Дело № 2- 3215/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Мелихова Н.А., при секретаре Остапчук Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, в помещении судебного участка, «15» ноября 2017 года дело по иску ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара » к Мазанову Юрию Борисовичу о взыскании суммы неосновательного обогащения
установил:
ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Мазанову Ю.Б. о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде необоснованно выплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно федеральному законодательству за период с сентября 2015 по январь 2017 г. в размере 7 347 рублей 18 копеек, неосновательного обогащения в виде необоснованно выплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно республиканскому законодательству за период с сентября 2015 по декабрь 2015 г. в размере 2 019 рублей 68 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 418 рублей 05 копеек за период с 19.06.2017 по 12.09.2017. В обоснование указав, что ответчик не сообщил истцу о постановке на регистрационный учет в своей квартире члена семьи, в связи с чем, образовалась переплата. Ответчику направлялись уведомления о возврате суммы переплаты, на что ответа не поступило.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске, показал, что ответчик, сам являясь председателем ТСЖ направил в Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара сведения о регистрации в своей квартире <ФИО1>, согласно информации управляющей компании начисление ЖКУ услуг осуществляется из состава семьи в 2 чел. Ответчик должен был сообщить истцу в течение 10 дней со дня регистрации на своей жилой площади нового человека.
Ответчик, Мазанов Ю.Б., в судебное заседание не явился, направил суду ходатайство об отложении судебного заседания на срок 2 мес. по причине заболевания, ранее направил суду письменные пояснения, с иском не согласился, указав, что <ФИО1> не является членом его семью, не проживала в его квартире, жку-услугами в его квартире не пользовалась.
Рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного заседания сроком на 2 мес., мировой судья находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку данное ходатайство направлено на затягивание сроков рассмотрения настоящего дела, ответчик вправе направить для участия в судебном заседании представителя либо представить суду письменные пояснения, что ответчиком и сделано, в связи с чем, не имеется оснований для отложения судебного заседания.
Мировой судья в силу ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Установлено, что ответчик состоит на персонифицированном учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» по категории «Инвалид» с 23.04.2012.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предоставляются в соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и ст. 15 Закона Республики Коми № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», согласно пп.9 п.1 которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан, предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с Правилами и формами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 г. № 115, меры соц.поддержки по ЖКУ предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Расчет суммы компенсации выполняется центрами исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных) (Пункт 17 указанных Правил).
На основании заявления от 30.05.2011 ответчику назначены меры соц.поддержки по ЖКУ по категории «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». На основании заявления от 23.04.2013 произошла смена категории, в связи с чем, меры соц.поддержки по ЖКУ предоставлялись Мазанову Ю.Б. по категории «<ОБЕЗЛИЧЕНО>».
Предоставление меры соц.поддержки по ЖКУ регулируется постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 г. № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива...»
Согласно пункту 15 Правил (в ред. от 18.05.2015), действовавшей на момент изменения состава семьи), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры соц.поддержки по ЖКУ предоставлялись ответчику по адресу: <АДРЕС> и перечислялись на расчетный счет, открытый в отделении ПАО «Сбербанк России» г. Сыктывкара из расчета -1 чел.
В заявлении на предоставление мер соц.поддержки по ЖКУ от 23.04.2013, подписанном ответчиком, также содержится обязательство об уведомлении органа социальной защиты в месячный срок в случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение, либо возобновление МСП по ЖКУ (копия заявления прилагается).
Согласно справке о составе семьи от 03.05.2011, в квартире по адресу: <АДРЕС>, был зарегистрирован 1 человек, таким образом, расчет размера МСП по ЖКУ производился исходя из одного зарегистрированного.
В феврале 2017 г. в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» была предоставлена справка из ТСН «Свобода 25» (подписана самим ответчиком) от 13.02.2017, согласно которой с 02.08.2015 в квартире зарегистрированы 2 человека.
В связи с тем, что количество зарегистрированных изменилось, а информация об изменении состава семьи ответчиком своевременно представлена не была, меры социальной поддержки рассчитывались исходя из 1 зарегистрированного человека, хотя фактически было зарегистрировано 2 человека, в результате чего, за период с сентября 2015 по январь 2017 г. ответчику, по мнению истца, были необоснованно выплачены меры соц.поддержки по ЖКУ согласно федеральному законодательству в размере 7 347 рублей 18 копеек и за период с сентября 2015 по декабрь 2015 г. меры соц.поддержки по ЖКУ согласно республиканскому законодательству в размере 2 019 рублей 68 копеек.
Ответчик указал, что <ФИО1> действительно была зарегистрирована в моей квартире по адресу <АДРЕС>. 4.08.2015г., она не является членом его семьи и не проживала совместно с ним, не вела общего хозяйства и не пользовалась жилищно-коммунальными услугами по данному адресу, не оплачивала их. Все это время она проживала по адресу <АДРЕС>.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии
Согласно п. 14 Правил… гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Пунктов 22 Правил… предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств, в том числе обстоятельств, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 2 пункта 18 настоящих Правил, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе влекущих изменение размера компенсации, компенсация перечисляется с учетом наступивших обстоятельств, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором центрами установлены соответствующие обстоятельства или гражданами представлены подтверждающие соответствующие обстоятельства документы.
В соответствии с п. 23 Правил… расчет суммы компенсации выполняется центрами:
а) исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в месяц (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении;
б) на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в месяц (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).
Необходимые для предоставления компенсации сведения представляются на основании заключенных между центрами и организациями договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в виде файлов формата dbf в электронном виде согласно приложению к настоящим Правилам).
В случае отсутствия сведений организаций о начисленной сумме платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (наличия и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) сумма компенсации определяется на основании представляемых гражданами в центры платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справок, выданных организациями, содержащих указанные сведения.
Таким образом, для расчета суммы компенсации центру необходимы сведения о начисленных организациями суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в месяц (с учетом перерасчетов), об объеме прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством, о размере общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и о численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.
При этом на соответствующие организации, производящие начисление за коммунальные услуги населению, возложена обязанность по предоставлению сведений о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в месяц, о тарифах, о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, о наличии соглашений по погашению задолженности, заключенных с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.
Правила также гласят, что в случае отсутствия указанных выше сведений от организаций, гражданин для определения компенсации предоставляет в центр платежные документы.
В силу п.4 ч.1, п.14 Правил обязанность по уведомлению и предоставлению документов, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе сведений об изменении численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, возложена непосредственно на получателя компенсации.
При первичном обращении за назначением компенсации указанные Правила предусматривают право гражданина, а не обязанность, представить сведения о регистрации по месту жительства с указанием граждан, зарегистрированных в жилом помещении и возлагают на центр обязанность запросить указанные сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия в случае, если гражданин не предоставил по своей инициативе указанные сведения совместно с документами, перечисленными в п.3 Правил.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих обращение к ответчику, либо в многофункциональный центр с документами, подтверждающими изменение численности зарегистрированных граждан в квартире ответчик суду не предоставил.
Доводы ответчика о том, что <ФИО1>, не являлась членами семьи ответчика, фактически не проживала в его в квартире, суд не принимает, поскольку расчет суммы компенсации выполняется центрами исходя из численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Согласно п. 19 Правил, суммы компенсаций, излишне выплаченные гражданину, возмещаются гражданином в добровольном порядке либо удерживаются с его согласия по решению центра из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате компенсации. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне выплаченных сумм их возврат осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Поскольку размер ежемесячной денежной компенсации зависит, в том числе, и от размера общей площади занимаемого жилого помещения; на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг, Ответчик обязан был своевременно предоставить достоверные сведения и подтверждающие документы, о чем он были письменно предупрежден, и о чем он дал письменное обязательство.
В феврале 2017 г. в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» была предоставлена справка из ТСН «Свобода 25» от 13.02.2017, согласно которой с 02.08.2015 в квартире зарегистрированы 2 человека.
В связи с тем, что количество зарегистрированных изменилось, а информация об изменении состава семьи ответчиком своевременно представлена не была, меры социальной поддержки рассчитывались исходя из 1 зарегистрированного человека, хотя фактически было зарегистрировано 2 человека, в результате чего, за период с сентября 2015 по январь 2017 г. ответчику были необоснованно выплачены МСП по ЖКУ согласно федеральному законодательству в размере 7 347 рублей 18 копеек и за период с сентября 2015 по декабрь 2015 г. МСП по ЖКУ согласно республиканскому законодательству в размере 2 019 рублей 68 копеек.
09.03.2017 г. ответчику было направленно заказное письмо с предложением возвратить указанную сумму в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», однако возврат не последовал.
Согласно расчету истца размер излишне выплаченных мер социальной поддержки за период с сентября 2015 по январь 2017 г. в размере 7 347 рублей 18 копеек, и согласно республиканскому законодательству за период с сентября 2015 по декабрь 2015 г. в размере 2 019 рублей 68 копеек.
Допустимых и достоверных доказательств необоснованности произведенных истцом расчетов суду не представлено.
Расчет суммы задолженности проверен и принимается при вынесении решения как правильный.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, а также приведенные нормы закона, мировой судья приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, поскольку ответчиком предоставлена заведомо недостоверная информация, имеющая существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в виде мер социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам согласно федеральному законодательству за период с сентября 2015 по январь 2017 г. в размере 7 347 рублей 18 копеек, неосновательного обогащения в виде мер социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам согласно республиканскому законодательству за период с сентября 2015 по декабрь 2015 г. в размере 2 019 рублей 68 копеек.
Рассматривая требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, мировой судья приходит к следующему.
Пунктом 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что ст.395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
Таким образом, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами - следствие неправомерного поведения должника, которое выражается в неисполнении денежного обязательства, возникающего из договора, или в неосновательном, то есть неправомерном обогащении за счет другого лица.
В силу части 2 ст. 307 ГК РФ гражданско-правовые обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
Правоотношения между истцом и ответчиком не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию государственная пошлина в размере 400 рубля 00 копейки.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» к Мазанову Юрию Борисовичу о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с Мазанова Юрия Борисовича в пользу ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара » неосновательное обогащение в виде мер социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам согласно федеральному законодательству за период с сентября 2015 по январь 2017 г. в размере 7 347 рублей 18 копеек, неосновательного обогащения в виде мер социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам согласно республиканскому законодательству за период с сентября 2015 по декабрь 2015 г. в размере 2 019 рублей 68 копеек, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Мазанова Юрия Борисовича государственную пошлину в доход государства в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца, начиная с даты изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 ноября 2017 г.
Мировой судья Н.А. Мелихова