Дело № 5-2/2024 (24RS0040-01-2023-005886-09)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления оглашена 29 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2024 года.
19 апреля 2024 года город Норильск Красноярского края
Судья Норильского городского суда Красноярского края Захарова Наталья Владимировна, с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Задыхина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс» (ИНН 2457061920, ОГРН 1062457024123),
установила:
в ходе проверки, проведенной на основании решения Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №Р-361-826 от 04.10.2023, в отношении ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» (далее по тексту ООО «НОК») составлен протокол об административном правонарушении №9.26/73.БЛ/92 от 30.10.2023, согласно которому ООО «НОК», осуществляя деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов (далее по тексту ОПО) на основании лицензии от 29.03.2019 №ВХ-70-008552, допустило нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
1. В нарушение пунктов 1,2 статьи 9, пункта 1 статья 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту Федеральный закон №116-ФЗ), п.7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168 (далее по тексту Правила №2168), функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля не возложены на руководителя службы производственного контроля;
2. в нарушение пунктов 1,2 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ, п.48 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №505 (далее по тексту Правила №505), п.149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на ОПО горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 №440 (далее по тексту Правила №440), п.п. 8,9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на ОПО», утвержденных приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 №478 (далее по тексту Правила №478), п.6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, не осуществляется систематическое наблюдение за зданиями и сооружениями в процессе эксплуатации, отсутствует подготовленный и аттестованный по установленным областям неразрушающего контроля в независимых органах по аттестации системы контроля персонал, выполняющий работы по неразрушающему контролю технических устройств, зданий и сооружений на ОПО. Средства неразрушающего контроля, вспомогательное оборудование, материалы и принадлежности отсутствуют;
3. в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.98 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 №494 (далее по тексту Правила №494), распорядительным документом организации не определен порядок ведения и хранения документации по проверке знаний работников, связанных с обращением со взрывчатыми материалами;
4. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.147 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 №461 (далее по тексту Правила №461), не разработаны должностные инструкции для инженерно-технических работников: ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, ответственного за безопасное производств работ с применением подъемных сооружений;
5. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.151 Правил №461 не назначены внутренним распорядительным актом машинисты мостовых кранов, стропальщики, слесари, электромонтеры для управления подъемными сооружениями и их обслуживания;
- в карьере «Скальный» (А70-00178-0025):
6. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.23 раздела III Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 №439 (далее по тексту Правила №439), в пределах прибортового массива инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование массивов горных пород выполняется без учета требований Правил №439;
7. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.46 Правил №439 оценка физико-механических свойств массива горных пород проведена без учета требований Правил №439;
8. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.62, 63, 64 Правил №439 в проектной документации оценка и управление рисками нарушения устойчивости бортов. Уступков, откосов проведена без учета требований Правил №439;
9. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.20 Правил №439 не уточнена геомеханическая модель массива на основе инженерно-геологического изучения массива горных пород (не реже одного раза в год);
10. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.23 раздела III Правил №439 в пределах прибортового массива не выполняется инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование массивов горных пород, отсутствует модель вероятного деформирования;
11. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.25 Правил №439 отсутствуют программы (регламенты) гидрогеологического изучения масива горных пород месторождения;
12. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.41 Правил №439 отсутствуют расчеты устойчивости бортов и уступов карьеров, раздельно для выделенных на этапе инженерно-геологического районирования месторождения участков массива горных пород с учетом ориентировки протяженных поверхностей ослабления относительно уступов бортов;
13. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.46 Правил №439 отсутствует оценка физико-механических свойств массива горных пород по результатам лабораторных или полевых исследований;
14. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.62, 63, 64 Правил №439 в проектной документации отсутствует оценка и управление рисками нарушения устойчивости бортов, уступов, откосов;
15. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 8,17,27,30 Требований к производству сварочных работ на опасных производственных объектах, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 №519, п.6 Правил №2168 не обеспечена организация и выполнение сварочных работ на опасном производственном объекте, а именно допущено производство сварочных работ без подтверждения готовности к применению аттестованных технологий сварки по результатам проверки; допущено применение сварочного оборудования: сварочный трансформатор ТДМ-317, инв. №899, сварочный трансформатор ТДМ-317 №901, сварочный трансформатор ТДМ-317, инв. №892, инверторный выпрямитель для дуговой сварки ВД-221 инв.№10400017785 без подтверждения соответствия характеристик сварочного оборудования результатами испытаний, выполненных независимыми аттестационными центрами, оформленными в виде свидетельства об аттестации; не установлен распорядительным документом организации, порядок по систематизации и документированию сведений о численном составе и квалификации персонала сварочного производства, о наличии и техническом состоянии основного и вспомогательного оборудования для сборки, сварки и обработки сварных соединений, о применяемых технологиях сварки;
16. в нарушение п.п. 1,2 ст.9, п.2 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ, п.5 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371, п.п. 7,8, 9, 10, пп.1.1 п.27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471, не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) ОПО в государственном реестре ОПО, а именно не учтены в составе ОПО площадка дробления и дробильные комплексы, не исключены после утилизации мостовые краны рег. №№2413, 2278, 899, 2326;
17. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.1064 Правил №505 в путевых листах горно-транспортного оборудования не указываются меры безопасного производства работ;
18. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.1035 Правил №505 исправность и комплектность горных машин не проверяется ежемесячно главным механиком или другими лицами, назначенными распорядительным документом с занесением записи в бортовой журнал;
19. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.10, 58 Правил №505 допущена эксплуатация применяемых на ОПО с нарушениями требований Правил и технической (эксплуатационной) документации, не соответствующих требованиям безопасности и находящихся в неисправном состоянии: экскаватора ЭКГ-5А, хоз. №196, зав. №12495., инв. №30606600892: сквозная коррозия металлоконструкции, коррозия кузова, коррозия кабины, разбито остекленение кабины, потеки масла гидравлической системы внутри кузова, электродвигатели не защищены защитным кожухом (отсутствует), кустарное подключение электропроводки; экскаватора ЭКГ-4,6Б хоз. №137, зав. №6664, инв. №306066600899: сквозная коррозия металлоконструкции, коррозия кузова, коррозия кабины, разбито остекленение кабины, электродвигатели не защищены защитным кожухом (отсутствует), кустарное подключение электропроводки;
- карьер «Кайерканский» А70-00178-0024:
20. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.3 Правил осуществления маркшейдерской деятельности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.05.2023 №186, п.55 Правил №439, п.981 Правил №505 не актуализирован проект производства маркшейдерских работ в соответствии с правилами от 19.05.2023 №186;
21. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.981 Правил №505 в проекте производства маркшейдерских работ отсутствует периодичность осмотров и инструментальных наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов;
22. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.8 Правил №439 не выполнен прогноз устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, результаты которого являются основой разработки противодеформационных мероприятий, включаемых в план развития горных работ на предстоящий календарный период;
23. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Правил №439 отсутствует программа инженерно-геологических работ, которая разрабатывается и выполняется эксплуатирующими организациями на основании анализа факторов, определяющих устойчивость бортов, уступов, откосов на месторождении;
24. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.16 Правил №439 не установлено местоположение и ориентировка поверхности ослабления относительно уступов с определением иерархических уровней; не определены параметры поверхности ослабления каждого уровня иерархии, включая густоту, протяженность и ширину раскрытия трещин, изменчивость элементов залегания, шероховатость, а также свойства заполнителя трещин;
25. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.19 Правил №439 отсутствует геомеханическая модель месторождения;
26. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.23 Правил № 439 в пределах прибортового массива не выполняется инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование массивов горных пород, отсутствует модель вероятного деформирования;
27. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.34 Правила №439 не проводится гидрогеологическая съемка, не выполняется прогноз водопритоков, положение депрессии, распределение гидростатических напоров в прибортовом массиве;
28. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.41 Правил №439 отсутствуют расчеты устойчивости бортов и уступов, раздельно для выделенных на этапе инженерно-геологического районирования месторождения участков массива горных пород с учетом ориентировки протяженных поверхностей ослабления относительно уступов и бортов;
29. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ,, п.46 Правил №439 отсутствует оценка физико-механических свойств отвала, которые должны определяться с учетом их гранулометрического состава;
- Карьер «Мокулаевский» А70-00178-0031:
30. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.23 раздела III Правил №439 в пределах прибортового массива инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование массивов горных пород выполняется без учета требований Правил №439;
31. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.46 Правил №439 оценка физико-механических свойств массива горных пород проведена без учета требований Правил №439;
32. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.62, 63, 64 Правил №439 в проектной документации оценка и управление рисками нарушения устойчивости бортов, уступов, откосов проведена без учета требований Правил №439;
33. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.20 Правил №439 не уточнена геомеханическая модель массива на основе инженерно-геологического изучения массива горных пород (не реже одного раза в год);
34. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.23 раздела III Правил №439 в пределах прибортового массива не выполняется инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование массивов горных пород, отсутствует модель вероятного деформирования;
35. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.25 Правил №439 отсутствуют программы (регламенты) гидрогеологического изучения массива горных пород месторождения;
36. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.41 Правил №439 отсутствуют расчеты устойчивости бортов и уступов карьеров, раздельно для выделенных на этапе инженерно-геологического районирования месторождения участков массива горных пород с учетом ориентировки протяженных поверхностей ослабления относительно уступов и бортов;
37. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.46 Правил №439 отсутствует оценка физико-механических свойств массива горных пород по результатам лабораторных или полевых исследований;
38. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.62, 63, 64 Правил №439 в проектной документации отсутствует оценка и управление рисками нарушения устойчивости бортов, уступов, откосов;
39. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.1064 Правил №505 в путевых листах горно-транспортного оборудования не указываются меры безопасного производства работ;
40. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.1035 Правил №505 исправность и комплектность горных машин не проверяется ежемесячно главным механиком или другими лицами, назначенными распорядительным документом с занесением записи в бортовой журнал;
41. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.998 Правил №505 на главной водоотливной установке не обеспечено проектное количество насосов, не обеспечено автоматическое включение резервных насосов, взамен вышедших из строя, возможность дистанционного управления насосами и контроль работы установки с передачей сигналов на пульт управления диспетчера;
- рудник «Шахта «Ангидрит» А70-00178-0026:
42. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.3 Правил осуществления маркшейдерской деятельности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.05.2023 №186, п.55 Правил №439, п.981 Правил №505 не актуализирован проект производства маркшейдерских работ в соответствии с правилами от 19.05.2023 №186;
43. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.981 Правил №505 в проекте производства маркшейдерских работ отсутствует периодичность осмотров и инструментальных наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов;
44. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 12,13,23 подп. «а,б» п.27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420, п.48 Правил №505, п.149 Правил №440, п.217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 №500 допущена эксплуатация здания НПС 1 подъема в осях «1-8/А-В», инв. №989679 рудника «Кайерканский» в отсутствие подтверждения оценки фактического состояния с определением соответствия строительных конструкций фундаментов, проектной документации и требованиям нормативных документов согласно заключению экспертизы промышленной безопасности рег. №66-ЗС-15154-2022, выполненного ООО «Безопасность в промышленности», а именно не выполнены инженерно-геологические изыскания с целью определения несущей способности основания в соответствии с п.11 Перечня мероприятий, при которых объект экспертизы может быть применен при эксплуатации ОПО;
45. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 12,13,23 подп. «а,б» п.27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420, п.48 Правил №505, п.149 Правил №440, п.217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 №500 допущена эксплуатация здания НПС 2 подъема, инв. №989680 рудника «Кайерканский» в отсутствие подтверждения оценки фактического состояния с определением соответствия строительных конструкций фундаментов, проектной документации и требованиям нормативных документов согласно заключению экспертизы промышленной безопасности рег. №66-ЗС-15153-2022, выполненного ООО «Безопасность в промышленности», а именно не выполнены инженерно-геологические изыскания с целью определения несущей способности основания в соответствии с п.7 Перечня мероприятий, при которых объект экспертизы может быть применен при эксплуатации ОПО;
46. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО, формы свидетельства о регистрации ОПО в государственном реестре ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471, п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) ОПО рудник «Шахта «Ангидрит» в государственном реестре ОПО; в сведения, характеризующие ОПО, не внесен склад взрывчатых материалов шахты «Ангидрит», рудника «Кайерканский».ю расположенный на территории рудника «Шахта «Ангидрит»; в сведениях, характеризующих ОПО, указан признак опасности 2.2 при отсутствии в составе ОПО технических устройств (оборудование, работающее под избыточным давлением), подлежащих учету в органах Ростехнадзора;
47. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «в» п.147 Правил №461 на мостовой кран рег.№3256 отсутствует вахтенный журнал;
48. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.121 Правил №461 мостовой кран рег. №3256 не снабжен учетной табличкой;
49. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «в» п.147 Правил №461 отсутствует технологическая карта на производство работ мостовым краном рег. №3256;
50. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.209 Правил №461 мостовой кран рег. №3256 не проводятся плановые проверки рельсовых путей;
51. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «д» п.251, п.122 Правил №461 мостовой кран рег. №3256 отсутствует ключ-марочная система;
52. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.147 Правил №461 на месте производства работ мостовым краном рег. №3256 отсутствует схема складирования грузов;
53. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.208 Правил №461 мостовой кран рег. №3256 не проводится осмотр рельсовых путей 1 раз в 24 смены крановщиком (оператором) под руководством инженерно-технического работника, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии;
54. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.207 Правил №461 мостовой кран рег. №3256 не проводится ежесменный осмотр рельсовых путей крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией;
- рудник «Шахта «Известняков» А70-00178-0027:
55. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.3 Правил осуществления маркшейдерской деятельности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.05.2023 №186, п.55 Правил №439, п.981 Правил №505 не актуализирован проект производства маркшейдерских работ в соответствии с правилами от 19.05.2023 №186, п.55 Правил №439, п.981 Правил №505 актуализирован проект производства маркшейдерских работ в соответствии с правилами от 19.05.2023 №186;
56. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.981 Правил №505 в проекте производства маркшейдерских работ отсутствует периодичность осмотров и инструментальных наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов;
57. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО, формы свидетельства о регистрации ОПО в государственном реестре ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471, п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) ОПО рудник «Шахта «Известняков» в государственном реестре ОПО; в сведения, характеризующие ОПО, не внесен склад взрывчатых материалов шахты «Известняков», рудника «Кайерканский».ю расположенный на территории рудника «Шахта «Известняков»;
58. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.173 Правил №505 результат замеров автоматической аппаратуры контроля, которая фиксирует объем воздуха, подаваемого в рудник «Шахта «Известняков», в режиме реального времени не отображаются в диспетчерской ОПО;
59. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. 138 Правил №461 отсутствует решение о пуске в работу мостовых кранов рег.№3045, №2582;
60. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «в» п.147 Правил №461 на мостовые краны рег.№3045, №2582 отсутствует вахтенный журнал;
61. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «в» п.147 Правил №461 отсутствует технологическая карта на производство работ мостовыми кранами рег.№3045, №2582;
62. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.209, п.212 Правил №461 отсутствует проект рельсовых путей на мостовые краны рег.№3045, №2582;
63. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.209 Правил №461 не проводятся плановые проверки рельсовых путей на мостовые краны рег.№3045, №2582;
64. в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «д» п.251, п.122 Правил №461 в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п.209, п.212 Правил №461 на мостовые краны рег.№3045, №2582 отсутствует ключ-марочная система.
Законный представитель ООО «НОК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании защитник ООО «НОК» Задыхин А.А. вину юридического лица в совершении правонарушения признал частично, относительно нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 39, 40, 41, 42, 43, 46-64 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, вину юридического лица признал в полном объеме, указав на принятие ООО «НОК» всех зависящих от него мер по их устранению. В остальной части вину не признал по основаниям, изложенным в пояснениях к протоколу.
Представитель Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя юрисдикционного органа.
Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ст.3 Федерального закона №116-ФЗ).
Статьей 1 указанного Федерального закона № 116-ФЗ понятие промышленная безопасность опасных производственных объектов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В п. 1 ст. 9 названного Федерального закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Согласно п.2 ст.9 данного Федерального закона работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с п.2 ст.2 вышеназванного Федерального закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (п.1 ст.11 Федерального закона №116-ФЗ).
Приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 №439 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов».
Согласно п.8 данных Правил эксплуатирующей организацией должен выполняться прогноз устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, результаты которого являются основой разработки противодеформационных мероприятий, включаемых в план развития горных работ на предстоящий календарный год.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что программа инженерно-геологических работ разрабатывается и выполняется эксплуатирующими организациями на основании анализа факторов, определяющих устойчивость бортов, уступов, откосов на месторождении. Объем и методика инженерно-геологических работ определяются в зависимости от степени сложности геологического строения месторождения и стадии его освоения на основании требований, установленных в приложении № 1 к Правилам.
В соответствии с п.19 Правил по результатам инженерно-геологического изучения массива горных пород для объектов с объемом разработки горной массы 1 миллион кубических метров и более и при комбинированном способе ведения горных работ составляется геомеханическая модель месторождения (участка недр), в которой отражается: петрографический и минеральный состав массива горных пород; основные и второстепенные структуры (разломы, напластование, складчатость, системы трещин); прочностные характеристики пород в образце, сопротивление сдвигу по поверхностям ослабления, прочность массива пород; физические и деформационных характеристики пород и массива; гидрогеологические элементы, фильтрационные и емкостные свойства пород, режимы перетоков, уровни подземных вод, распределение порового давления; температурный режим массива; сейсмичность территории; существующие горные выработки и пустоты; параметры природного поля напряжений; петрографический и минеральный состав массива горных пород; основные и второстепенные структуры (разломы, напластование, складчатость, системы трещин); прочность пород в образце, сопротивление сдвигу по поверхностям ослабления, прочность массива пород; физические и деформационные характеристики пород и массива; гидрогеологические элементы, гидравлическая проводимость, режимы перетоков, уровни подземных вод, распределение порового давления; температурный режим массива; сейсмичность территории; существующие горные выработки и пустоты; параметры природного поля напряжений.
Пунктом 20 Правил установлено, что вид геомеханической модели (двух- или трехмерное пространственное представление) и тип (цифровая и/или на бумажных носителях) определяется эксплуатирующей организацией. По мере развития открытых горных работ, но не реже одного раза в год, геомеханическая модель месторождения должна уточняться на основе инженерно-геологического изучения массива горных пород.
Согласно п.23 Правил дляя объектов ведения открытых горных работ II класса опасности и при комбинированной разработке месторождений в пределах прибортового массива выполняется инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование массивов горных пород (далее - инженерно-геологическое районирование), которое должно содержать: определение границ однородных участков недр, модель вероятного деформирования, методы расчета устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов, способы управления их устойчивостью. Инженерно-геологическое районирование должно выполняться специальной группой по наблюдению за устойчивостью или специализированной организацией.
Пунктов 25 Правил предусмотрено, что изучение гидрогеологических условий (гидрогеологическое изучение) массива горных пород месторождения должно осуществляться по специальным программам (регламентам) совместимым с программами работ по изучению его инженерно-геологических условий в соответствии с требованиями, установленными в приложении №2 к Правилам. Программа гидрогеологического изучения разрабатывается и выполняется эксплуатирующей организацией и (или) специализированной организацией на всех стадиях освоения месторождения. Гидрогеологическое изучение месторождения (участка недр) должно включать: оценку и типизацию гидрогеологических условий участка недр, предоставленного в пользование и (или) площадей залегания полезных ископаемых; схематизацию условий фильтрации подземных вод к горным выработкам и водоприемным системам осушения; оценку и прогноз техногенного режима подземных вод, общих притоков в горные выработки и распределение удельных водопритоков по бортам карьеров, разрезов; оценку и прогноз абсолютных значений и изменения величины гидростатических напоров в прибортовых массивах с установлением величины водопритоков в горные выработки; оценку влияния поверхностных и подземных вод на устойчивость бортов, уступов, откосов; оценку влияния изменения гидрогеологических условий в процессе отработки месторождения на охраняемые природные и техногенные объекты. По результатам проведенного гидрогеологического изучения должны быть разработаны: мероприятия по управлению режимом подземных и поверхностных вод, влияющих на устойчивость бортов, уступов, откосов; способы дренажа месторождения (участка недр).
В соответствии с п.34 Правил по результатам гидрогеологического исследования не реже одного раза в год проводится гидрогеологическая съемка, выполняется прогноз водопритоков, положения поверхностей депрессии, распределения гидростатических напоров в прибортовом массиве. Методы гидрогеологического прогноза определяет организация, ведущая гидрогеологическое изучение массива и согласовываются в установленном порядке с эксплуатирующей организацией.
Пунктом 41 установлено, что в отношении объектов ведения открытых горных работ II класса опасности и при комбинированной разработке месторождений расчеты устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов должны выполняться раздельно для выделенных на этапе инженерно-геологического районирования месторождения участков массива горных пород с учетом ориентировки протяженных поверхностей ослабления относительно уступов и бортов.
В соответствии с п. 46 Правил оценка физико-механических свойств массива горных пород должна производиться по результатам лабораторных и/или полевых испытаний и изучения структуры массива горных пород (приложение № 7 к Правилам). Прочностные свойства пород отвала должны определяться с учетом их гранулометрического состава. На эксплуатируемых месторождениях оценка физико-механических свойств массива горных пород уточняется по фактам произошедших деформаций на основании решений обратной задачи.
Пунктом 62 Правил предусмотрено, что организация, ведущая эксплуатацию и ликвидацию (консервацию) объектов открытых горных работ II класса опасности и при комбинированной разработке месторождения, должна осуществлять оценку и управление рисками нарушения устойчивости их бортов, уступов, откосов, развития аварийных ситуаций, минимизации негативных последствий от развития деформаций, потери устойчивости бортов, уступов, откосов и их локальных участков (далее - оценка рисков) в соответствии с приложением № 9 к Правилам. К оценке развития риска деформаций, нарушения устойчивости, разработке мероприятий по управлению рисками допускается привлечение специализированных организаций по решению технического руководителя эксплуатирующей организации. Оценка рисков выполняется при проектировании объектов ведения горных работ, а в процессе эксплуатации карьеров, разрезов и отвалов - при превышении критериев безопасности, установленных проектной документацией, выявленных в процессе мониторинга устойчивости. Оценка рисков проводится на основании количественного и/или качественного анализа вероятности возникновения деформации и тяжести их предположительных последствий.
Согласно п.63 Правил оценка и управление рисками нарушения устойчивости включает: перечень опасных факторов, приводящих к возникновению рисков развития аварийных ситуаций, связанных с нарушением устойчивости бортов, уступов, откосов; реестр возможных рисков нарушения устойчивости с результатами их оценки; мероприятия в случае превышения уровня риска возможного развития аварии и оценку риска развития аварии при их реализации; оценку эффективности мероприятий по снижению рисков.
В соответствии с п.64 Правил оценка риска и разработка мероприятий по снижению риска нарушения устойчивости составляются и обновляются группой по мониторингу и прогнозу устойчивости бортов, уступов и откосов, созданной из числа специалистов эксплуатирующей организации, с привлечением специалистов службы производственного контроля или специализированной организацией.
В судебном заседании установлено, что ООО «НОК» осуществляет деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов:
- рудник «Шахта «Ангидрит» (рег.№А70-00178-0026, II класс опасности);
- рудник «Шахта «Известняков» (рег.№А70-00178-0027, II класс опасности);
- карьер «Кайерканский» (рег.№А70-00178-0024, II класс опасности);
- карьер «Скальный» (рег.№А70-00178-0025, II класс опасности);
- карьер «Мокулаевский» (рег.№А70-00178-0031, II класс опасности).
Нарушение юридическим лицом вышеуказанных положений Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства Российской Федерации и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 15, 17,18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 39, 40, 41, 42, 43, 46-64 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, подтверждаются помимо признательных показаний защитника юридического лица, исследованными судьей доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении №9.26/73.ЮЛ/92 от 30.10.2023 в отношении ООО «НОК», составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ;
- актом выездной проверки 9.26/92/Р-361-826-рш от 20.10.2023, в котором установлены данные нарушения требований промышленной безопасности,
- предписанием №9.26/92-Г, МК, ПС от 20.10.2023, выданным в целях устранения выявленных при проведении государственного контроля (надзора).
Приведённые доказательства, непосредственно исследованные в судебном заседании, являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности – достаточными для разрешения дела об административном правонарушении в отношении ООО «НОК».
Согласно решению заместителя руководителя Енисейского Управления Ростехнадзора от 04.12.2023 нарушения, указанные в п.6, 7, 8, 30, 31, 32 предписания №9.26/92-Г, МК, ПС от 20.10.2023, вменены по технической ошибке.
Вышеуказанные нарушения аналогичны нарушениям, указанным в п.6, 7, 8, 30, 31, 32 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, которые подлежат исключению из объема вмененного правонарушения.
В соответствии с п.19 Правил №439 в геомеханической модели месторождения (участка недр) должно быть отражены следующие сведения: петрографический и минеральный состав массива горных пород; основные и второстепенные структуры (разломы, напластование, складчатость, системы трещин); прочностные характеристики пород в образце, сопротивление сдвигу по поверхностям ослабления, прочность массива пород; физические и деформационных характеристики пород и массива; гидрогеологические элементы, фильтрационные и емкостные свойства пород, режимы перетоков, уровни подземных вод, распределение порового давления; температурный режим массива; сейсмичность территории; существующие горные выработки и пустоты; параметры природного поля напряжений; петрографический и минеральный состав массива горных пород; основные и второстепенные структуры (разломы, напластование, складчатость, системы трещин); прочность пород в образце, сопротивление сдвигу по поверхностям ослабления, прочность массива пород; физические и деформационные характеристики пород и массива; гидрогеологические элементы, гидравлическая проводимость, режимы перетоков, уровни подземных вод, распределение порового давления; температурный режим массива; сейсмичность территории; существующие горные выработки и пустоты; параметры природного поля напряжений.
Пунктом 9 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023 вменяется неуточнение геомеханической модели массива на основе инженерно-геологического изучения массива горных пород, вместе с тем, не указано, какие именно сведения, полученные по итогам инженерно-геологического изучения массива горных пород, не уточнены ООО «НОК» в геомеханической модели в 2023 году, что делает неопределенным объем предъявленного обвинения и нарушает право на защиту, в связи с чем данный пункт также подлежит исключению из объема вмененного правонарушения.
Рассматривая доводы защитника юридического лица относительно отсутствия обязанности по составлению модели вероятного деформирования, отсутствие которой вменено Обществу в п.10 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, судья учитывает следующее.
Правила №439 устанавливают обязанность организации, эксплуатирующей объект ведения открытых горных работ, обеспечить в том числе выявление зон и участков вероятного проявления разрушающих деформаций бортов, бортов, уступов и откосов, для чего предусмотрено выполнение прогноза устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов.
Вместе с тем, п.9 Правил №439 допускается возможность не производить прогноз устойчивости в случаях, когда отклонения от проектных параметров и деформаций бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов не нарушают требований безопасности.
Из представленных ООО «НОК» документов отклонений от проектных параметров и деформаций бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, нарушающих требования безопасности, не усматривается, что подтверждено показаниями свидетеля главного инженера ООО «НОК» Максимова Н.Н., в связи с чем юрисдикционным органом не представлено доказательств наличия у Общества обязанности по составлению модели вероятного деформирования.
Кроме того, судья учитывает, что при рассмотрении заместителем Ростехнадзора жалобы ООО «НОК» на предписание №9.26/92-Г, МК, ПС от 20.10.2023 также не опровергнуты данные доводы, а предписание по устранению данного нарушения снято.
В связи с изложенным, судья полагает необходимым исключить нарушение, указанное в п.10 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, из объема предъявленного обвинения.
Также судья полагает необходимым исключить из объема предъявленного обвинения нарушения, указанные в п.11, 33, 34, 35, 36, 37, 38 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, поскольку ООО «НОК» в ходе рассмотрения настоящего дела представлены документы, подтверждающие отсутствие нарушений на момент проведения контрольных (надзорных) действий, а именно программа гидрогеологического изучения массива горных пород предприятий ООО «НОК» от 10.01.2023, программа мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых (нерудных), разрабатываемых ООО «НОК» от 01.08.2022, протоколы испытаний грунта от 31.03.2023, выполненных ООО «Геосфера»; изменение в «Технический проект разработки месторождения известняка «Мокулаевское», выполненное ООО «Научно-технический центр – Геотехнология» от 2023 года; отчет «Геомеханическая модель для открытых горных работ месторождения «Мокулай», выполненный Норникель Технические Сервисы от 2023 года; программа гидрогеологического изучения массива горных пород предприятий ООО НОК», разработка программы и организация по ведению мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых (нерудных), разрабатываемых ООО «НОК» (Мокулаевское месторождение), выполненное ООО «ТЦ «Эвенкия».
Как следует из п.12 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, ООО «НОК» вменяется нарушение отсутствие раздельных расчетов устойчивости бортов и уступов карьеров для выделенных на этапе инженерно-геологического районирования месторождения участков массива горных пород с учетом ориентировки протяженных поверхностей ослабления относительно уступов бортов.
ООО «НОК» представлен отчет «Оценка устойчивости бортов и уступов карьера «Скальный» рудника «Кайерканский» ООО «НОК» от 05.10.2023.
Как усматривается из решения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 04.12.2023, в данном отчете допущены ошибки, а именно при расчетах устойчивости приняты прочностные характеристики по пределам прочности пород а сжатие и растяжение, которые приводят к значительной погрешности в определении сцепления и угла внутреннего трения, на паспортах прочности наблюдается завышение параметра сцепления по некоторым типам пород, перечень лабораторных исследований по изучению физико-механических свойств горных пород регламентирован п.3 приложения 7 Правил №439, не представлены материалы лабораторных или натурных исследований, а также обратных расчетов по определению прочностных свойств контактов горных пород и поверхностей ослабления (в геологическом строении участвуют как минимум трещины и крупные тектонические нарушения); не представлено обоснование использования в расчетах размера среднего блока, отсутствуют результаты работ по изучению и характеристике трещиноватости массива в соответствии с требованиями Правил №439, отсутствует оценка устойчивости откосов отвалов; в геомеханической модели выделено 27 блоков, для каждого из которых согласно правилам №439 не выполнены расчеты устойчивости.
Вместе с тем п.12 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023 не содержит указания на нарушения при составлении отчета оценки устойчивости бортов и уступов карьера «Скальный» рудника «Кайерканский» ООО «НОК», а вменяет нарушение п.41 Правил №439 о раздельном расчете устойчивости бортов и уступов карьеров, которые согласно отчету ООО «Институт Гипроникель» от 05.10.2023 произведены раздельно для выделенных участков массива горных пород с учетом ориентировки протяженных поверхностей ослабления относительно уступов бортов. Правильность составления данного отчета в рамках вмененного нарушения установлению не подлежит. На основании изложенного, данное нарушение подлежит исключению из объема предъявленного обвинения.
Согласно п.13 протокола об административных правонарушениях от 30.10.2023 отсутствует оценка физико-механических свойств массива горных пород по результатам лабораторных и/или полевых испытаний.
Как следует из решения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 04.12.2023, в представленных ООО «НОК» отчетах имеются недостатки: отсутствуют материалы изучения прочностных свойств по поверхностям ослабления массива (трещин и тектонических нарушений и пр.) при выполнении расчетов устойчивости используются справочные данные неактуальных нормативных документов, на этапе эксплуатации запрещается использовать метод аналогий.
Вместе с тем, п.13 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023 не содержит указания на нарушения при составлении отчета по оценке физико-механических свойств массива горных пород, а вменяет отсутствие оценки физико-механических свойств массива горных пород по результатам лабораторных и/или полевых испытаний.
Сформулированное таким образом нарушение делает неопределенным объем предъявленного обвинения, что нарушает право юридического лица на защиту, а также не направлено на устранение выявленных нарушений. Судья, не обсуждая правильность составленных отчетов, полагает необходимым исключить данный пункт из объема предъявленного обвинения.
По аналогичным основаниям судья полагает необходимым исключить из объема предъявленного обвинения нарушение, указанное в п.14 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, поскольку как усматривается из решения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 04.12.2023 из представленного ООО «НОК» отчета «Техническое перевооружение карьер «Скальный». Добыча базальтов месторождение «Озеро «Лесное» от 2016 года» раздел Наблюдение за состоянием бортов карьера и откосов отвалов составлен в соответствии с требованиями «Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов, уступов…», которая не является актуальной, тогда как вменяется Обществу неопределенное по объему отсутствие оценки и управления рисками нарушения устойчивости бортов, уступов, откосов.
При этом, судья учитывает, что в соответствии с п.62 Правил №439 оценка рисков выполняется в процессе эксплуатации карьеров, разрезов и отвалов – при превышении критериев безопасности, установленных проектной документацией, выявленных в процессе мониторинга устойчивости, доказательств чего в судебном заседании не установлено.
Относительно нарушения, изложенного в п.16 протокола, согласно которому не учтены в составе ОПО Карьер «Скальный» А70-00178-0025 площадка дробления и дробильные комплексы, не исключены после утилизации мостовые краны рег. №№2413, 2278, 899, 2326, судья учитывает, что мостовые краны №№2278,899,2326 не входили в состав данного ОПО, в связи с чем не могут быть исключены из его состава. Мостовой кран №2413 на момент проверки утилизирован не был, доказательств иного судье не представлено, в связи с чем оснований для его исключения из состава ОПО не имелось.
В соответствии с п.6 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями, порядок проведения которого установлен в том числе п.7, 8, 9, 10 Требований.
Вместе с тем, из представленных судье документов следует, что площадка дробления и дробильные комплексы на карьере «Скальном» рудника «Кайерканский» эксплуатировалась на момент проверки ООО «Норильская нерудная компания» для оказания услуг по дроблению базальта и отгрузке щебня на основании договора от 13.04.2022 №НОК/436-2022.
Доказательств эксплуатации данных объектов ООО «НОК», а также наличие у данных объектов признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющих отнести такой объект к категории опасных производственных объектов, и как следствие, обязанности у ООО «НОК» учесть данные объекты в составе ОПО материалы дела не содержат и судьей не установлено, в связи с чем нарушение, указанное в п.16 протокола подлежит исключению из объема вмененного нарушения.
Согласно п.23 протокола в нарушение п.п. 1,2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Правил №439 отсутствует программа инженерно-геологических работ, которая разрабатывается и выполняется эксплуатирующими организациями на основании анализа факторов, определяющих устойчивость бортов, уступов, откосов на месторождении, что не соответствует действительности, поскольку судье и юрисдикционным органу представлен отчет «Разработка программы и организации работ по ведению мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых (нерудных), разрабатываемых ООО «НОК», наличие недостатков в котором юридическому лицу не вменяется, в связи с чем данное нарушение также подлежит исключению из объема вмененного нарушения.
Пунктом 25 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023 вменяется отсутствие геомеханической модели месторождения карьера «Кайерканский», вместе с тем, в ходе проведения проверки ООО «НОК» предоставлялись геомеханическая модель, блоки, разрезы карьера «Кайерканский», отчет по оценке устойчивости бортов, уступов на руднике «Кайерканский», отчеты по физико-механическим свойствам блоков карьера.
Как следует из решения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 04.12.2023, в представленных ООО «НОК» материалах по составлению геомеханической модели имеются недостатки: характеристика выделенных блоков геомеханической модели заключается только в описании границ их распространения, отсутствуют индивидуальная характеристика каждого блока с характеристикой литологической строения, структурных особенностей и физико-механических свойств, отсутствуют данные о трещиноватости массива и прочностных характеристиках горных работ.
Вместе с тем, п.25 протокола не содержит указания на нарушения при составлении геомеханической модели, а вменяет её отсутствие, что делает неопределенным объем предъявленного обвинения, что нарушает право юридического лица на защиту, а также не направлено на устранение выявленных нарушений. Судья, не обсуждая правильность составленных отчетов, полагает необходимым исключить данный пункт из объема предъявленного обвинения.
Относительно нарушения, указанного в п.26 протокола об административном правонарушении, судья учитывает, что несмотря на установленную Правилами №439 обязанность организации, эксплуатирующей объект ведения открытых горных работ, обеспечить в том числе выявление зон и участков вероятного проявления разрушающих деформаций бортов, бортов, уступов и откосов, для чего предусмотрено выполнение прогноза устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, п.9 данных Правил допускает возможность не производить прогноз устойчивости в случаях, когда отклонения от проектных параметров и деформаций бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов не нарушают требований безопасности.
Из представленных ООО «НОК» документов отклонений от проектных параметров и деформаций бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, нарушающих требования безопасности, не усматривается, что подтверждено показаниями свидетеля главного инженера ООО «НОК» Максимова К.Н., в связи с чем юрисдикционным органом не представлено доказательств наличия у Общества обязанности по составлению модели вероятного деформирования, данное нарушение подлежит исключению из объема нарушений.
Нарушение, указанное в п.27 протокола об административном правонарушении, также подлежит исключению из вмененных нарушений, поскольку опровергается представленными судье доказательствами, а именно Программой гидрогеологического изучения массива горных работ предприятий ООО «НОК», согласно которой составление отчета установлено в IV квартале, информационными отчетами ООО НОК» за 2022 год и 2023 год (составлен 07.12.2023) по результатам гидрогеологического обследования бортов и дна карьера «Кайерканский».
Как следует из п.29 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, ООО «НОК» вменяется нарушение отсутствие оценки физико-механических свойств отвала, которые должны определяться с учетом их гранулометрического состава.
ООО «НОК» представлены документы по оценке физико-механических свойств отвала карьера «Кайерканский».
Как усматривается из решения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 04.12.2023, по представленным материалам инженерно-геологическая изученность основания отвала недостаточная, в связи с чем снижается надежность исходных данных, для проведения достоверных расчетов требуется проведение натурных, камеральных исследований гранулометрического состава и необходимых физико-механических свойств пород, слагаемых отвал, а также физико-механических свойств пород на основании отвала.
Вместе с тем п.29 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023 не содержит указания на нарушения при оценке физико-механических свойств отвала, которые должны определяться с учетом их гранулометрического состава, а вменяет отсутствие оценки физико-механических свойств отвала, которые должны определяться с учетом их гранулометрического состава, что опровергается представленными документами. Правильность данной оценки в рамках вмененного нарушения установлению не подлежит. На основании изложенного, данное нарушение подлежит исключению из объема предъявленного обвинения.
Относительно нарушений, изложенных в п.п. 44, 45 протокола об административном правонарушении, судья учитывает, что согласно заключениям экспертиз промышленной безопасности ООО «Безопасность в промышленности» №66-ЗС-15154-2022 по зданию НПС 1 подъема в осях «1-8/А-В», инв. №989679 рудника «Кайерканский» и №66-ЗС-15153-2022 по зданию НПС 2 подъема, инв. №989680 рудника «Кайерканский» данные объекты экспертиз не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности и могут быть применены при условии выполнения мероприятий, после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения здания будет соответствовать требованиям промышленной безопасности. В таблицах 4 данных экспертиз установлен перечень мероприятий, при выполнении которых объекты экспертиз могут быть применены при эксплуатации ОПО. Объекты экспертизы будут соответствовать требованиям промышленной безопасности при выполнении мероприятий в процессе применения объекта экспертизы, приведенных в таблице 4. Согласно п.11 таб.4 в экспертизе № №66-ЗС-15154-2022 и п.7 таб.4 в экспертизе №66-ЗС-15153-2022 установлен срок выполнения инженерно-геологического изыскания с целью определения несущей способности основания – 26.10.2023.
Поскольку срок выполнения инженерно-геологического изыскания с целью определения несущей способности основания объектов, указанных в заключениях экспертиз промышленной безопасности №66-ЗС-15154-2022 и №66-ЗС-15153-2022 на момент проведения проверки не истек, иных доказательств невозможности применения объектов экспертиз без выполнения данных инженерно-геологических изысканий юрисдикционным органом не представлено, судья полагает необоснованным вменение ООО «НОК» данных нарушений.
С учетом установленных обстоятельств деяние ООО «НОК», выразившееся в нарушениях Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и принятых в соответствии с ним постановлениях Правительства Российской Федерации и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 48, 49, 50, 51,. 52, 53, 54, 55, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64 протокола об административном правонарушении от 30.10.2023, подлежит квалификации по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, судья признает признание вины и устранение большей части из выявленных нарушений до рассмотрения дела по существу. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При назначении вида и размера наказания судья учитывает общие правила назначения административного наказания, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественное положение виновного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Разрешая вопрос в части вида и размера наказания ООО «НОК» за совершение административного правонарушения, санкцией которого установлено в качестве альтернативы административное приостановление деятельности, судья исходит из следующего.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, под административным приостановлением деятельности юридического лица, понимается временное прекращение деятельности указанного лица, которое применяется в случаях, указанных в абз.2 данной нормы и приобретает своё правовое значение только в связи конкретным составом административного правонарушения.
Административное приостановление деятельности, в его правовом смысле, является крайней мерой по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными административным законодательством в отношении юридических лиц.
Исходя из указанного и фактических обстоятельств дела, исключения большой части нарушений из объема предъявленного обвинения, в том числе послуживших основанием для направления дела в суд, судья не усматривает оснований для применения крайней меры наказания в виде административного приостановления деятельности ООО «НОК» и приходит к убеждению, что цели административного наказания в отношении последнего могут быть достигнуты путем назначения ему административного штрафа.
Принимая во внимание характер совершенного ООО «НОК» административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья полагает необходимым назначить юридическому лицу административное наказание по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.
При этом судьей не установлено исключительных обстоятельств, приведенных в ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, указывающих на возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
общество с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Отделение Красноярск//УФК по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 010407105; единый казначейский счет 40102810245370000011; номер счета 03100643000000011900; ИНН 2466144107; КПП 246601001; УФК по Красноярскому краю (Енисейское управление Ростехнадзора); л/с 04191829700; ОКТМО 04701000; КБК 49811601091010001140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Захарова