Дело №5-81/2020
Постановление
п. Балезино 03 июля 2020 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики Беркутова Т.М.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Лекомцевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении Лекомцевой О. Г., <дата> года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекалась,
Установил:
29.04.2020 около 10.45 часов при проведении осмотра магазина «Радамир» ООО «ТД Удмуртпотребсоюза», расположенного по адресу: УР, п. Балезино, ул. Советская, д.8 нарушены п. 2.5 Рекомендаций № 02/7495-2020-32 по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях торговли, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой письмом 21.04.2020 № 02/7495-20 32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли», пункты 2.1 и 2.6 Санитарных правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Таким образом, Лекомцева О.Г. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
В судебном заседании Лекомцева О.Г. пояснила, что 29.04.2020 была проверка магазина, в 8.00 часов и 10.00 часов была сделана уборка помещения средством «Ника-2», оно закончилось и пустая тара была выкинута, но она знала, что к 12-ти часам дня должна подойти машина со средством «Ника-2». Проверка была осуществлена в период с 10ти часов до 12ти часов, на этот период средства «Ника-2» не было. Просит смягчить наказание.
В судебное заседание представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Глазове не явился, направили заявление о рассмотрении протокола в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные материалы и доказательства, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, место и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение законного представителя юридического лица, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
При этом подробное описание события правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.
Согласно п. 7 распоряжения главы Удмуртской Республики от 6 мая 2020 года № 94-РГ "О внесении изменения в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2, 6 настоящего распоряжения обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года № 2, от 31 января 2020 года № 3, от 2 марта 2020 года № 5, от 13 марта 2020 года № 6, от 18 марта 2020 года № 7, от 30 марта 2020 года № 9, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п.10.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя.
Согласно Рекомендациям по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, содержащимся в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 года №02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работодателям рекомендуется обеспечить:
- при входе работников в организацию (предприятие) - возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;
- контроль температуры тела работников при входе работников в организацию (предприятие), и в течение рабочего дня (по показаниям), с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания;
- контроль вызова работником врача для оказания первичной медицинской помощи заболевшему на дому;
- контроль соблюдения самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 дней) при возвращении их из стран, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- информирование работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками - в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета;
- качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг.техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т.п.), во всех помещениях - с кратностью обработки каждые 2 часа;
- наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (маски, респираторы);
- регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений;
- применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1.3 Санитарных правил СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В пункте 1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19» указано о проведении работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по: обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня; наличию в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников.
Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность обеспечить сотрудников запасом дезинфицирующих средств для уборки помещений.
Из материалов дела следует, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадора по УР в г.Глазове поступил материал проверки проведенной МВД России «Отдел МВД России по Балезинскому району» в отношении юридического лица ООО «ТД Удмуртпотребсоюза», осуществляющего деятельность по реализации пищевых продуктов в магазине «Радамир», расположенном по адресу: УР, п. Балезино, ул. Советская, д.8. При изучении материалов установлено, что гражданкой Лекомцевой О.Г. нарушаются требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Из протокола осмотра от 29.04.2020 следует, что уборка помещений в торговом зале производится при помощи Белизны.
По результатам осмотра в отношении ответственного лица Лекомцевой О.Г. составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно трудовому договору от 20.11.2007 Лекомцева О.Г. принята в ООО «ТД Удмуртпотребсоюза» на должность продавца. Согласно п. 2.2.4 трудового договора Лекомцева О.Г. обязана поддерживать в помещении магазина требуемую действующим законодательством чистоту и порядок, проводить противоэпидемиологические мероприятия по предупреждению и возникновению инфекционных заболеваний, с обеспечением соблюдения профилактических и дезинфекционных мер.
Вместе с тем, доказательств того, что продавец Лекомцева О.Г. назначена ответственной за организацию проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и на нее возложены обязанности по обеспечению организации регулярной уборки рабочих мест с применением дезинфицирующих средств, в том числе посредством обработки поверхностей антисептиком в материалы дела не представлено.
Судом не установлено нарушение Лекомцевой О.Г. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Невыполнение работником Лекомцевой О.Г. рекомендаций, адресованных работодателю, по обеспечению средствами, обладающими вирулицидным действием, для проведения влажной уборки помещения, не является основанием для привлечения её к административной ответственности. Кроме того, из не опровергнутых объяснений Лекомцевой О.Г., данных при составлении протокола следует, что влажная уборка помещения проводилась, но на момент проведения проверки отсутствовал специальный раствор. Из объяснения заведующей магазина «Радомир» В.Е.А. от 29.04.2020 следует, что каждые 2 часа полы моются раствором «Белизна», на прошлой было обеззараживающее средство «Ника», которое в настоящий момент закончилось, и его еще не привезли. Таким образом, проводимая Лекомцевой О.Г. влажная уборка средствами, не обладающими вирулицидным действием, связана с их невыдачей работодателем.
Таким образом, в действиях Лекомцевой О.Г. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ,
Постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Лекомцевой О. Г. прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Т.М. Беркутова