Дело № 2-121/2024
44RS0001-01-2023-001710-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Маловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Г.И. к Черновой Л.Г. Беслер А.А. Малкову В.А. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, изъятия имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Чернов Г.И.обратился в суд с иском к Черновой Л.Г., Беслер А.А., Малкову В.А. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, изъятии имущества из чужого незаконного владения.
Просит:
Признать недействительным договор от <дата> купли – продажи квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Изъять из чужого незаконного владения Беслер А.А. и Малкова В.А. квартиру с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Погасить запись о регистрации права собственности за Беслер А.А., Малковым В.А. на квартиру с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>.
Восстановить запись о регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером 44:27:040638:346, расположенной по адресу: <адрес>, за Черновым Г.И.
Свои требования истец мотивирует тем, что он состоял в браке с Черновой Л.Г. с ... по <дата>. В период брака и после его расторжения они проживали в квартире по адресу: <адрес>. После расторжения брака, а именно <дата>, истец приобрел в собственность квартиру с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира была приобретена за счет денежных средств, которые были получены от продажи дома родственника в ... и подарены истцу. Раздел совместно нажитого имущества между истцом и ответчиком не производился. В октябре ... года, решив продать квартиру на <адрес>, истец обратился к ответчику Черновой Л.Г. чтобы поставить ее в известность. Чернова Л.Г. потребовала от истца 1000000 руб., поскольку с ее слов квартира является совместной. Истец предложил Черновой Л.Г. передать в собственность квартиру на <адрес>, на что получил ответ, что эта квартира истцу не принадлежит. В последующем ознакомившись с документами о передаче квартиры по <адрес> от <дата>, усмотрел, что все его подписи в документах поддельные. Полагает, что договор от <дата> купли – продажи квартиры по адресу: <адрес> является не заключенным.
В дальнейшем <дата> истец уточнил свои требования и просит:
Признать незаключенным договор от <дата> купли – продажи квартиры с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>.
Изъять из чужого незаконного владения Беслер А.А. и Малкова В.А. квартиру с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>.
Погасить запись о регистрации права собственности за Беслер А.А., Малковым В.А. на квартиру с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>.
Восстановить запись о регистрации права собственности на квартиру с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>, за Черновым Г.И.
Истец и его представитель в судебном заседании не участвуют, извещались судом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчики Беслер А.А., Чернова Л.Г. в лице представителей по доверенности Ковальчук Н.И. и Григорова А.А., Малков В.А. в лице представителя по доверенности Плеханова С.А. в судебном заседании требования истца не признали, просили в иске отказать.
Третьи лица Гранкина И.А., Лебедева А.Л., Герасимова О.Ю., Соколов Ю.Н., Управление Росреестра по Костромской области, в судебном заседании не участвуют, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не сообщили.
Третье лицо Банк ФК «Открытие» в суд своего представителя не направили, просят рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом по материалам дела и из пояснения сторон установлены следующие обстоятельства.
<дата> Чернов Г.И. (продавец) и Чернова Л.Г. (покупатель) заключили Договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> (далее – спорная квартира).
Той же датой сторонами подписан Передаточный акт.
Право собственности на спорную квартиру за Черновой Л.Г. было зарегистрировано <дата>.
В последующем право собственности на спорную квартиру было зарегистрировано <дата> за Гранкиной И.А. в последующем <дата> за Лебедевой А.Л., в последующем <дата> за Гекрасимовой О.Ю., в последующем <дата> за Соколовым Ю.Н.
В настоящее время, с <дата> право собственности (совместная) на спорную квартиру зарегистрировано за Малковым В.А. и Беслер А.А.
В данном деле между сторонами имеется спор о добросовестности действий при заключении сделки купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенном <дата>, между Черновым Г.И. (продавец) и Черновой Л.Г. (покупатель).
Истец оспаривает факт заключения сделки, оспаривая свою подпись в указанном договоре.
По смыслу положений статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Основания для прекращения права собственности предусмотрены в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ч.1).
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Основным признаком любой сделки является направленность воли лиц, совершающих сделку, на определенные гражданско-правовые последствия (ст. 153 ГК РФ).
Истец оспаривает факт заключения сделки со своей стороны.
Согласно пункту 3,4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании пункта 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если совершение сделки нарушает запрет, установленный, пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Таким образом, нормы п. 3–4 ст. 1 ГК РФ, п. 1 ст. 10 ГК РФ являются императивным запретом, несмотря на то, что эти нормы не выражены как прямые законодательные запреты в отношении условий сделок, положения договора, легализующие недобросовестное поведение или злоупотребление правом.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
Поскольку добросовестность действий стороны в гражданских правоотношениях предполагается, доказательства недобросовестного поведения надлежит предоставлять стороне, которая эту добросовестность оспаривает, в данном случае истцу.
В рамках рассмотрения дела по ходатайству сторон была назначена судебная почерковедческая экспертиза, проведение которой было поручено ФБУ Ярославская ЛСЭ Минюста России.
Согласно выводам экспертов ФБУ Ярославская ЛСЭ Минюста России ФИО21 и ФИО13, сделанным под подпиской об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ в заключении № от <дата>, подписи от имени Чернова Г.И., расположенные:
- в договоре купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенном <дата> между Черновым Г.И. и Черновой Л.Г. в строке «Продавец»;
- в передаточном акте квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от <дата> между Черновым Г.И. и Черновой Л.Г. в строке «Продавец» и ниже записи «....» - всего две подписи;
- в заявлении Чернова Г.И. от <дата> о государственной регистрации перехода права в строках «Прошу зарегистрировать в течение 10 дней», «Подпись(и)» и «Чернов Г.И.» - всего 3 подписи;
- в заявлении Чернова Г.И. от <дата> о государственной регистрации договора купли- продажи в строках «Прошу зарегистрировать в течение 10 дней», «Подпись(и)» и «Чернов Г.И. Иванович» - всего 2 подписи,
Выполнены Черновым Г.И.
Стороны заключение эксперта не оспаривают.
Иных оснований для оспаривания сделки купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенном <дата>, между Черновым Г.И. (продавец) и Черновой Л.Г. (покупатель) истец в своем иске не приводит.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований истца надлежит отказать.
Требования истца об изъятии из чужого незаконного владения Беслер А.А. и Малкова В.А. квартиры с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>; погашении записи о государственной регистрации права собственности за Беслер А.А., Малковым В.А. на квартиру с кадастровым № расположенной по адресу: <адрес>; и восстановлении записи о государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>, за Черновым Г.И., являются производными от требований о признании сделки недействительной/незаключенной.
Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о признании сделки недействительной/незаключенной, оснований для применения указанных последствий не имеется. В удовлетворении данных требований так же надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чернова Г.И. к Черновой Л.Г., Беслер А.А., Малкову В.А. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, изъятия имущества из чужого незаконного владения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.
Судья -
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2024 года.