Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1470/2022 ~ М-1162/2022 от 28.06.2022

УИД:

Дело № 2-1470/2022                                     копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2022 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                     Синягина Р.А.,

при секретаре судебного заседания                 Тишиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Воробья А.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Воробей А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР), в обоснование которого указал, что решением ответчика №... от ... года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Указанным решением в специальный стаж истца не были включены некоторые периоды его работы, с чем истец не согласен.

В ходе судебного разбирательства уточнив исковые требования, в окончательной форме истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды:

- с ... года по ... года обучения в ......;

- с ... года по ... года электросварщиком ручной сварки в ......»;

- с ... года по ... года службы в Советской Армии;

- с ... года по ... года в должности электрогазосварщика в ......»;

- признать за ним право на назначении досрочной страховой пении по старости и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ... года (л.д. 50-51).

Определением суда от 15.09.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация г. Коврова Владимирской области (л.д. 88).

В судебное заседание истец Воробей А.В. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что следует из объяснений его представителя. Представитель истца Кузьменков А.Л. до перерыва в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, после перерыва в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Бурцева О.А. до перерыва в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными, просила в их удовлетворении отказать, после перерыва в судебное заседание представитель ответчика не явился.

    Представитель третьего лица администрация г. Коврова Владимирской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда (л.д. 125).

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные и собранные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2/1173).

Судом установлено, что ... года Воробей А.В. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коврове Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 34-37).

Решением указанного пенсионного органа от ... года №... Воробью А.В. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа (л.д. 9-10).

По результатам оценки пенсионных прав истца ответчик пришел к выводу, что специальный стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ у Воробья А.В. отсутствует.

На основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 127п от 28.04.2021 года Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове Владимирской области (межрайонное) реорганизовано путем присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области.

Реорганизация юридического лица завершена 01.10.2021 года, о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения.

Из материалов дела следует, что Воробей А.В. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ... года (л.д. 44).

Таким образом, спорные периоды работы, рассматриваемые судом, имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно диплому серии №... от ... года, Воробей А.В. в период с ... года по ... года обучался в ...... по окончании присвоена профессия «электросварщик ручной сварки» (л.д. 14).

Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. 11-13), последний в спорный период работал:

- ... года принят электросварщиком ручной сварки в ......»;

- ... году уволен по ста 29 КЗоТ РСФСР в связи с уходом в СА;

- ... года принят электрогазосварщиком 3 разряда в ......

- ... года переведен электрогазосварщиком 4 разряда;

- ... года переведен электрогазосварщиком 5 разряда;

- с ... года УПКТ «Ковровстрой» преобразовано в ......;

- ... года переведен электрогазосварщиком 5 разряда;

- ... года уволен по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РФ.

Согласно копии военного билета истца и справке ...... от ... года, Воробей А.В. был призван на военную службу ... года (л.д. 38, 48-49, 78).

Вместе с тем, поскольку запись о дате увольнения истца в запас с военной службы в военном билете выполнена с помарками и исправлении, судом сделан запрос в архивные органы Министерства обороны РФ.

Из архивной справки ...... от ... года следует, что Воробей А.В. проходил военную службу по призыву по ... года (л.д. 122).

Таким образом, судом установлено, что военную службу по призыву Воробей А.В. проходил в период с ... года по ... года.

Пунктом 3 Постановления № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил № 516. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение № 590).

Списком № 2/1173 предусматривалось льготное пенсионное обеспечение электросварщиков и их подручных (раздел XXXII «Общие профессии»).

Вместе с тем, Списком № 2/1173 при оценке пенсионных прав по льготным условиям не предусматривалось представление сведений о типе оборудования, виде и характере выполняемых работ.

Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 года утверждены Разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517», действовавшие до 21.11.1996 года.

Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 утверждены Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», действующие с 21.11.1996 года.

Вышеуказанными Разъяснениями предусматривалось, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Пунктом 4 и 5 Правил № 516 (действующих с 25.07.2002 года) определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Таким образом, вышеуказанные Разъяснения и Правила № 516 не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до их принятия. Разъяснения даны к положениям Списка № 2, и не отнесены к Списку № 2/1173.

В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, необходимость подтверждения факта полного рабочего дня для работников, указанных в названных Списках распространялась лишь на тех работников, и в тех случаях, когда это прямо было указано Списками.

Разделом XXXII «Общие профессии» Списка 2/1173 не предусматривалась необходимость такого подтверждения для электросварщиков и их подручных.

При этом и «1 75 016. Общесоюзным классификатором. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1975 N 16, и «Общесоюзным классификатором. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016, такого наименования профессии, как «электросварщик» не предусматривалось, предусматривались профессии «электросварщик листов и лент», «электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах», «электросварщик ручной сварки» (код 19906), «электросварщик труб на стане».

Таким образом, Список № 2/1173 предусматривал льготное пенсионное обеспечение для всех наименований профессий электросварщиков без уточнения вида работ.

Подпунктом «з» Пункта 109 Положения № 590 было установлено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Подпунктом «к» пункта 109 Положения № 590 предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

    Также, пунктом 109 Положения № 590 установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда период, указанный в подпункте «к» приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода и учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Вышеуказанное положение действовавшего законодательства, позволявшее по выбору лица приравнивать период военной службы к работе, которая предшествовала ей или за ней следовала фактически устраняла неравенство в пенсионных правах между гражданами, исполнившими конституционный долг и обязанность по защите Отечества, и гражданами, которые в силу различных причин не служили и имели возможность вместо прохождения военной службы по призыву заниматься трудовой деятельностью.

Также, пунктом 109 Положения № 590 было установлено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б» и «в» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, период обучения в профессионально-техническом училище, период службы в Вооруженных Силах СССР может приравниваться пропорционально к специальному стажу, выработанному лишь до 01.01.1992 года, то есть в период действия Списка № 2/1173.

В силу положений ст. 43 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего в период призыва истца на военную службу и его увольнения с нее, за лицами, работавшими до призыва на предприятиях, в учреждениях или организациях, сохраняется право поступления на работу на то же предприятие, в учреждение или организацию, на условиях, предусмотренных в настоящей статье.

Пунктом 78 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193 также предусматривалось, что за лицами, работавшими до призыва на действительную военную службу на предприятиях, в учреждениях или организациях, сохраняется право поступления на указанных условиях на работу на то же предприятие, в учреждение или организацию.

В соответствии с «Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в период работы истца, Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия, учреждения или организации после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения) (п. 14). С каждой записью, вносимой на основании приказа (распоряжения) в трудовую книжку (вкладыш) о приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и увольнении, администрация обязана ознакомить владельца этой книжки (вкладыша) под расписку в личной карточке (типовая форма N Т-2, утвержденная ЦСУ СССР), в которой должна быть повторена точная запись из трудовой книжки (вкладыша) (п. 15).

    Пунктом 23 названой Инструкции было установлено, что записи о наименовании работы или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Как было указано выше, в трудовой книжке истца имеется запись, что ... года истец был принят электрогазосварщиком 3 разряда в ......

В то же время, из личной карточки формы Т-2 следует, что Воробей А.В. с ... года являлся сварщиком, а с ... года электросварщиком (л.д. 15).

Из архивной справки от ... года следует, что во всех имеющихся в архивной организации документах Воробей А.В. значился как электросварщик без уточнения вида работ (л.д. 16). В карточках-справках по начислению заработной платы Воробей А.В. также значился электросварщиком без уточнения вида работ (л.д. 63-67, 71-75).

    Указанным выше «Общесоюзным классификатором. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016, такого наименования профессии, как «сварщик», «электросварщик» не предусматривалось.

    Не предусматривалось такого наименования профессий без уточнения вида работ и «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Раздел: «Сварочные работы», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 N 17/2-54.

    Данным выпуском ЕТКС предусматривались отдельные наименования профессий: сварщик на диффузионно-сварочных установках, сварщик на лазерных установках, сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки, сварщик на электронно-лучевых сварочных установках, сварщик термитной сварки, электрогазосварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки.

    Таким образом, на основании анализа материалов дела, суд приходит к выводу, что запись в трудовой книжке Воробья А.В. о принятии его на работу ... года на должность электрогазосварщика работодателем выполнена неверно и с нарушением требований вышеуказанной Инструкции, поскольку по другим представленным в дело архивным материалам истец работал электросварщиком, что является иной профессией. Сведений о том, что Воробей А.В. проходил профессиональное переобучение по профессии «электрогазосварщик» архивные данные не содержат.

    При этом, учитывая действующее в спорный период законодательство о приеме на работу после прохождения военной службой по призыву за Воробьем А.В. сохранялось право поступления на ту же работу, что и до призыва, суд приходит к выводу, что истец ... года был принят на работу на ту же должность, то есть электросварщиком ручной сварки, что соответствует его уровню профессионального образования в соответствии с дипломом.

Данные выводы суда не являются установлением тождественности наименований профессий «электрогазосварщика» и «электросварщика ручной сварки», а основаны на установленном факте неправильного заполнения работодателем трудовой книжки истца и карточки формы Т-2.

На этом основании суд приходит к выводу, что в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2/1173 подлежат включению периоды: ... в ......; ... работы в должности электросварщика ручной сварки в ......; ... военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР; ... работы в должности электросварщика ручной сварки в ......».

При этом, поскольку период работы в тяжелых условиях труда до 31.12.1991 года превышает срок обучения и срок службы в Вооруженных силах СССР, данный период не имел перерывов на работу в обычных условиях труда, периоды обучения и службы по призыву подлежат включению в специальный стаж в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода службы с ... года по ... года надлежит отказать, поскольку указанный период не подтвержден соответствующими документами.

Рассматривая исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы после 01.01.1992 года, суд приходит к следующим выводам.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Сведений о том, что у Воробья А.В. после 01.01.1992 года менялся характер работы, архивные данные не содержат.

Позицией 23200000-19906 раздела XXXIII Списка № 2 предусматривается льготное пенсионное обеспечение для электросварщиков ручной сварки.

Как было установлено судом, в трудовую книжку истца работодателем были неверно внесены записи о занимаемой с ... года должности, поскольку иными документами не подтверждается работа истца в качестве «электрогазосварщика», фактически истец работал в должности электросварщика ручной сварки.

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» установлено, что в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» установлено, что применение Списков NN 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

    Таким образом, указанное положение имеет отсылку к нормам Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в статье 14 которого прямо предусматривалось льготное пенсионное обеспечение по результатам аттестации рабочих мест.

    Вместе с тем, указанный Закон СССР утратил силу на территории РСФСР (РФ) с 01.03.1991 года на основании Постановления ВС РСФСР от 20.11.1990 года, принятым в связи с началом введения в действие с 1 марта 1991 года Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»

    Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 N 340-1, не предусматривал положений, аналогичных положениям ст. 14 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в части установления права на льготное пенсионное обеспечение по результатам аттестации рабочих мест.
    20 апреля 1992 года в связи с принятием Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года Минсоцзащиты РСФСР принято указание N 1-28-У, которым предписано руководствоваться при решении вопросов, связанных с назначением пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет.

    В частности, пунктом 1 названного Указания предписано, что при назначении работникам льготных пенсий нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако, если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы: классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т.п., то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы.

    Вышеназванное Указание действовало до издания Приказа Минтруда России от 10.05.2017 N 415, то есть в спорный период работы истца.

Подпунктом а) пункта 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н, предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Вместе с тем, указанной нормой конкретный перечень документов, подтверждающих периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не определен. Анализ вышеприведенного законодательства позволяет сделать вывод, что пенсионное законодательство не устанавливает конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения наличия стажа на соответствующих видах работ.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 6 «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н).

    Принимая во внимание изложенное, отсутствие сведений об аттестации рабочего места истца в период с ... года по ... года не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Как было указано выше, с введением в действие с 01.01.1992 года Списка № 2 в специальный стаж подлежали включению периоды работы при условии занятости в течение полного рабочего дня.

Согласно архивным справкам об объявлении простоев, о фактически отработанном времени за период с 1992 года по 1996 год, о периодах нахождения в очередных отпусках, выполнение не менее 80% нормы рабочего времени, установленной ст. 42 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего спорный период, выполнялось истцом лишь в периоды с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года (л.д. 16, 109, 119, 126).

Таким образом, вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, в остальной части в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

3) Разрешая исковые требования Воробья А.В. о признании за ним права и назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд приходит к следующим выводам.

С учетом специального стажа, признанного судом в рамках рассмотрения настоящего дела, период указанного стажа составит более 12 лет 6 месяцев, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ по достижении истцом возраста 55 лет, которого истец достиг ... года.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

За назначением досрочной страховой пенсии по старости Воробей А.В. обратился ... года, следовательно, досрочная страховая пенсия подлежит назначению истцу с указанной даты.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Воробья А.В. подлежат удовлетворению частично.

На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воробья А.В. – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж Воробья А.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды:

- с ... года по ... года обучения в ......;

- с ... года по ... года работы в должности электросварщика ручной сварки в ......;

- с ... года по ... года военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР;

- с ... года по ... года работы в должности электросварщика ручной сварки в ......»

- с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года работы в должности электросварщика ручной сварки .......

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Воробью А.В. досрочную страховую пенсию по старости с ... года.

В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (ОГРН , ИНН ) в пользу Воробья А.В. (СНИЛС судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

    Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 22 ноября 2022 года включительно.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

    

Председательствующий судья: подпись            Р.А. Синягин

Решение суда в окончательной форме составлено 22 ноября 2022 года.

Судья: подпись                             Р.А. Синягин

Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в деле 2-1470/2022, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.

    Секретарь                                 Е.Н. Тишина

2-1470/2022 ~ М-1162/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воробей Алексей Валерьевич
Ответчики
ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Владимирской области
Другие
ВОКА №1 Ковровский филиал "АК№8" Кузьменков Алексей Леонидович
Администрация г.Коврова Владимирской области
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владимира
Судья
Синягин Роман Александрович
Дело на странице суда
frunzensky--wld.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2022Подготовка дела (собеседование)
28.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Дело оформлено
23.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее