Дело № 2-921/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.
при секретаре Асановой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Ясли-сад № "Журавушка", Администрации Кировского района Республики Крым 3-е лицо Отделение надзорной деятельности по Кировскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района Республики Крым обратился в суд с настоящими исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц указав, что прокуратурой Кировского района по поручению прокуратуры Республики Крым проведена проверка в сфере исполнения законодательства о пожарной безопасности в образовательных организациях Кировского района. При проведении проверки МБДОУ «Ясли - сад № «Журавушка» <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. Здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ст. 83 Закона № 123-ФЗ);
2. Здание не обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 84 Закона № 123-ФЗ);
3. Здание не оборудовано каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть (п. 7 ст. 83 Закона № 123-ФЗ);
4. Не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 (б) Правил № 1479);
5. Отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения (ст. 62 Закона № 123-ФЗ).
Указанные нарушения подтверждаются информацией Отделения надзорной деятельности по Кировскому району УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района и заведующего образовательного учреждения вносилось представление об устранении нарушений закона в сфере пожарной безопасности, частично нарушения устранены, частично до настоящего времени остались не устраненными.
Данные факты свидетельствует о том, что в образовательном учреждении не обеспечивается требуемый уровень защиты, так как не соблюдение требований пожарной безопасности образовательного учреждения, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения, что создает угрозу для жизни и здоровья детей.
Эксплуатация здания образовательного учреждения с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности может повлечь возникновение пожара с угрозой для жизни или здоровья неопределенного круга лиц, причинение имущественного ущерба и иных тяжких последствий.
Учитывая, что полномочия администрации Кировского района, образовательного Учреждения по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, считают необходимым установить сроки исполнения решения суда по первому требованию – в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по второму требованию – в течение одного месяца после выделения денежных средств, полагая данные сроки разумными и достаточными.
Таким образом, выявленные нарушения требований федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области пожарной безопасности свидетельствуют о ненадлежащей эксплуатации здания дошкольного учреждения, что в свою очередь может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации.
Прокурор Кировского района Республики Крым просит обязать администрацию Кировского района Республики Крым (№) в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес>
Обязать МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес> (ОГРН:№) в течение одного месяца после выделения денежных средств устранить выявленные нарушения требований противопожарного законодательства при эксплуатации МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес>, а именно: - оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией; - оборудовать здание системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей; - оборудовать здание каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть; - организовать проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; - оборудовать здание источником наружного противопожарного водоснабжения.
Прокурор Кировского района Республики Крым Пряхин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить, при этом требования в части возложения на МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес> обязанности по организации проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не поддержал поскольку названные испытания были проведены.
Заведующая МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес> ФИО1 в судебное заседание явилась, не оспаривала заявленные исковые требования, указала, что нарушения имеют место при это ведется работа по их устранению и в настоящее время проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Представитель администрации Кировского района Республики Крым по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, не оспаривала наличие названных нарушений, при этом указала на проведение работ по устранению нарушений. Также представила дорожную карту по выделению средств на проведение обозначенных работ.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 19, абз.5 ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
В соответствии со ст. 37 Закона 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; представлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности и т.д.
В силу статьи 38 Закона 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
При проведении проверки МБДОУ «Ясли - сад № «Журавушка» <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. Здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ст. 83 Закона № 123-ФЗ);
2. Здание не обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 84 Закона № 123-ФЗ);
3. Здание не оборудовано каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть (п. 7 ст. 83 Закона № 123-ФЗ);
4. Не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 (б) Правил №);
5. Отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения (ст. 62 Закона № 123-ФЗ).
Впоследствии эксплуатационные испытания пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре были проведены.
Из Устава образовательного учреждения, утвержденного главой администрации Кировского района Республики от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что образовательное учреждение является бюджетным дошкольным образовательным учреждением и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законом № 273-ФЗ, локальными актами, а также Уставом.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование – Кировский район Республики Крым в лице администрации Кировского района Республики Крым. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кировского района. Главным распорядителем бюджетных средств, полномочия Учредителя в сфере образования, координацию и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Отдел образования, молодежи и спорта администрации Кировского района Республики Крым на основании соглашения, заключенного между Отделом и Учредителем.
В силу п. 1.9 Устава образовательное учреждение является юридическим лицом, от своего имени реализует предоставленные права и выполняет обязанности, имеет право выступать истцом и ответчиком в суде, вести уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Таким образом, обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию муниципального образования Кировский район как на орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ на образовательное учреждение как учреждение, у которого здание школы находится на праве оперативного управления (п. 7.1 Устава).
При этом отсутствие финансирования, не могут служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию мероприятий по пожарной безопасности, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности в зависимость от финансовых возможностей. Факт отсутствия в текущем году финансирования на устранение требований пожарной безопасности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, администрация Кировского района Республики Крым, являясь собственником имущества бюджетных образовательных учреждений, также обязана создать безопасные условия для обучения несовершеннолетних. Несоблюдение установленных законом требований в сфере пожарной безопасности способно привести к негативным последствиям в случае возникновения пожара, в связи с чем перечисленные нарушения законодательства требуют устранения, ввиду чего требования в данной части подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом пояснений, данных как представителем администрации Кировского района Республики Крым, так и заведующей образовательного учреждения, сроки которые заявлены прокурором к устранению выявленных нарушений, а именно в части обеспечения финансирования расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и устранения нарушений требований пожарной безопасности в течение одного месяца после выделения денежных средств, объективно позволяют произвести названные работы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Прокурора Кировского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Кировского района Республики Крым обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес>
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Ясли-сад № "Журавушка" обязанность в течение одного месяца после выделения денежных средств устранить выявленные нарушения требований противопожарного законодательства при эксплуатации МБДОУ «Ясли-сад № «Журавушка» <адрес> а именно:
- оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать здание системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей;
- оборудовать здание каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть;
- оборудовать здание источником наружного противопожарного водоснабжения.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2023 года.
Судья: