Дело № 12-60/2024
РЕШЕНИЕ
1 февраля 2024 года п. Ибреси
Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Николаев О.В., рассмотрев протест прокурора Ибресинского района Чувашской Республики на определение мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от 1 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 4 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» Николаева ФИО5.
Проверив законность и обоснованность вынесенного определения,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ руководителем группы контроля осуществления страховых выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» Николаева С.И.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» ФИО1 с приложенными материалами возвращены в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.
На указанное определение прокурором Ибресинского района Чувашской Республики принесен протест. Протест мотивирован тем, что определение является незаконным и подлежит отмене, поскольку должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии нарушений при составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не допущено, дата совершения правонарушения указана верно. Просит обжалуемое определение отменить и дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» ФИО1 направить на рассмотрение мировому судье судебного участка №1 Ибресинского района Чувашской Республики.
В суде заместитель прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО3 протест поддержал по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.
Директор общества с ограниченной ответственностью «Энси» Николаев С.И., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился.
Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлять протокол об административном правонарушении – руководитель группы контроля осуществления страховых выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2, своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явилась.
Выслушав заместителя прокурора, и изучив письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Протокол об административном правонарушении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» ФИО1 составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для разрешения дела. Из его содержания следует, что в нем отражены обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, а также обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Согласно пунктам 1, 8, 16, 17, 20 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Назначение и выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании; сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного, самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком» (далее – Правила).
Согласно пункту 19 Правил, после завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) оператор информационной системы страховщика направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота. Информация об открытии электронного листка нетрудоспособности направляется также в личный кабинет застрахованного лица на едином портале.
В соответствии с пунктом 22 Правил, страхователи не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела, директор общества с ограниченной ответственностью «Энси» ФИО1 в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ, в установленный срок не предоставил документы (сведения) необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу ФИО1 по номеру ЭЛН <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно проактивному процессу № направлен запрос страхователю (работодателю) на проверку, подтверждение, корректировку сведений – ДД.ММ.ГГГГ, а страхователем предоставлены полученные сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии ДД.ММ.ГГГГ.
Запрос страхователю (работодателю) на проверку, подтверждение, корректировку сведений был направлен по проактивному процессу ДД.ММ.ГГГГ, ответ страхователем директором общества с ограниченной ответственностью «Энси» ФИО1 должен быть представлен в территориальный орган страховщика не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактическое предоставление ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Из разъяснений, изложенных в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, датой совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, является день, следующий за последним днем период, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В данном случае датой совершения административного правонарушения является следующий день с момента окончания срока предоставления документов (сведений) необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ верно указана дата совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, вывод мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов дела по указанному основанию нельзя признать законным.
Поскольку на момент рассмотрения в Ибресинском районном суде Чувашской Республики протеста прокурора срок давности привлечения должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» ФИО1 к административной ответственности не истек, определение мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы – возвращению мировому судье на стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Определение мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от 1 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энси» Николаева ФИО6, отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья