Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-36/2023 ~ М-745/2022 от 29.12.2022

Дело № 2-36/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года р.<адрес>

Москаленский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кобзарь О.В.,

при секретаре Искаковой Р.Т.,

с участием помощника прокурора <адрес> Модинова З.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к управлению образования администрации Москаленского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района <адрес> «Тумановская средняя общеобразовательная школа» о наложении обязанности обеспечить финансирование и устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

<адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к управлению образования администрации Москаленского муниципального района <адрес>, МБОУ «Тумановская СОШ» о наложении обязанности обеспечить финансирование и устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что специалистами ТОНД и ПР по Марьяновскому и <адрес>м <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка готовности образовательных организаций <адрес> к учебному периоду 2022-2023 годов.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения в здании МБОУ «Тумановская СОШ» по адресу: <адрес>:

1) На дверях лестничных клеток на первом и втором этажах отсутствуют устройства для самозакрывания дверей и не имеют уплотнения в притворах (ст. 4, ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.2.24 СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ);

2) В полу у запасного эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения столовой допущен перепад высот (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ);

3) Ширина запасного эвакуационного выхода из помещения обеденного зала непосредственно наружу менее 0,8 м (фактически 0,67 м) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.2.19 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ), примечание 2 п. 4.2 СНиП II-A.5-62);

4) Общий коридор второго этажа длинной более 60 метров не разделён противопожарной перегородкой II-го типа (ст. 4, ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.8 СНиП II-Л.2-72*, п. 4.3.7 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ);

5) По окончанию гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководителем организации не обеспечено проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности (п.13 Правил).

По факту допущения выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Тумановская СОШ» и начальника Управления образования администрации Москаленского муниципального района <адрес> внесены представления, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

На основании изложенного просит суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тумановская СОШ» Москаленского муниципального района <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности и обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Модинов З.К. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, уточнил, что выявленные нарушения образовательным учреждением и управлением образования следует устранить в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ «Тумановская СОШ» в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без их участия, по данном делу претензий не имеют.

Представитель ответчика Управления образования администрации Москаленского муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без их участия.

Заслушав помощника прокурора Модинова З.К., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность, кроме прочего, юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее – Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В силу пп. «з» п. 15 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, к которым относятся и образовательные учреждения.

Согласно пп. «б, г, д» п. 21 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 установлено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении, обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) установлено, что противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных;

- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).

Абзацем 2 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила). Кроме того, требования пожарной безопасности на объектах отражены в Федеральном законе № 123-ФЗ.Из материалов дела следует и судом установлено, что специалистами ТОНД и ПР по Марьяновскому и <адрес>м <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка готовности образовательных организаций <адрес> к учебному периоду 2022-2023 годов.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения в здании школы по адресу: <адрес>:

1) На дверях лестничных клеток на первом и втором этажах отсутствуют устройства для самозакрывания дверей и не имеют уплотнения в притворах (ст. 4, ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.2.24 СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России № 194 от 19.03.2020);

2) В полу у запасного эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения столовой допущен перепад высот (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России № 194 от 19.03.2020);

3) Ширина запасного эвакуационного выхода из помещения обеденного зала непосредственно наружу менее 0,8 м (фактически 0,67 м) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.2.19 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России № 194 от 19.03.2020), примечание 2 п. 4.2 СНиП II-A.5-62);

4) Общий коридор второго этажа длинной более 60 метров не разделён противопожарной перегородкой II-го типа (ст. 4, ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.8 СНиП II-Л.2-72*, п. 4.3.7 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденного приказом МЧС России № 194 от 19.03.2020);

5) По окончанию гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководителем организации не обеспечено проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности (п.13 Правил).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по факту допущения выявленных нарушений прокурором района в адрес директора МБОУ «Тумановская СОШ» и начальника Управления образования администрации Москаленского муниципального района <адрес> внесены представления (л.д. 8-12, 16-21), однако на данный момент устранено только одно нарушение, а именно для складских помещений определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123-ФЗ (п. 12 Правил), остальные нарушения не устранены (л.д. 18-19, 26).

Данный факт свидетельствует о невыполнении ответчиками возложенной на них действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних.

Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, а также работников учреждения.

МБОУ «Тумановская СОШ» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом образовательного учреждения, при этом, согласно Уставу, учредителем данного юридического лица является администрация Москаленского муниципального района <адрес>, чьи полномочия от имени учредителя осуществляет управление образования администрации Москаленского муниципального района <адрес>.

Поскольку МБОУ «Тумановская СОШ» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Москаленского муниципального района <адрес> в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании субсидий, финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как на образовательное учреждение, так и на органы местного самоуправления.

Согласно части 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, орган местного самоуправления, являющийся учредителем общеобразовательного учреждения, должен закрепить за ним имущество, пригодное для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает ответчиков от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий, возложенных на них законом с наличием финансовой возможности.

Осуществление деятельности МБОУ «Тумановская СОШ» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся несовершеннолетних граждан.

Решение суда в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных условий для обучения, соответствующих требованиям законодательства по обеспечению безопасных условий для обучения и воспитания детей.

Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

С учетом, установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок обоснованным, целесообразным и разумным с учетом характера заявленных уточненных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ суд считает необходимым освободить Управление образования администрации Москаленского муниципального района <адрес> от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Тумановская СОШ» судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 300 рублей

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тумановская СОШ» Москаленского муниципального района <адрес> в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- привести в соответствие устройства для самозакрывания дверей на дверях лестничных клеток на первом и втором этажах и уплотнения в притворах, согласно требованиям п. 4.2.24 СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

- привести в соответствие перепад высот в полу у запасного эвакуационного выхода на пути эвакуации из помещения столовой, согласно требованиям п. 4.3.5 СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

- привести в соответствие ширину запасного эвакуационного выхода из помещения обеденного зала непосредственно наружу, согласно требованиям п. 4.2.19 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

- разделить общий коридор второго этажа длинной более 60 метров противопожарной перегородкой II-го типа, согласно требованиям п. 4.3.7 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

- по окончанию гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководителем организации обеспечить проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодно проводить испытания либо обосновывать расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности (п. 13 Правил).

Обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тумановская СОШ» Москаленского муниципального района <адрес> государственную пошлину в бюджет Москаленского муниципального района <адрес> в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья              О.В. Кобзарь

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи __________________

секретарь судебного заседания______

(Наименование должности работника аппарата суда)

Р.Т. Искакова_____________________

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

УИД

2-36/2023 ~ М-745/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области
МБОУ "Тумановская СОШ"
Суд
Москаленский районный суд Омской области
Судья
Кобзарь Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
moskalenkicourt--oms.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Подготовка дела (собеседование)
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее