24RS0002-01-2022-004392-87
Дело №12-533/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ачинск, ул. Назарова, 28 «б» 14 декабря 2022 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Слепухи Д.А.,
защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мироновой М.Г., действующей на основании доверенности от 07.07.2022 сроком по 31.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генерального директора АО «Ачинское ДРСУ» Петрова А. А.ича на постановление и.о. начальника Назаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №Н-351 от 22 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Назаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №Н-351 от 22.08.2022 должностное лицо – генеральный директор АО «Ачинское ДРСУ» Петров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., за то, что, 24.06.2022 в 11 ч. 00 мин. в ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки на предмет соблюдения природоохранного законодательства по факту осуществления хозяйственной деятельности АО «Ачинское ДРСУ» на земельном участке общей площадью 54968 кв.м., кадастровый №, граничащего с водоохранной зоной р. Мазуль по адресу: Красноярский край, Ачинский район, Ключинский сельсовет, п. Ключи, территория Производства дорожно-строительного камня, земельный участок №1, было установлено, что на участке дробильного цеха по производству щебня, в водоохранной зоне р. Мазуль в 35 м. от береговой линии, находится отвал щебня. Оценка воздействия отвала щебня на водоохранную поверхность р. Мазуль обществом не проводилась, документы не представлены. Работы производились без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Указанные обстоятельства являются нарушением должностным лицом – генеральным директором АО «Ачинское ДРСУ» Петровым А.А. требований ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004, п.п. «б,е,ж» п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания», утвержденных Постановлением Правительства РФ №380 от 29.04.2013 (л.д.68-69).
Должностное лицо генеральный директор АО «Ачинское ДРСУ» Петров А.А., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, мотивировав тем, что входящие состав ДСК дробильные установки были переданы в пользование ДРСУ в 1994 году по акту приема-передачи от ПКФ «Святогор». В целях оценки воздействия деятельности ДСК на окружающую среду был разработан рабочий проект, включающий в себя раздел «Охрана окружающей среды», по результатам рассмотрения которого Ачинским межрайонным комитетом по охране природы было проведено обследование предстоящего к эксплуатации производственного объекта, осуществлены необходимые замеры и выдано заключение №501 от 16.10.1994, разрешающее эксплуатацию ДСК. Каких-либо факторов, негативно влияющих на водные биологические ресурсы и среду их обитания, не выявлено. Таким образом, в действиях АО «Ачинское ДРСУ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ. Ранее при проведении Назаровским МРО в отношении Общества проверок, каких-либо нарушений установлено не было. Вывод о том, что деятельность ДСК оказывает косвенное воздействие на водные биоресурсы, ничем не подтвержден. Соответственно, не имеется правовых оснований считать, что организацией не обеспечено соблюдение требований законодательства о сохранении водных биологических ресурсов. Кроме того, при проведении проверки Ачинской городской прокуратурой были допущены процессуальные нарушения. Основанием для ее проведения явилось решение заместителя Ачинского городского прокурора от 22.06.2022, в день проведения проверки 22.06.2022 должностное лицо исполняющее обязанности генерального директора АО «Ачинского ДРСУ» Ю.Е. был в командировке, с решением был ознакомлен на следующий день 23.06.2022, что является нарушением п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992. Непосредственно в день проведения проверки 22.06.2022 должностное лицо о ее проведении уведомлено не было (л.д.3-6).
Защитник Миронова М.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по аналогичным основаниям. Дополнительно пояснила, что проверка проводилась в период отсутствия генерального директора АО «Ачинского ДРСУ», с решением о проведении проверки и.о. генерального директора был ознакомлен только на следующий день после ее проведения. Кроме того, ранее неоднократно Федеральным агентством по рыболовству проводились проверки, в ходе которых не было выявлено ни одного нарушения. ДСК существует с 1994 года, с момента разработки карьера были получены все разрешающие документы, Постановление Правительства РФ №380 постановлено в 2013 году и не может распространять свое действие на ранее возведенные объекты. Также, исходя из произведенных замеров отвала щебня усматривается, что он находится за пределами земельного участка АО «Ачинского ДРСУ», акт измерений составлен не был. Согласно координатам точек произведенных замеров, на данном участке производила свою деятельность ООО «Дорсервис». Кроме того, данные координаты не соответствуют выписке из ЕГРН, где указана другая система координат.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генеральный директор АО «Ачинское ДРСУ» Петров А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.75,76), ходатайств не заявил, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Помощник Ачинского городского прокурора Слепуха Д.А. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку хозяйственные объекты, в том числе, осуществляющие свою деятельность до принятия Постановления Правительства РФ №380 от 29.04.2013, должны принимать меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в соответствии с указанным постановлением. Также должностным лицом вменено нарушение по нахождению отвала щебня в водоохранной зоне, а не нарушение эксплуатации ДСК. Земельный участок, где были выявлены нарушения, находится в аренде у АО «Ачинского ДРСУ», сведений о том, что данный участок занимают другие организации, материалы дела не содержат и доказательств этому стороной защиты не представлено.
Выслушав помощника прокурора, защитника, допросив свидетеля, исследовав представленные материалы, рассмотрев доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004, при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 №380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
В силу п.п. «б,е,ж» п. 2 указанного Положения, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (п.«б»);
- выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (п.«е»);
- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (п.«ж»).
Из материалов дела следует, что заместителем Ачинского городского прокурора вынесено решение №91 от 22.06.2022 о проведении проверки в отношении АО «Ачинское ДРСУ» с целью осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства об охране окружающей среды, о рыболовстве, и охране водных биологических ресурсах. Срок проведения проверки установлен с 22.06.2022 по 20.07.2022 (л.д.38).
Во исполнение указанного решения, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка на земельном участке общей площадью 54968 кв.м. кадастровый №, граничащего с водоохранной зоной р. Мазуль по адресу: Красноярский край, Ачинский район, Ключинский сельсовет, п. Ключи, территория Производства дорожно-строительного камня, земельный участок №1, в ходе проведения которой было установлено, что указанный земельный участок предоставлен Обществу на основании договора аренды №1 от 01.01.2022, на участке дробильного цеха по производству щебня, в водоохранной зоне р. Мазуль в 35 м. от береговой линии, находится отвал щебня. Оценка воздействия отвала щебня на водоохранную поверхность р. Мазуль обществом не проводилась, документы не представлены. Работы производились без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, что является нарушением требований ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004, п.п. «б,е,ж» п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания», утвержденных Постановлением Правительства РФ №380 от 29.04.2013.
Указанные обстоятельства послужили основанием вынесения заместителем Ачинского городского прокурора постановления от 08.07.2022 о возбуждении в отношении должностного лица – генерального директора АО «Ачинское ДРСУ» Петрова А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ (л.д.16-17).
Вместе с тем, судья полагает, что проверка проведена Ачинской городской прокуратурой с нарушением требований законодательства на основании следующего.
В силу п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Из материалов дела следует, что решение о проведении проверки принято заместителем Ачинского городского прокурора 22.06.2022, срок проведения проверки установлен с 22.06.2022, решение вручено и.о. директора АО «Ачинское ДРСУ» Ю.Е. только 23.06.2022 (л.д.38).
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.07.2022, а также обжалуемого постановления от 22.08.2022 следует, что проверка была проведена 24.06.2022 в 11 ч. 00 мин. Вместе с тем, фактически выездная проверка в отношении АО «Ачинское ДРСУ» была осуществлена 22.06.2022, что подтверждается материалами дела, а именно справкой государственного инспектора и дополнением к ней (л.д.39,40), а также показаниями свидетеля В.А., допрошенного судьей при рассмотрении настоящей жалобы, согласно которым он, являясь государственным инспектором Назаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов, 22.06.2022 выезжал для проведения соответствующих замеров на участке дробильного цеха АО «Ачинское ДРСУ», в связи с проведением плановой проверки совместно с Ачинской городской прокуратурой.
Таким образом, и.о. директора АО «Ачинское ДРСУ» Ю.Е. был уведомлен о проведении проверки позднее дня начала проверки, данных о надлежащем уведомлении иного уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, материалы дела не содержат.
В связи с чем, при проведении проверки Ачинской городской прокуратурой были допущены грубые нарушения п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992. Результаты проверки с грубыми нарушениями закона не могут являться доказательствами нарушения должностным лицом обязательных требований. При таких обстоятельствах, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.07.2022 в отношении должностного лица - генерального директора АО «Ачинское ДРСУ» Петрова А.А., не могут рассматриваться, как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, в том числе, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление и.о. начальника Назаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №Н-351 от 22 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора АО «Ачинское ДРСУ» Петрова А.А. подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица генерального директора АО «Ачинское ДРСУ» Петрова А. А.ича удовлетворить.
Постановление и.о. начальника Назаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №Н-351 от 22 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора АО «Ачинское ДРСУ» Петрова А. А.ича - отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Попов