УИД 16RS0032-01-2023-000192-61 Дело № 2-217/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 августа 2023 года село Тюлячи, Республика Татарстан
Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Бикмиева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А. Садриевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайнутдиновой Г. Х. к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», исполнительному комитету Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Г.Х. Гайнутдинова обратилась в суд иском к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», исполнительному комитету Верхнекибякозинское сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.
В обоснование требований указано, что истец добросовестно, открыто и непрерывно более 40 лет владеет земельным участком общей площадью 2047,87 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, квартал 070101, з/у 157. Разрешенный вид использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и другими документами.
В выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись о том, что она является правообладателем. Основание: решение госакт от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако такой госакт она не получала. Земельный участок использует по назначению для личных целей, выращивает картошку, многолетние травы для сена. Ведет хозяйство в <адрес>, что подтверждается похозяйственной книгой за 1991-1996, за 1997-2001 года.
В период инвентаризаций земельных участков ее земельный участок указан в землеустроительном деле <адрес> за 1999 год. Ей начисляли земельный налог за указанный участок, что подтверждается налоговым уведомлением за 2006 год, который ею оплачен своевременно.
В связи с чем, просит признать за истцом Гайнутдиновой Г. Х. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, квартал 070101, з/у 157, общей площадью 2047,87 кв.м. в силу приобретательной давности.
Истец Г.Х. Гайнутдинова и ее представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В исковом заявлении истец Г.Х. Гайнутдинова просит рассмотреть данное дело без ее участия по состоянию здоровья, от ее представителя ФИО3 имеется ходатайство о рассмотрении иска без его участия.
Представитель ответчика - муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление, указано о рассмотрении иска в отсутствие представителя.
Представитель ответчика - исполнительного комитета «Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в суд представлено заявление, указано о рассмотрении иска в отсутствии представителя.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, представлен отзыв на исковое заявление, в котором просят рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица - Межмуниципального отдела по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путём публикации информации о движении дела на официальном сайте Тюлячинского районного суда Республики Татарстан http://tiuliachinsky.tat.sudrf.ru (раздел судебное Делопроизводство), на рассмотрение дела не явились. В связи с чем, суд на основании статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела и искового заявления следует, что в пользовании Г.Х. Гайнутдиновой находится земельный участок общей площадью 2047,87 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, квартал 070101, з/у 157, с кадастровым номером №.
При этом сведения о данном земельном участке в Едином государственном реестре прав недвижимости отсутствуют, земельный участок не сформирован, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, имеет статус «ранее учтенный» (л.д.22-26).
Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненого наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № имеется запись о выдаче Гайнетдиновой Ганделиф в Кибякозинском сельсовете 0,31 гектаров земель, в том числе в собственность 0,11 гектаров, из них бесплатно 0,11 гектаров, в бессрочное (постоянное) пользование 0,20 гектаров.
При этом доказательств о принадлежности данного государственного акта истцу Г.Х. Гайнутдиновой не представлено.
На основании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.
Таким образом, по смыслу названной нормы права основанием приобретения права собственности на имущество в силу приобретательной давности является владение имуществом в отсутствие собственника, поэтому в отношении земельных участков применение приобретательной давности имеет свои особенности, которые заключаются, в первую очередь, в том, что приобретательная давность может быть применена только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении определенных условий. Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, так как являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Исходя из позиции, закрепленной в пункте 16 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, основания приобретения права собственности на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. При этом Земельным кодексом Российской Федерации установлена особая процедура предоставления таких земельных участков. Это исключает возможность приобретения спорного объекта недвижимости в собственность в ином порядке, в том числе в силу приобретательской давности.
Сам по себе факт длительного пользования земельным участком, в рассматриваемом случае более 40 лет, не может повлечь за собой применение приобретательской давности в целях приобретения права собственности на земельный участок.
С учетом вышеприведенных положений законодательства и фактических обстоятельств по делу, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права собственности на земельный участок общей площадью 2047,87 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, квартал 070101, з/у 157, в силу приобретательной давности не имеется.
Фактически требование истца о признании за ней право собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности сводятся к требованию о безвозмездной передаче спорного земельного участка как объекта гражданских прав.
При этом длительность пользования земельным участком не является основанием для признания права собственности на имущество, поскольку, как было указано выше, возможность приобретения права собственности на находящийся в государственной (муниципальной) собственности земельный участок действующим земельным законодательством не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Гайнутдиновой Г. Х. к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», исполнительному комитету Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, отказать.
Решение может быть обжаловано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Тюлячинского
районного суда Республики Татарстан: Р.Г. Бикмиев