Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-137/2021 от 25.02.2021

Судья Кайгородова О.В.

№ 21-137/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

14.04.2021

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении МОУ "Академический лицей",

установил:

постановлением врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 17.11.2020 МОУ "Академический лицей" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.01.2021, принятым по жалобе Учреждения, постановление должностного лица отменено, производство по настоящему делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С таким решением судьи не согласно должностное лицо, вынесшее постановление, в поданной жалобе просит его отменить. Указывает, что в Учреждении реализуются, в том числе, дополнительные образовательные программы с углубленной подготовкой обучающихся по ряду предметов, предусмотрено профилирование по физико-математическому, филологическому и социально-экономическому направлениям. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 (далее - Правила) Учреждение должно организовывать учебный процесс только в первую смену. В то же время образовательный процесс шестых и десятых классов организован во вторую смену, в том числе, в учебных кабинетах, где учатся пятые классы. При этом между сменами предусмотрен перерыв менее 60 минут, в нарушение п. 10.13 Правил. На день выявления правонарушения Учреждение было подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ постановлением от 12.05.2020. Поскольку в рамках настоящего дела повторно установлен факт нарушения п.п. 4.9 и 10.1 указанных Правил, квалификация содеянного является правильной. Основанием для проведения проверки явилось обращение гражданки о нарушении Учреждением санитарного законодательства в условиях режима повышенной готовности. Ранее контрольное мероприятие по аналогичному основанию не проводилось, в связи с чем необходимости учитывать результаты аналогичных мероприятий на основании ч. 3.1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не было. Нарушение данной нормы в любом случае не считается грубым нарушением законодательства о государственном контроле. По результатам проверки, предшествовавшей возбуждению настоящего дела, Учреждение было также привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение СанПиН 3.1/2.4.3598-20 постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.11.2020.

Заслушав защитника (...) поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, совершенное повторно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100000 до 150000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы.

В соответствии с п.п. 4.9, 10.1 Правил площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета не менее 2.5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий. Расчетное количество обучающихся в классах определяется, исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.

Согласно п. 10.4 Правил в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

Согласно п. 10.13 Правил перерыв между сменами в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки увеличивается до 60 мин.

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужило выявленное 05.10.2020 в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 11.09.2020 № 356, следующее обстоятельство. Учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по адресу: г. Петрозаводск, Березовая ал., д. 23, допустило следующие нарушения Правил, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан:

1. в нарушение п.п. 10.4, 10.13 Правил образовательный процесс шестых и десятых классов организован во вторую смену, при этом между сменами предусмотрен перерыв 30 мин. при гигиеническом нормативе в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации - 60 мин.;

2. в нарушение п.п. 10.1, 4.9 Правил количество учащихся во всех классах, кроме 10 "М", исходя из соблюдения нормы площади на одного обучающегося (2,5 кв. м), превышает допустимое.

Правонарушение квалифицировано как повторное, поскольку постановлением от 12.05.2020 вступившим в законную силу 23.05.2020, Учреждение было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.

При пересмотре постановления судья не усмотрел в действиях Учреждения состава административного правонарушения, в связи с чем отменил постановление и прекратил производство по делу по соответствующему основанию.

Оснований не согласиться с обжалуемым решением по существу не имеется.

Так, 03.07.2020 вступили в действие СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Согласно п. 3.2 данных правил, срок действия которых ограничен 01.01.2022, общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).

Данная норма издана позднее принятия Правил и является специальной, действуя в ограниченный период времени, с учетом сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации.

Во исполнение указанного требования приказом Учреждения по о/д с 01.09.2020 по 31.12.2020 установлен следующий режим учебного дня. У 3-5 классов уроки проводятся в период с 08.00 до 11.20 час, у 1 классов - с 8.55 до 11.40 час, у 2 классов - с 08.00 по 12.15 час., у 7-9 классов - с 08.30 по 14.05 час., у 6 классов - с 11.50 по 15.45 час., у 10 классов - с 11.50 до 16.30 час., у 11 классов - с 08.00 до 14.50 час. Также приняты иные меры по исполнению санитарного законодательства (л.д. 88, 89).

Новый режим учебного процесса установлен временно и в целях безотлагательного исполнения специальных требований СП 3.1/2.4.3598-20 в условиях имеющейся материально-технической базы. Такой режим, хотя и предусматривает достаточно позднее начало уроков у 6 и 10 классов, но определенностью не свидетельствует об организации обучения по двум сменам.

Ссылок на перевод каких-либо классов или групп на обучение во вторую смену имеющиеся в деле приказы Учреждения и иные материалы дела не содержат, в связи с чем вменяемые Учреждению нарушения п.п. 10.4, 10.13 Правил достаточного подтверждения не находят.

Тождественные нарушения п.п. 10.1, 4.9 Правил, выражающиеся в несоблюдении нормы площади учебных классов на одного обучающегося, ранее были выявлены 13.02.2020 в ходе плановой проверки и явились основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ постановлением врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 12.05.2020 (л.д. 23-24).

При этом Учреждению было выдано предписание от 10.03.2020 -п об устранении выявленных нарушений. Пунктом 3 предписания на Учреждение возложена обязанность в срок до 15.02.2021 обеспечить выполнение требований к наполняемости классов в соответствии с п.п. 4.9 и 10.1 Правил (л.д. 141 на об.)

Соответственно, нарушение тех же требований Правил, выявленное после выдачи предписания и по истечении срока его исполнения свидетельствовало бы не о повторности совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, а о неисполнении предписания, и при доказанности такового, подлежало бы квалификации по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, имеющей иной родовой объект посягательства.

Между тем, на день проведения внеплановой проверки срок исполнения предписания не истек, и у Учреждения в соответствии с предписанием имелось еще свыше 4 месяцев для устранения нарушений к наполняемости классов.

С учетом изложенного вывод судьи об отсутствии оснований полагать о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения является по существу правильным.

Кроме того, заслуживает оценки следующее обстоятельство.

В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства.

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации" от 10.02.2009 (жалоба № 14939/03), данная статья подлежит применению, в том числе, в производстве по делам об административных правонарушения и должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе правонарушение, если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.

Приведенное толкование может быть распространено и на критерии тождества административных правонарушений, вмененных юридическому лицу.

По результатам той же внеплановой проверки в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.11.2020, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 23.12.2020, Учреждение было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение СП 3.1/2.4.3598-20.

Нарушения требований Правил и СП 3.1/2.4.3598-20 выявлены по одному и тому же адресу одновременно в ходе одного и того же контрольного мероприятия, допущены при осуществлении одного вида деятельности и имеют один родовой объект посягательства.

Соответственно, выявленные нарушения, хотя и имеют различную квалификацию, но вытекают фактов, которые в значительной степени являются теми же и по существу образуют не два, а одно сложное событие правонарушения.

В связи с этим оба административных материала подлежали оформлению в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ путем составления одного протокола об административных правонарушениях или одновременного направления двух протоколов на рассмотрение судье для объединения дел в одно производство во избежание двойного привлечения Учреждения к административной ответственности.

С учетом санкций ч. 2 ст. 6.7 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ процессуальных препятствий для совершения данных процессуальных действий у административного органа не имелось. Убедительного объяснения неприменения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ суду не приведено.

После вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ назначение Учреждению в связи с теми же обстоятельствами административного наказания по ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ приведет к нарушению ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, что является самостоятельным основанием для отмены постановления административного органа по настоящему делу.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении МОУ "Академический лицей" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов

21-137/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МОУ "Академический лицей"
Другие
Романченко Юрий Михайлович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

КоАП: ст. 6.7 ч.2

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
26.02.2021Материалы переданы в производство судье
14.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее