РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 3 ноября 2023 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Никитенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кужалева С.Г. к Администрации Сегежского муниципального района Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что последний является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Кужалева Н.Г. заочным решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2019 года лишена родительских прав. Постановлением Администрации Сегежского муниципального района от 7 мая 2020 года №... квартира по месту его регистрации признана непригодной для проживания. Так как он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, просил суд обязать Администрацию Сегежского муниципального района предоставить ему в границах г. Сегежи благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не менее нормы предоставления, по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Определением суда, при подготовке рассмотрения дела по существу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, в ходе рассмотрения дела по существу процессуальный статус Министерства социальной защиты Республики Карелия изменен на соответчика.
Кужалев С.Г. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что в жилой квартире по адресу его регистрации жить невозможно, она признана непригодной для проживания, в настоящее время он снимает жилье.
Ответчик Администрация Сегежского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда возражения, в соответствии с которыми Кужалев С.Г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей – решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2019 года по делу №... его мать Кужалева Н.Г. лишена родительских прав. Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. №... истец включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным, по Сегежскому муниципальному району. Постановлением Администрации от 13 мая 2020 года №... установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемо жилом помещении, расположенном по адресу ....
Не оспаривая права истца на предоставление ему жилого помещения, просил принять во внимание, что в соответствии с нормами действующего законодательства приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда осуществляется только за счет предоставляемых бюджету Сегежского муниципального района субвенций из бюджета Республики Карелия, до настоящего времени до бюджета Сегежского муниципального района не доведены необходимые лимиты бюджетных обязательств в разрез потребности.
Согласно приложению № 2 к Соглашению от 24 января 2023 года № 16 установлено Задание на 2023 год по осуществлению государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот численность таковых для обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма жилых помещений составляет 2 человека, согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению № 30 от 26 мая 2023 года численность составляет 3 человека. На 6 октября 2023 года задание выполнено, жилыми помещениями по договорам социального найма жилых помещений обеспечены три человека, остаток средств на приобретение жилья детям-сиротам, предусмотренных в бюджете Сегежского муниципального района составляет 119 589 руб.
На основании изложенного считал, что надлежащим ответчиком по спору будет также являться Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Истцу было предложено заключить договор коммерческого найма жилого помещения до момент подхода его очереди на обеспечение жилым помещением, от чего Кужалев С.Г. отказался.
Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Ответчик Министерство социально защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. До рассмотрения дела по существу направил в адрес суда отзыв, в соответствии с которым в Республике Карелия порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, регламентирован Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК, в соответствии со ст. 4 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены в том числе полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются и иными полномочиями. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия – Министерство социальной защиты Республики Карелия. По сведениям, предоставленным Администрацией Сегежского муниципального района Кужалев С.Г. состоит в сводном списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в разделе «Сегежский муниципальный район», номер учетной записи – 19.
Третье лицо Правительство Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направило в адрес суда письменные пояснения по делу, по своему содержанию аналогичные отзыву на исковое заявление третьего лица Министерства социально защиты Республики Карелия, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия их представителя.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что матерью Кужалева С.Г., родившегося ХХ.ХХ.ХХ., является Кужалева Н.Г., о чем имеется актовая запись о рождении №... от ХХ.ХХ.ХХ., при этом в графе «отец» стоит прочерк.
Заочным решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2019 года, вступившим в законную силу ХХ.ХХ.ХХ., Кужалева Н.Г. лишена родительских прав в отношении истца.
В соответствии с копией паспорта Кужалева С.Г., последний постоянно зарегистрирован по адресу ... 23 ноября 2009 года.
Вместе с тем постановлением Администрации Сегежского муниципального района от 7 мая 2020 года №... установлен факт невозможности проживания истца в указанном жилом помещении на основании протокола заседания комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются от 27 апреля 2020 года №....
Постановлением Администрации Сегежского муниципального района от 14 июля 2020 года №... Кужалев С.Г.. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, истец относится к кругу лиц, на которых распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно п. 3 Порядка правил предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РК от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района.
В соответствии с решением Совета Сегежского городского поселения XVII сессии I созыва от 12 апреля 2007 года №... норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории ... составляет 12 кв. м.
Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Поскольку истец относится к кругу лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к администрации Сегежского муниципального района. Благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено именно администрацией Сегежского муниципального района истцу по месту его жительства в границах .... Положения закона, возлагающие обязанность на администрацию предоставлять жилые помещения указанной категории граждан являются действующими.
Доводы ответчика об отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом суд находит несостоятельными доводы Администрации Сегежского муниципального района о необходимости возложения на Министерство социально защиты Республики Карелия обязанности по предоставлению жилого помещения, поскольку нормами действующего законодательства обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями возложена именно на ответчика – Администрацию муниципального района.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 98, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кужалева С.Г. удовлетворить.
Обязать Администрацию Сегежского муниципального района (ИНН 1006002126) предоставить Кужалеву С.Г. (паспорт №... №...) на территории ... благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, площадью не менее нормы предоставления.
Взыскать с Администрацию Сегежского муниципального района (ИНН 1006002126) в пользу Кужалева С.Г. (паспорт №... №...) расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
В удовлетворении требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..