Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-794/2023 ~ М-625/2023 от 28.07.2023

УИД 91RS0023-01-2023-000842-11

Дело № 2-794/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2023 года.

11 сентября 2023 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи -                 Ильичевой Н.П.

при секретаре -                                 Кирильчук Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Сластенникову Сергею Ивановичу о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Председатель Черноморского сельского совета – глава администрации Черноморского сельского поселения Шатыренко А.В. обратился в суд с иском к Сластенникову С.И. о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка.

Свои требования, мотивируя тем, что в администрацию Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 14.02.2023 поступили сведения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.05.2023, ответчик Сластенников Сергей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельных участков с кадастровым номером , общей площадью 923 кв.м., и с кадастровым номером , общей площадью 812 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, и гражданином иностранного государства. С момента приобретения права собственности по настоящее время, у истца отсутствуют сведения о принятии ответчиком действий по отчуждению имущества, а именно земельных участков, в соответствии со ст. 238 ГК РФ. Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 17.05.2023, был направлен запрос в ОМВД по Черноморскому району Республики Крым об обращении ответчиков за получением гражданства Российской Федерации. Исходя из предоставленной информации гражданин Сластенников Сергей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался. Просит произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 923 кв.м., и с кадастровым номером , общей площадью 812 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности гражданину Украины - Сластенникову Сергею Ивановичу, путём реализации с публичных торгов, установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой бывшему собственнику вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.

Определением суда от 14.08.2023 ответчику Сластенникову С.И., место жительства которого не установлено, назначен адвокат.

В судебное заседание представитель истца Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела без участия истца, на исковых требованиях настаивает.

В судебное заседание ответчик Сластенников С.И. не явился, место проживания не установлено.

Представитель Сластенникова С.И. – адвокат Ушаков А.Н., ознакомившись с заявлением представителя истца о рассмотрении дела без участия представителя, просил рассматривать дело без его участия, возражает против удовлетворения исковых требований, так как ему не известна позиция ответчика.

Суд считает возможным рассматривать дело без сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» внесены изменения: а) дополнить разделом следующего содержания: «Республика Крым 44.1. Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым; 44.2. Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым; 44.3. Муниципальное образование Кировский район Республики Крым; 44.4. Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым; 44.5. Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым; 44.6. Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым; 44.7. Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым; 44.8. Муниципальное образование Сакский район Республики Крым; 44.9. Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым; 44.10. Муниципальное образование Советский район Республики Крым; 44.11. Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым….».

Согласно информации, предоставленной Госкомрегистром от 04.08.2023 № 43-11/1232, от 21.08.2023 № 43-11/1320, от 08.09.2023 № 43-11/11507, в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером , <адрес>, пгт. <адрес> <адрес>, с кадастровым номером , <адрес>, <адрес>, за Сластенниковым Сергеем Ивановичем на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок ЯЕ 081369 от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права: собственность, -90/090/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55), сведения в ЕГРН о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, отсутствуют.

Согласно Выписке из ЕГРН от 16.05.2023 правообладателем земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 923 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Сластенников Сергей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, Украина, паспорт гражданина Украины серии СО , выдан ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> (л.д. 4-5).

Согласно Выписке из ЕГРН от 16.05.2023 правообладателем земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 812 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Сластенников Сергей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, паспорт гражданина Украины серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> (л.д. 6-7).

Согласно информации, предоставленной МВД по Республике Крым от 25.07.2023 № 70/7010, Сластенников Сергей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался (л.д.10).

Если в собственности лица оказалось имущество, которое в соответствии с законодательством РФ не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года (в данном случае с момента вступления в силу Указа Президента РФ № 201) в срок до 20.03.2021.

На основании вышеизложенного, иностранные граждане, обладающие земельными участками в пределах соответствующих приграничных территорий на праве собственности, в срок до 20.03.2021 не лишены были права на их отчуждение в рамках правового поля по своему усмотрению.

Как установлено выше, согласно пп. 44.11 Перечня приграничных территорий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26, муниципальное образование Черноморский район Республики Крым является приграничной территорий, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками; на основании изложенного, спорные земельные участки, принадлежащие Сластенникову С.И., должны быть отчужден в установленном Российским законодательством порядке.

Порядок отчуждения такого имущества определен в ст. 238 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Поскольку муниципальное образование Черноморский район Республики Крым включено в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.03.2020, то срок, установленный в п. 1 ст. 238 ГК РФ, исчисляется, начиная с 20.03.2020.

    В соответствии с п. 2 ст. 238 ГК РФ, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

    Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 № 2970-0 указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

    В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

    Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.

    Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующе» территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности у иностранных граждан. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.

Судом установлено, что Сластенников С.И. имел достаточно времени самостоятельного прекращения права собственности на земельные участки с кадастровым номером , обшей площадью 923 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , обшей площадью 812 кв.м., по адресу: <адрес>, которые не могут находиться у него в собственности, как у гражданина иностранного государства; однако согласно предоставленным доказательствам, которые были исследованы судом, со стороны Сластенникова С.И. необходимые действия не были предприняты, а именно: отчуждение земельных участков в предусмотренный законом срок не произведено, также у суда отсутствуют доказательства получения Сластенниковым С.И. гражданства Российской Федерации.

    В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

    Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).

    Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.

    На основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

    Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорных земельных участков, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорные земельные участки расположены на территории муниципального образования – Черноморский район Республики Крым.

    На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Сластенникову Сергею Ивановичу о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка, удовлетворить.

Произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером , обшей площадью 923 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину Украины - Сластенникову Сергею Ивановичу, путём реализации с публичных торгов (принудительно продать), установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой Сластенникову Сергею Ивановичу вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.

Произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером , обшей площадью 812 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину Украины - Сластенникову Сергею Ивановичу, путём реализации с публичных торгов (принудительно продать), установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой Сластенникову Сергею Ивановичу вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.

    Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                     Н.П. Ильичева

2-794/2023 ~ М-625/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района РК
Ответчики
Сластенников Сергей Иванович
Другие
Ушаков Анатолий Никифорович
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на странице суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Подготовка дела (собеседование)
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее