положения в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):
а) политика работодателя в области охраны труда;
б) цели работодателя в области охраны труда;
в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая:
процедуру подготовки работников по охране труда;
процедуру организации и проведения оценки условий труда;
процедуру управления профессиональными рисками;
процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
д) планирование мероприятий по реализации процедур;
е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;
з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
и) управление документами СУОТ.
Пунктом 9 Типового положения предусмотрено, что политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе: создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; ознакомление работников с требованиями охраны труда и др.
Частью 1 ст. 221 ТК РФ установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее-СИЗ), а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9, 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее-Межотраслевые правила), установлено, что работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ; при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ФИО4» проведена внеплановая выездная проверка в целях соблюдения трудового законодательства, в рамках которой, в том числе, установлено, что в нарушение требований статей 209, 212, 221 ТК РФ и пунктов п. 7, 8 и 9 Типового положения, пунктов 9, 14 Межотраслевых правил, ООО «ФИО4» не разработало и не утвердило приказом положение о системе управления охраной труда; в Обществе отсутствует политика в области охраны труда; не обеспечило надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты (не ведутся карточки учета выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а именно на трактористов ФИО4, ФИО4, ФИО4, водителя ФИО4), а также не обеспечил информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО4 в отношении ООО «ФИО4» протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения его ДД.ММ.ГГГГ постановлением должностного лица указанного органа к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ с соблюдением требований нормы статьи 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все данные, необходимые для разрешения дела по существу.
Фактические обстоятельства совершения обществом противоправного деяния подтверждаются материалами дела: решением и.о. прокурора Чувашской Республики о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Чувашской Республике ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; предписанием Государственной инспекции труда в Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ; представленными ООО «ФИО4» личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но ООО «ФИО4» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «ФИО4», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Изложенное свидетельствует о совершении ООО «ФИО4» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины в совершении вменяемого ООО «ФИО4» административного правонарушения. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5 и 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ является формальным и не зависит от наступления вредных последствий. Ответственность по данной статье предусмотрена за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Поскольку установлено нарушение требований трудового законодательства, юридическое лицо обоснованно привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление должностного лица надзорного органа соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ООО «ФИО4».
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление главного Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми ООО «ФИО4» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, оставить без изменения, жалобу ООО «ФИО4» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Н. Камушкина