УИД 11RS0001-01-2023-013826-18 Дело № 2-11101/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Никишиной В.В.,
с участием истца Зинина Н.Ю., представителя истца Попова И.И.,
представителя ответчика Шибаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 ноября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Зинина Николая Юрьевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученной суммы компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, по недоплаченному четырехмесячному денежному содержанию при сокращении, компенсации за задержку выплат, обязании исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц,
у с т а н о в и л:
Зинин Н.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученной суммы компенсации за неиспользованный отпуск 6164,76 руб., по отпускным в размере 49448,60 руб., по недоплаченному четырехмесячному денежному содержанию при сокращении в размере 60209,04 руб., компенсации за задержку выплат в размере 7489,79 руб., обязании исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц,
В обоснование исковых требований указано, что истец работал в Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми. Работодатель не в полном объеме исчислил и выплатил истцу отпускные за период нахождения в очередном трудовом отпуске, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание). При расчете указанных выплат не учитывались начисленные и выплаченные премии в виде средств материального стимулирования, что привело к занижению сумм.
В судебном заседании истец, представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, также указал, что математическую правильность расчета заявленных истцом сумм, не оспаривает; в случае удовлетворения исковых требований суду необходимо разрешить вопрос исчисления и уплаты НДФЛ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что истец проходил государственную службу в Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми, с ** ** ** – в должности заместителя начальника отдела информационно-аналитической работы. ** ** ** служебный контракт расторгнут в связи с сокращением занимаемой должности.
Как следует из пункта 9 служебного контракта с учетом дополнительных соглашений, заключенных истцом с ответчиком, денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Согласно приказам о предоставлении отпусков на ** ** **, истцу были предоставлены следующие ежегодные оплачиваемые отпуска:
- с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 35506,44 руб., четырехмесячное денежное содержание при сокращении в размере 346779,16 руб.
В период службы истцу выплачивалось материальное стимулирование, сумма которого не была учтена при расчете размера её денежного содержания в целях определения компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, при выплате денежного содержания за период пребывания истца в очередных отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск.
** ** ** Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми реорганизована путем присоединения к УФНС России по Республике Коми.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 5 той же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4; ежемесячное денежное поощрение (пункт 5); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6).
Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, с 01.01.2023 урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с пунктом 6 указанных Правил от 06.09.2007 № 562.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно пункту 3 Правил 554, действующих с 01.01.2023, для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой и должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный окла гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином граждански службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляю оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на граждански службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу см сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 5 Правил 554, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовым: актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностной оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 Правил 554).
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в соответствующих пунктах Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении, а также выплаты денежного содержания за период отпуска.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно части 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пунктом 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем судом принимается во внимание, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Также судом во внимание принимается Письмо Министерства финансов Российской Федерации от ** ** ** №..., где на основе положений статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.
На основе анализа этих нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсационной выплаты в объеме четырехмесячного денежного содержания.
Истец в обоснование заявленных требований представил суду расчет взыскиваемых денежных средств, с которым ответчик согласился.
При отсутствии возражений со стороны ответчика, суд принимает во внимание расчет истца.
Таким образом, с учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежат взысканию задолженность по отпускным в размере 49448,60 руб., по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6164,76 руб., по недоплаченному четырехмесячному денежному содержанию при сокращении 60209,04 руб.
Положения статьи 226 НК РФ предусматривают, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать с налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Указанные лица признаются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности статьей 226 НК РФ.
При этом, работодатель, как налоговый агент должен исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в установленном порядке при выплате денежных сумм налогоплательщику (работнику).
С учетом изложенного требование исца об обязании ответчика исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц подлежит удовлетворению.
Также суд находит обоснованным требование истца о взыскании компенсации за задержку выплат.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.
Истец представил суду расчет компенсации за задержку выплат, размер которой составил 7489,79 руб, с которым ответчик согласился. Указанная сумма и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Зинина Николая Юрьевича (...) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1101486269) удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Зинина Николая Юрьевича задолженность по отпускным в размере 49448,60 руб., по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6164,76 руб., по недоплаченному четырехмесячному денежному содержанию при сокращении 60209,04 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 7489,79 руб., с возложением на УФНС по Республике Коми обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ с сумм, подлежащих налогообложению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Н.Н. Чаркова