ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 марта 2016 года г. Дербент
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Гасанов М.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Таможенно-Брокерский центр», юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН 7710614791, ОГРН 1067746105305, КПП 501301001, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год,
УСТАНОВИЛ:
07 октября 2016 г. Дагестанской таможней был составлен протокол <номер изъят> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ООО «Таможенно-Брокерский центр» (ООО «ТБЦ», Общество), из которого следует, что 21.08.2015г. ООО «ТБЦ» сообщило таможенному органу - в таможенный пост ЖДПП Дербент Дагестанской таможни недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитным декларациям №<номер изъят> и <номер изъят>, путем предоставления недействительных документов.
Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «ТБЦ» по доверенности Галкин ФИО6. в судебном заседании с данным правонарушением не согласился и пояснил, что из материалов дела усматривается, что 20.08.2015г. на таможенный пост ЖДПП Дербент Дагестанской таможни для помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита были предъявлены документы на железнодорожные цистерны №<номер изъят>, <номер изъят> следующие с товаром - «Коньячный дистиллят 5 лет выдержки».
Транзитные декларации №<номер изъят>, <номер изъят> были представлены специалистом ООО «ТБЦ» Б.Ш. от имени и по поручению ОАО «РЖД» во исполнение условий договора <номер изъят>, заключенного между ООО «ТБЦ» и ОАО «РЖД».
Должностным лицом отдела таможенного досмотра т/поста ЖДПП Дербент Дагестанской таможни было принято решение о назначении таможенной экспертизы (Решение <номер изъят><адрес изъят>) на предмет идентификации заявленного товара товаросопроводительным документам.
ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб и образцов (Акт отбора проб и образцов <номер изъят>) в соответствии с Порядком отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы.
Согласно п. 6 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируется товары.
Статьей 158 ч. 1 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза товаров путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 159 ТК ТС в числе сведений, подлежащих сообщению таможенному органу при международной перевозке железнодорожным транспортом, указаны наименование, количество грузовых мест, вес брутто товаров в килограммах, а также коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее чем первых четырех знаков.
ООО «ТБЦ», в соответствии с требованиями ст. 159 ТК ТС, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу были поданы документы - поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН №<номер изъят>, <номер изъят>, счет фактура <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, электронные копии транзитных деклараций, в которых содержались сведения о наименовании перемещаемого товара, сомнения в их соответствии заявленным сведениям у работника Общества не возникли.
В соответствии со ст. 12 ТК ТС ООО «ТБЦ» является таможенным представителем перевозчика - ОАО «РЖД», поскольку оно включено в Реестр таможенных представителей и совершало от имени декларанта ОАО «РЖД» - по его поручению на договорной основе таможенную операцию - декларирование перевозимого товара с целью помещения его под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006г. № 18 «О некоторых Вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ», оценивая вину представителя перевозчика в совершении правонарушения, следует оценить, насколько положения таможенного законодательства в совокупности с положениями действующих международных договоров в области перевозок предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, какие меры были приняты перевозчиком по их соблюдению.
Пунктом 6 ч. 3 ст. 182 ТК ТС установлено, что наименование, количество, стоимость товаров предоставляются в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами.
На перевозчика либо его представителя в целях получения разрешения на таможенный транзит фактически возлагается обязанность указать сведения, соответствующие коммерческим и транспортным (перевозочным) документам.
Определение содержимого железнодорожных цистерн должностными лицами таможенного органа производилось путем отбора проб и образцов товара и назначении таможенной экспертизы, а работник Общества воспользовался данными лабораторных исследований завода изготовителя и сертификатом соответствия иностранного государства, сведения о данном товаре, указанные в транзитной декларации, составленной от имени перевозчика - ОАО «РЖД» его представителем ООО «ТБЦ», полностью соответствовали сведениям, указанным грузоотправителем в сопроводительных документах, что свидетельствует о выполнении таможенным представителем положений ст. 182 ТК ТС. Товар следовал под таможенными и отправительскими пломбами иностранного государства, доступа к грузу не имелось и он был принят перевозчиком - ОАО «РЖД» к перевозке по процедуре международных перевозок.
В силу абз. 2 ст. 11 СМГС 1951г. железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. Отправитель несет ответственность перед железной дорогой за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов.
В соответствии с абз. 2 ст. 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951г., железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной, в его обязанности это не входит. Проверка содержания груза в пути следования может быть произведена только при условии, если она вызывается таможенными и другими правилами, а также целями обеспечения безопасности движения поездов и сохранности груза в пути следования.
Обязанность внести в товаросопроводительные документы соответствующие обоснованные оговорки в отношении невозможности проверки достоверности сведений о товаре, перевозимом в опломбированном отправителем железнодорожном транспорте, на железнодорожного перевозчика международными правовыми нормами не возлагается.
Представителем перевозчика были выполнены пп. 6 п. 3 ст. 182 ТК ТС об указании в транзитной декларации сведений о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными документами.
Довод таможенного органа о том, что ООО «ТБЦ» не воспользовалось правами декларанта осматривать, брать пробы и образцы подлежащего декларированию товара Общество считает ошибочным в силу того, что действующим законодательством обязанность декларанта проверять груз, целостность идентификации которого не нарушена, не установлено.
Таким образом, в обязанности перевозчика (и лица, представляющего его интересы) не входит проверка фактического наименования и кода товара на его соответствия сведениям, заявленным отправителем в накладной.
Таможенным органом не доказан факт того, что Общество знало о недостоверности сведений в представляемых им в таможню документах, либо скрывал достоверные сведения. Следовательно, таможенным органом не доказана вина ООО «ТБЦ» в совершении вмененного ему правонарушения. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает привлечение лица к административной ответственности.
Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТБЦ» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании ФИО7., пояснил, что он работает ствршим специалистом по декларированию ТБЦ и в его обязанности входит составление транзитной декларации по тем документам, которые им предоставляет ОАО РЖД. У них договор с ОАО РДЖ, что они составляют декларацию и передают на таможню, а те в свою очередь расписываются в получении. ТБЦ не несет ответственность за движение вагонов. Недостоверные сведения ими не могут быть предоставлены, поскольку они при составлении строго придерживаться по представленным документам. Для ускорения товарооборота до фактического прибытия вагонов декларация была подана в таможенный орган.
Допрошенная в судебном заседании ФИО4, пояснила, сто она работает главным государственным инспектором таможенного поста ДЖПП Дербент Дагестанской таможни в ее обязанности входило дать указание на отцепление вагонов для досмотра и отобрать пробу содержимого вагона. Вагоны с содержимым не должны были отправляться пока не придет заключение экспертизы. Кто дал указание отправить вагоны с товаром «Коньячный дистиллят 5 лет выдержки».
Суд, выслушав представителя ООО «ТБЦ», свидетелей ФИО3 и ФИО4 изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Административным правонарушением, согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно п. 6 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируется товары.
Статьей 158 ч. 1 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 159 ТК ТС в числе сведений, подлежащих сообщению таможенному органу при международной перевозке железнодорожным транспортом, указаны наименование, количество грузовых мест, вес брутто товаров в килограммах, а также коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне не менее чем первых четырех знаков.
ООО «ТБЦ», в нарушение требований ст. 159 ТК ТС, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу были поданы документы - поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН №<номер изъят>, <номер изъят>, счет фактура <номер изъят> от 07.08. 2015 г., электронные копии транзитных деклараций, в которых содержались недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара.
Согласно п. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников таможенного союза.
На основании ст. 203 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с требованиями ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствии в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Согласно ст. 182 ТК ТС транзитная декларация должна содержать сведения о (об): отправителе, получателе товаров, стране отправления, стране назначения, декларанте, перевозчике, транспортном средстве, наименовании, количестве, коде товаров, весе товаров, количестве грузовых мест, пункте назначения.
Из представленных материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на таможенную территорию Таможенного союза из Азербайджанской Республики ОАО «Геокчай-Шараб» (АР, <адрес изъят>, д. Мирзагусейнли) в составе поезда <номер изъят> поступили ж/д цистерны №<номер изъят>, 77303089 с товаром «Коньячный дистиллят 5 лет выдержки». Согласно представленным ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТБЦ», являющегося представителем ОАО «РЖД» по договору <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ на таможенный пост ЖДПП Дербент Дагестанской таможни, товаросопроводительным документам по ж/д накладным №<номер изъят>, <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, используемым в качестве транзитных деклараций в соответствии со статьей ТК ТС, для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товар «Коньячный дистиллят 5 лет выдержки» перемещался в ж/д цистернах №<номер изъят>, <номер изъят> адрес ЗАО «Ставропольский вино-коньячный завод» (РФ, <адрес изъят>.).
В соответствии с профилем риска ПР <номер изъят> (версия 2) должностным лицом отдела таможенного досмотра т/поста ЖДПП Дербент Дагестанской таможни было принято решение о назначении таможенной экспертизы (Решение <номер изъят><адрес изъят>) на предмет идентификации заявленного товара товаросопроводительным документам. ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб и образцов (Акт отбора проб и образцов <номер изъят>) в соответствии с Порядком отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденного приказом ФТС России от 20.11.2014г. <номер изъят>. 24.08.2015г. отобранные пробы (образцы) товара были доставлены в Экспертно-исследовательский отдел <номер изъят> (<адрес изъят>) Экспертно-криминалистической службы регионального филиала ЦЭКТУ <адрес изъят>.
Согласно заключению эксперта <номер изъят> от 21.09.2015г., исследованные пробы по установленным показателям не соответствуют сведениям о товаре, заявленном в товаросопроводительных документах.
Таким образом, ООО «ТБЦ», в нарушение требований ст. 159 ТК ТС, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу были поданы документы - поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН №<номер изъят>, 001618, счет фактура <номер изъят> от 07.08. 2015 г., электронные копии транзитных деклараций №<номер изъят>, <номер изъят>, в которых содержались недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара.
В соответствии с примечанием к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами, в данном случае, понимаются документы, содержащие недостоверные сведения.
Следовательно, товаросопроводительные документы, представленные с ТД №<номер изъят>, <номер изъят> и содержащие недостоверные сведения о наименовании товара, в данном случае являются недействительными, для целей применения главы 16 КоАП РФ.
Электронные копии транзитных деклараций №<номер изъят>, <номер изъят>, товаросопроводительные документы, необходимые для помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита, были представлены в таможенный орган уполномоченным работником ООО «ТБЦ» (Б Ш., подтвердившим подачу товаросопроводительных документов и ТД в таможенный орган), являющегося таможенным представителем (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей <номер изъят> выдано 18.03.2015г.), на основании договора с ОАО «Российские Железные дороги» <номер изъят> от 15.02.2014г.
Таким образом, в действиях представителя перевозчика товара - ООО «ТБЦ» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «ТБЦ» указанного правонарушения и его вина подтверждены следующими доказательствами:
- ж/д накладными №<номер изъят>, <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, использованными в качестве ТД №<номер изъят>, <номер изъят> ;
- пояснения свидетеля специалиста ООО «ТБЦ» Б.Ш., в котором пояснил обстоятельства совершения административного правонарушения;
- пояснения законного представителя ООО «ТБЦ» ФИО8. Галкина, в котором поясняет обстоятельства совершения АП;
- копией договора <номер изъят> от 15.02.2014г.;
- копией свидетельства <номер изъят> о включении в реестр таможенных представителей;
- копией заключения эксперта <номер изъят> от 21.09.2015г.
С учетом исследованных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «ТБЦ» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ и его действия по данной статье административным органом квалифицированы верно.
Доводы представителя Общества об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, представляются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Подав в таможенный орган ж/д накладные №<номер изъят>, <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, использованными в качестве ТД №<номер изъят>, <номер изъят>, ООО «ТБЦ» вступило в таможенные правоотношения.
В соответствии со ст. 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом. В соответствии со ст. 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный представитель - ООО «ТБЦ» является участником таможенных правоотношений, осуществляющим таможенное декларирование на профессиональной основе. Как таможенный представитель, ООО «ТБЦ» должно было не только знать о существовании прав и обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства таможенного союза и Российской Федерации.
В случае, если таможенный представитель руководствуется непроверенными данными, он осознанно совершает действия, которые с определенной долей вероятности повлекут наступление вредных последствий, то есть в данном случае таможенный представитель осознано отдает предпочтение понести ответственность, установленную законом за заявлением им недостоверных сведений, которые могут оказаться недостоверными. Соответственно, для заявления достоверных сведений о декларируемых товарах лицу надлежит принять все необходимые для этого меры.
Согласно ст. 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое его уполномочивает представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Учитывая изложенное, ООО «ТБЦ», являясь представителем перевозчика - ОАО «РЖД», могло проверить фактические наименования и код ТН ВЭД ЕАЭС товара, помещаемого под таможенную процедуру таможенного транзита, находящегося в ж/д цистернах, путем реализации предоставленного ему права на проведение предварительного осмотра (ст. 187 ТК ТС). Вместе с тем, указанные меры ООО «ТБЦ» не предприняло, сведения о товаре были внесены в транзитную декларацию согласно товаросопроводительным документам, без поверки. Таким образом, ООО «ТБЦ» не принимало достаточных мер для исполнения своей публично-правовой обязанности сообщить таможенному органу достоверные сведения о товарах, декларируемых по таможенной процедуре таможенного транзита, что свидетельствует о наличии в действиях ООО «ТБЦ» вины в совершении административного правонарушения.
Санкцией ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
При назначении наказания суд учитывает требования ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ -характер допущенных ООО «ТБЦ» нарушений действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле, наличие отягчающих административную ответственность ООО «ТБЦ» обстоятельств- неоднократное совершение нарушения правонарушений в области таможенного дела.
С учётом изложенного, суд считает необходимым назначить ООО «ТБЦ» наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Издержек по данному делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТБЦ» не имеется.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Таможенно-Брокерский центр», юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН <номер изъят>, ОГРН <номер изъят>, КПП <номер изъят>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: коньячный дистиллят 5 лет выдержки, выпущенное в свободное обращение Ставропольским таможенным постом Минераловодской таможни по декларации на товары, поданными ЗАО «Ставропольский вино-коньячный завод» (РФ, <адрес изъят>.).
Денежные средства, полученные от продажи конфискованного имущества, подлежат перечислению в Территориальное управление Росимущества в <адрес изъят>.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения.
Судья ФИО9 Гасанов