УИД 21RS0024-01-2021-005665-11
№ 2-584/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2022 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Верзилиной Е.И., с участием представителя истца Беглярова О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубровской Светланы Сергеевны к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Дубровская С.С. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары с учетом уточнения о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на учет как малоимущую, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, признании малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требования обоснованы тем, что Дубровская С.С. зарегистрирована и проживает в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пом. 6, где она является собственником комнаты площадью <данные изъяты> Истец является <данные изъяты>, имеет <данные изъяты> при котором совместное проживание с другими лицами в одном жилом помещении невозможно. Истцом подано заявление в администрацию Калининского района г.Чебоксары о принятии ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении, в удовлетворении которого отказано ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный ответ является незаконным и нарушает права истца.
В судебное заседание истец Дубровская С.С. не явилась, извещена надлежащим образом, реализовала право на участие через представителя.
Представитель истца Бегляров О.Д. в судебном заседании требования иска поддержал, указав, что Дубровская С.С. проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира является трехкомнатной, в ней также проживают мать истца, ее сестра и племянник. У истца отдельная комната. Дубровская С.С. зарегистрирована в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в качестве малоимущей. Ответ администрации Калининского района г.Чебоксары в котором указано, что Дубровская С.С. не может быть признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконный.
От представителя ответчика в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии стороны.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Дубровская С.С. владеет на праве общей долевой собственности (<данные изъяты>) комнатами № (места общего пользования) по плану в <адрес> и на праве собственности и жилой комнатой № площадью <данные изъяты>м. в указанной квартире.
Другими долевыми собственниками комнат <данные изъяты> по указанному адресу являются сестра истца ФИО4 (<данные изъяты> мать истца Дубровская Т.Н <данные изъяты>)., бабушка истца ФИО7 (<данные изъяты>
ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником по завещанию, что следует из объяснений представителя истца, является ФИО10
Согласно выписке из лицевого счета на указанное жилое помещение в нем зарегистрированы и проживают ФИО10, ФИО2, ФИО4, ФИО8
Дубровской С.С. установлена 3 <данные изъяты>.
Истец <данные изъяты>
Дубровская С.С. является получателем страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Дубровская С.С. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в качестве малоимущей.
Согласно ответу администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № Дубровской С.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она не может быть признана малоимущей.
Дубровская С.С. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве малоимущей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии.
При рассмотрении заявления администрацией Калининского района г.Чебоксары в порядке межведомственного запроса получены сведения о размере выплат (включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты за и выплаты по уходу) за период с сентября 2020 года по август 2021 года.
Из обжалуемого ответа следует, что с учетом доходов и имущества, имеющегося у истца в собственности, возможный размер кредита превышает среднюю рыночную стоимость жилого помещения на <данные изъяты> руб., размер возможного накопления средств на приобретение жилья превышает среднюю рыночную стоимость жилого помещения на <данные изъяты>
Указанный расчет стороной истца не оспорен, является верным.
Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на спорные правоотношения распространяются нормы Жилищного Кодекса РФ.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Ч. 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч.1 ст. 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (далее Закон Чувашской Республики) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок признания гражданина малоимущим установлен ст. 5 указанного Закона Чувашской Республики.
Ч. 1 ст. 5 Закона Чувашской Республики предусмотрено, что граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - малоимущие граждане) исходя из средней рыночной стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, размера среднемесячного совокупного дохода семьи и возможности приобретения жилого помещения по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании с помощью ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилья (далее - ипотечный кредит) и накопления средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления за десять лет. В целях настоящей статьи расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, производится в порядке, установленном ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 указанной статьи орган местного самоуправления рассчитывает среднюю рыночную стоимость жилого помещения, которая определяется как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, количества членов семьи и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, по формуле:
СЖ = НП x КС x РС, где:
СЖ - средняя рыночная стоимость жилого помещения;
НП - норма предоставления общей площади жилого помещения;
КС - количество членов семьи;
РС - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная в соответствующем муниципальном образовании.
Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера ипотечного кредита, определяемая органом местного самоуправления, больше величины средней рыночной стоимости жилого помещения, то гражданин не может быть признан малоимущим.
Если у заявителя исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи не имеется возможности получения ипотечного кредита на сумму недостающих средств для приобретения жилого помещения, рассматривается возможность накопления суммы недостающих средств для приобретения жилого помещения за вычетом прожиточного минимума за десять лет по формуле:
РН = (СДС - (ПМ x КС)) x 10 x 12, где:
РН - размер возможного накопления недостающих средств для приобретения жилого помещения;
СДС - размер среднемесячного совокупного дохода семьи, который определяется как сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи.
Среднемесячный размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев в расчетном периоде.
Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера возможного накопления средств позволяет приобрести жилое помещение по норме предоставления общей площади жилого помещения по среднерыночной стоимости, то гражданин не может быть признан малоимущим.
Учет доходов и стоимости имущества граждан в целях настоящей статьи определяется за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о принятии на учет. Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях настоящей статьи определяется в соответствии со статьей 9 настоящего Закона (для жилых помещений – кадастровая стоимость) (ч. 3 ст. 5).
П. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма признаются являющиеся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное и произведенный ответчиком расчет возможного размера ипотечного кредита, размера возможного накопления средств на приобретение жилья, оснований для признания истца малоимущей по смыслу ст. ст. 49 и 51 ЖК РФ не имеется, в связи с чем администрацией Калининского района г.Чебоксары обоснованно отказано Дубровской С.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При определении дохода Дубровской С.С. ответчиком приняты во внимание сведения, предоставленные пенсионным органом о выплатах, произведённых истцу, в порядке межведомственного запроса в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
Довод стороны истца о том, что Дубровская С.С. зарегистрирована в качестве малоимущей для предоставления мер социальной поддержки, что является основанием для признания ее малоимущей в порядке, предусмотренном Жилищном кодексом РФ, не влечет удовлетворения требований и связан с неправильным применением норм права.
Порядок регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2001 года № 180 и предусматривает механизм определения гражданина малоимущим в целях представления мер социальной поддержки.
Порядок расчета определения гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и порядок расчета в целях предоставления мер социальной поддержки определены разными нормами права и не являются идентичными, в связи с чем довод стороны истца о том, что поскольку Дубровская С.С. зарегистрирована в качестве малоимущей в целях предоставления мер социальной поддержки, она является малоимущей и для признания ее нуждающейся в жилых помещения, является ошибочным и связан с неправильным толкованием стороной истца положений действующего законодательства.
Полученные гражданином, зарегистрированным в качестве малоимущего, меры социальной поддержки в денежном выражении учитываются при расчете дохода гражданина для постановки его на учет как малоимущего по смыслу ст. 52 ЖК РФ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дубровской Светланы Сергеевны к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на учет как малоимущую, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, признании малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 февраля 2022 года.
Судья Е.В. Лащенова