Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13469/2023 от 30.10.2023

Судья: Пряникова Т.Н. № 33а-13469/2023

УИД: 63RS0041-01-2021-006711-63

№ 2а-2904/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гречихина АС на решение Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гречихин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного в связи с ненадлежащим содержанием в спецприемнике во время отбывания административного ареста, расходы за юридические услуги в размере <данные изъяты> рублей.

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Гречихин А.С. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указывая на то, что доказаны его моральные страдания в результате действий и бездействия должностных лиц, которые должны быть компенсированы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гречихин А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель МВД России, ГУМВД России по Самарской области, МВД России - Жуков В.С. возражал в отношении апелляционной жалобы.

Представитель Управления Судебного департамента Самарской области – Захаров А.В. полагал решение законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Гречихин А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Судебного департамента Самарской области, министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению министерства внутренних дел России по г. Самаре о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным ограничением свободы, в связи с ненадлежащим содержанием в спецприемнике при отбывании ареста и в связи с потерей работы, а также убытков и судебных расходов.

ДД.ММ.ГГГГ определением Советского районного суда г. Самары требования Гречихина А.С. к ГУ МВД России по Самарской области и Управлению МВД России по г. Самаре о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащим содержанием в спецприемнике при отбывании ареста выделены в отдельное производство, суд перешел к рассмотрению указанных требований в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации судья выделяет одно или несколько соединенных исковых требований в отдельное производство, если признает, что раздельное рассмотрение требований будет целесообразно.

Частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Согласно пункту 3.21 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. №36 в случае выделения уголовного и гражданского дела, административного искового требования в отдельное производство оно регистрируется как вновь поступившее в день вынесения судом постановления (определения) о выделении в отдельное производство с присвоением самостоятельного номера. В уголовном, гражданском, административном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные судьей копии процессуальных документов, имеющих значение для данного дела.

Статьей 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны, кроме прочего, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования (часть 2 пункты 4, 5).

Выделяя в отдельное производство требования Гречихина А.С. в материалы дела не предоставлены подлинники или заверенные судьей копии процессуальных документов, имеющих значение для данного дела, в частности, копия первоначального иска и последовательные уточнения заявленных требований, вплоть до требования, выделенного в отдельное производство для рассмотрения в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В материалах дела (л.д. 5) имеется увеличение исковых требований, основания и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования отсутствуют.

В силу статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, стороны, заинтересованные лица.Согласно статье 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (часть 1).

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (часть 2).

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4).

Часть 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (части 1, 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из определения Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ требования Гречихина А.С. выделены в отдельное производство к ГУ МВД России по Самарской области и Управлению МВД России по г. Самаре. Вместе с тем, из выделенных из гражданского дела материалов не следует, что требования Гречихина А.С. предъявлялись к указанным лицам, либо судом разрешен вопрос о привлечении их к участию в деле до выделения требований в отдельное производство. В предоставленных в материалы дела уточнениях заявленных административным истцом требований, в качестве ответчиков указаны министерство финансов РФ и Управление Судебного департамента Самарской области (л.д. 5, 24-26), требования к которым в отдельное производство не выделялись, в их адрес направлялись судебные повестки. В качестве административных ответчиков МВД России, Управление МВД по г. Самаре и ГУМВД России по г. Самаре указаны Гречихиным А.С. в уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Кроме этого, как следует их материалов дела, судебные повестки направлялись также в прокуратуру Самарской области, сведения о привлечении которой к участию в деле, материалы дела не содержат.

Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, урегулированы статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определены действия суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных ответчиков и заинтересованных лиц, входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Однако, районным судом не был надлежащим образом определен состав лиц, участвующих по делу, исходя из предмета заявленных требований, характера спорных правоотношений.

Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит провести надлежащую подготовку по делу в соответствии со статьей 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно определить состав лиц, участвующих по делу, предмет спора, юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению; полно и всесторонне исследовать все обстоятельства дела; дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, изложив ее в мотивировочной части решения; применить нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий –

Судьи –

33а-13469/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Гречихин А.С.
Ответчики
Управление МВД России по г. Самаре
ГУ МВД России по Самарской области
ОП № 3 Управления МВД России по г. Самаре
МВД Российской Федерации
Другие
Андриенко Д.Н.
Управление Судебного Департамента Самарской области
Министерство финансов РФ
Прокуратура Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.10.2023Передача дела судье
28.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее