Дело № 5-283/2023
УИД 29MS0018-01-2023-001913-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
31 мая 2023 года г. Котлас
Мировой судья Новикова М.А., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Котласского судебного района Архангельской области, рассмотрев по адресу: Архангельская область Котласский район, г. Котлас, пер. Воровского, д. 8,
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения «Черемушская основная общеобразовательная школа» Ярыгиной <ОБЕЗЛИЧЕНО>
установил:
Ярыгина Е.С., являясь директором муниципального образовательного учреждения «Черемушская основная общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Черемушская ООШ», учреждение) допустила привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА3> <НОМЕР> «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции»).
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
3 октября 2022 года директором МОУ «Черемушская ООШ», расположенным по адресу: Архангельская область, Котласский район, пос. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 20, Ярыгиной Е.С. принята на работу на условиях трудового договора <ФИО2>, которая ранее (до 3 октября 2022 года) замещала должность федеральной государственной службы судебного пристава-исполнителя ОСП по г. <АДРЕС> и <АДРЕС> району УФССП России по АО и НАО. Однако в нарушение ст. 64.1 трудового кодекса РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Вместе с тем, МОУ «Черемушская ООШ» в нарушение требований ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О противодействии коррупции», Постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА6> <НОМЕР> полные сведения, не сообщило, уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим <ФИО3> (от 07.10.2022 <НОМЕР>) в УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу направлено без содержания сведений, предусмотренных п.п. «б» п. 5 Правил (не указаны сведения о дате и месте рождения гражданина), п.п. «в» п. 5 Правил (не указаны сведения о должности государственной службы, замещаемой гражданином непосредственно перед увольнением с государственной службы), п.п. «а» п. 6 (не указаны сведения о дате и номере приказа, согласно которому гражданин принят на работу), п.п. «б» п. 6 Правил (не указан срок, на который заключен трудовой договор), п.п. «г» п. 6 Правил (не указаны должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином).
Таким образом, Ярыгина Е.С. являясь директором МОУ «Черемушская ООШ» не исполнила надлежащим образом обязанность установленную законодательством о противодействии коррупции уведомлять представителя нанимателя (работодателя) гражданина по последнему месту его службы по направлению полных сведений .
В судебном заседании Ярыгина Е.С. событие вменяемого правонарушения не оспаривала и пояснила, что она как должностное лицо юридического лица направила в установленный срок уведомление, однако не в той форме которая полагалась, так как не знала о том, что имеется определенные требования к ней. В настоящее время все дополнительные сведения, на которые было указано по результатам проверки, направлены.
Старший помощник прокурора г. <АДРЕС> <ФИО4> просил привлечь Ярыгину Е.С. к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку событие правонарушения и ее вина как должностного лица подтверждаются совокупностью представленных по делу доказательств.
Мировой судья, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данный перечень установлен Указом Президента РФ от <ДАТА8> № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции», где указано, что гражданине Российской Федерации, замещавшие должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА9> № 557, или должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА9> № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА10> № 557 ФССП России изданы приказы от 04.10.2021 № 542 и от 03.08.2022 № 536 «Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы в органах принудительного исполнения РФ и должностей, замещаемых на основании трудового договора в федеральной государственном автономном учреждении «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», при замещении которых федеральные государственные служащие и работники, а также граждане при назначении на должности на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении «Санатоий ФССП России «Зеленая долина» обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Как разъяснено в абз. 4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 года <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Мировым судьей установлено, что Федеральной службой судебных приставов 22 февраля 2022 года с <ФИО3>, замещающей должность судебного пристава-исполнителя ОСП по г. <АДРЕС> и <АДРЕС> району УФСССП по АО и НАО, расторгнут контракт и последняя уволена со службы по ее собственной инициативе.
В период службы <ФИО2> в силу занимаемой должности и в соответствии с приказом ФССП № 542 от 04.10.2021 ежегодно предоставляла сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Приказом № 53/л от 3 октября 2022 года <ФИО2> принята на работу в МОУ «Черемушская ООШ» на должность педагога-психолога. Данный приказ, а также трудовой договор с <ФИО3> подписаны руководителем учреждения - директором МОУ «Черемушская ООШ» Ярыгиной Е.С.
При принятии на работу <ФИО2> работодателю заполняла личную карточку работника, в которой значилась информация о предыдущем месте службы работника - судебный пристав-исполнитель ОСП по г. <АДРЕС> и <АДРЕС> району УФСССП по АО и НАО.
Как установлено судом МОУ «Черемушская ООШ» после заключения 03.10.2022 трудового договора с <ФИО3> 07 октября 2022 года направило в УФССП России по Архангельской области и НАО сообщение в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от <ДАТА17> <НОМЕР> «О противодействии коррупции».
Однако в нарушение п. «б,в ч. 5 и «п.б,г» ч. 6 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> N 29.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Ярыгина Е.С. до 31.01.2023 осуществлявшая руководство МОУ «Черемушская ООШ», в том числе прием работников на работу, в связи с чем именно она как должностное лицо отвечала за соблюдение требований антикоррупционного законодательства.
В рассматриваемом случае Ярыгина Е.С. как директор МОУ «Черемушская ООШ» не надлежащим образом исполнила требования Федерального закона «О противодействии коррупции» при приеме на работу бывшего государственного служащего <ФИО3>
Данные обстоятельства, вина должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: приказом ФССП <НОМЕР> от 22.12.2021 о приеме <ФИО3> на работу; приказом ФССП <НОМЕР> от 22.02.2022 о расторжении контракта с <ФИО3>; приказом МОУ «Черемушская ООШ» № 53/л от 03.10.2022 о принятии на работу <ФИО2> М.А.; трудовым договором <НОМЕР> от 03.10.2022; личной карточкой <ФИО3>; объяснениями Ярыгиной Е.С. от 10.05.2023; данными постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 мая 2023 года, составленного в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ в присутствии Ярыгиной Е.С.
Указанные доказательства не содержат противоречий, согласуются между собой, соответствуя фактическим обстоятельствам дела, поэтому мировой судья принимает их за основу и руководствуется ими при вынесении постановления.
Действия директора МОУ «Черемушская ООШ» Ярыгиной Е.С. мировой судья квалифицирует по ст. 19.29 КоАП РФ - привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного гражданского служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ мировой судья считает признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность виновного лица, мировым судьей не установлено, в материалах дела не содержится.
Срок для привлечения к административной ответственности не истек.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от <ДАТА22> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации, данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.
В целях реализации положений Закона о противодействии коррупции Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА23> N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение).
В соответствии пунктом 17.3 Положения уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения (поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации), рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований статьи 12 Закона о противодействии коррупции.
Как установлено в ходе рассмотрения дела МОУ Черемушская ООШ» 07.10.2022, после заключения 03.10.2022 трудового договора с <ФИО3> направила в УФССП России по Архангельской области и НАО) сообщение в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от <ДАТА17> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", то есть в срок, установленный Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР>. к данному сообщению приложены копии уведомлений (в том числе от МОУ Черемушская ООШ»)
Из сообщения УФССП по Архангельской области и НАО, следует, что на 19.04.2023 в отношении 5 из бывших госслужащих от их новых работодателей поступило 8 уведомлений согласно постановлению Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР>.
При этом сведений о том, что по результатам проверки полученного уведомления от 07.10.2022 УФССП по АО и НАО информировало МОУ Черемушская ООШ» о невозможности решения вопроса о дачи согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов по причине отсутствия необходимых сведений в поступившем Уведомлении в материалах дела отсутствуют.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что совершенное Ярыгиной Е.С. деяние хотя формально содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, а также с учетом того, что нарушения требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного служащего допущенные МОУ «Черемушская ООШ» не привели к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с учетом положений подп. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения «Черемушская основная общеобразовательная школа» Ярыгиной <ФИО1> на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в связи с объявлением в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ устного замечания прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня его вынесения, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии постановления.
Мировой судья М.А. Новикова