Мировой судья Трошкова Н.А. копия
№ 12-76/2023
Р Е Ш Е Н И Е
19 апреля 2023 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Бендовская Е.В.,
при секретаре судебного заседания Собяниной Л.А.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Балуевой Н.А.,
лица, привлекаемого к административной ответственности, Каменских Е.Е.,
защитника Зыряновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края жалобу директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Елены Евгеньевны на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пермского судебного района Пермского края от 13.10.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пермского судебного района Пермского края от 13.10.2022 (резолютивная часть объявлена 10.10.2022) директор МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Каменских Е.Е. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его изменить, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании Каменских Е.Е. жалобу поддержала.
Защитник Зырянова О.В. в суде просила изменить постановление, исключив нарушения, связанные с несоблюдением требований, не установленных в отношении объектов, относящихся к четвертой категории опасности. Также пояснила, что системы передачи тревожных сообщений на объектах имеются и надлежащим образом функционируют.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, его разрешение в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью первой статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.13.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон об образовании), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму, Закон) установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования (п. 3 ст. 5 Закона о противодействии терроризму).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Согласно п. 1 Требований они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5 Требований).
В соответствии с пунктом 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 16.06.2022 прокуратурой Пермского района проведена проверка исполнения МАОУ «Кондратовская средняя школа» требований законодательства об антитеррористической защищенности на следующих объектах образования: Хохловский филиал МАОУ «Кондратовская средняя школа» в д. Скобелевка по ул. Майская, 2, и детский сад «Солнышко» в д. Скобелевка по ул. Майская, 3, которые относятся к четвертой категории опасности.
По результатам проверки прокурором составлен акт от 16.06.2022, в котором отражены выявленные нарушения, а именно:
- объекты проверки не обеспечены физической охраной;
- ограждение указанных образовательных учреждений не соответствует нормам действующего законодательства, не превышает 2-х метров и не исключает возможность наблюдения за объектом;
- отсутствуют планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта (пп. «б» п.24 Требований);
-отсутствует приказ о назначении лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности (пп. «к» п.24 Требований);
- на объектах недостаточно наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, иных лиц в той или иной ситуации (пп. «л» п.24 Требований);
- системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не функционируют (пп. «г» п.24 Требований);
- объекты не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах, о потенциональной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» п.24 Требований);
- на вышеуказанных объектах система видеонаблюдения не обеспечивает архивирование и хранение данных непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) в течение одного месяца; на объекте по адресу: <адрес>, <адрес>, критические элементы объекта (территории) не оснащены системой видеонаблюдения (п.30 Требований).
Указанные нарушения послужили основанием для вынесения прокурором в отношении должностного лица - директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей вынесено обжалуемое постановление.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы стороны защиты, судья приходит к выводу о необходимости исключения ряда нарушений из объема вмененных Каменских Е.Е., поскольку соблюдение соответствующих требований в отношении объектов четвертой категории опасности законодательством не предусмотрено.
Так, оснащение объектов системами видеонаблюдения и обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, согласно пп. «а», «б» п. 25 Требований предусмотрено для объектов третьей категории опасности.
В связи с этим, поскольку оборудование систем видеонаблюдения в отношении объектов четвертой категории опасности законом не предусмотрено, к таким объектам не могут применяться и положения п.30 Требований, регламентирующие порядок применения системы видеонаблюдения.
Также необоснованна ссылка мирового судьи в постановлении на несоблюдение должностным лицом положений ГОСТ, поскольку обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий предусмотрены лишь постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
С учетом изложенного судья районного суда исключает из объема вмененных Каменских Е.Е. нарушений следующие: не обеспечение физической охраной охранниками; не обеспечение системой видеонаблюдения архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) в течение одного месяца; не оснащение системой видеонаблюдения критических элементов на объекте по адресу: <адрес>, <адрес>; несоответствие ограждения по высоте.
Кроме того, суд считает необходимым исключить из объема нарушений указание на недостаточность наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, иных лиц в той или иной ситуации (подпункт «л» пункта 24 Требований), поскольку их наличие проверкой установлено, при этом необходимое количество законом не регламентировано.
Иные указанные в акте прокурора нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) МАОУ «Кондратовская средняя школа», предусмотренные подпунктами «б», «г», «д», «к» пункта 24 Требований, и виновность должностного лица Каменских Е.Е. подтверждается имеющимися доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.08.2022 (л.д. 3-6); актом проверки соблюдения законодательства от 16.06.2022, в котором изложены выявленные в Хохловском филиале МАОУ «Кондратовская средняя школа» по адресу: <адрес>, <адрес>, и структурном подразделении детский сад «Солнышко» по адресу: <адрес>, <адрес> нарушения (л.д. 13); объяснением Каменских Е.Е. от 23.08.2022, согласно которому она является директором МАОУ «Кондратовская средняя школа», в ее обязанности входит, в том числе выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы (л.д. 14-15); приказом № 17-К1 от 03.08.2021 о приеме работника на работу, согласно которому Каменских Е.Е. принята на должность директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» (л.д.19 (оборот)); должностной инструкцией директора МАОУ, согласно которой руководитель обязан соблюдать требования законодательства РФ (л.д. 20-22); Уставом МАОУ «Кондратовская средняя школа» (л.д. 23-24).
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные нарушения требований федерального закона о персональных данных свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Каменских Е.Е. как руководителем МАОУ «Кондратовская средняя школа» своих служебных обязанностей, что выразилось в непринятии надлежащих мер по антитеррористической защищенности объектов образования. Указанное нарушает права воспитанников и обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательных организациях, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также персонала образовательных организаций.
К доводам Каменских Е.Е. о том, что приказ о назначении лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности, а также план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на момент проверки находились по адресу местонахождения юридического лица МАОУ «Кондратовская средняя школа» в д.Кондратово, судья относится критически и оценивает их как способ защиты, при этом учитывает своевременное уведомление должностного лица о проведении проверки, что подтверждается имеющимися в деле распечатками электронной переписки с прокуратурой района (л.д.81-83), а также подписанным Каменских Е.Е. ответом от 14.06.2022 на требование прокурора от 10.06.2022 (л.д.84), и считает, что при действительном наличии документов она имела возможность их представить при проверке.
Утверждение защитника о функционировании систем передачи тревожных сообщений голословно и опровергается актом от 16.06.2022, согласно которому при проверке с участием специалиста ФГКУ УВО ВНГ России по Пермскому краю выявлена их неработоспособность.
С учетом изложенного, действия (бездействие) директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.35 КоАП РФ.
Административное наказание назначено директору МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е. в пределах санкции ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, в минимальном размере, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 3.8, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
Основания, позволяющие признать совершенное должностным лицом правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №1 Пермского судебного района Пермского края от 13.10.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ в отношении директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е. изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления выводы о нарушениях, выразившихся в не обеспечении физической охраны охранниками, не обеспечении системой видеонаблюдения архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) в течение одного месяца; не оснащении системой видеонаблюдения критических элементов на объекте по адресу: д. Скобелевка, ул. Майская, д.3; не соответствии ограждения по высоте; недостаточности наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, иных лиц в той или иной ситуации.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу директора МАОУ «Кондратовская средняя школа» Каменских Е.Е. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья/подпись/ Е.В.Бендовская
Копия верна:
Судья Е.В.Бендовская
Подлинный документ подшит в деле
об административном правонарушении № 5-1205/2022
МССУ № 1 Пермского судебного района Пермского края