Дело № 2-935/2023 (2-5835/2022;)
32RS0027-01-2022-004816-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего Артюховой Э.В.,
при секретаре Ковалевой Е.И.,
с участием помощника прокурора г. Брянска Шиленок Е.С., истцов Шумилова А.В., Шумиловой А.В., Казаковой И.А. представителя ответчика Брянской городской администрации Кожанова А.А., представителя третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Ицковой Е.Ф., представителя третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Алексяна В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Брянска, действующего в защиту интересов Чалова Олега Владимировича, Черных Дмитрия Николаевича, Моисеенко Евгении Юрьевны, Абакумова Алексея Ивановича, Прудника Татьяны Федоровны, Прудника Максима Васильевича, Клещевниковой Анастасии Васильевны, Казаковой Ирины Александровны к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий (аварийное жилье),
а также по иску Шумиловой Анны Владимировны, Шумилова Александра Викторовича к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Брянска обратился в суд с указанным иском в обосновании которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Брянска проверкой по обращению Шумиловой А.В. по вопросу нарушения жилищных прав, выразившиеся в неприятии органом местного самоуправления мер по переселению жителей аварийного дома, расположенного <адрес>. Так установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом, по результатам технического обследования, проведенного в 2019 году АНО «Центр Строительных экспертиз» имеет значительный физический износ 63,3%, в связи с чем является непригодным для проживания.
Постановлением Брянской городской администрации от 23.08.2019 года № 2965-п «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 года № 4301-п «Об утверждении списков очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению» утверждено решение межведомственной комиссии Советской районной администрации о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Истцы являются собственниками жилых помещений по указанному адресу.
В связи с длительным бездействием органа местного самоуправления по неприятию мер, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, прокуратурой города 25.12.2020 Главе Брянской городской администрации вносилось представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого жителям вышеуказанного МКД 15.01.2021 года направлены требования о сносе аварийного дома в течение одного года собственными силами и за свой счет.
Согласно информации Брянской городской администрации срок, указанный в требованиях, истек 14.02.2022.
Вместе с тем, в нарушение требований федерального законодательства, по состоянию на 13.07.2022 органом местного самоуправления не приняты меры об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В виду непринятия органом местного самоуправления мер по изъятию для муниципальных нужд жилых помещений, принадлежащих на праве собственности жильцам многоквартирного дома, расположенного <адрес>, прокуратурой города 13.07.2022 в адрес Главы Брянской городской администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого указано, что для переселения граждан из вышеуказанного дома ориентировочно потребуется 23,3 млн. рублей, из них 13,8 млн. рублей на изъятие объектов недвижимости для муниципальных нужд и 9,5 млн. рублей на приобретение квартир для расселения граждан-нанимателей.
Кроме того, в бюджете города Брянска не предусмотрены средства на расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и реконструкции после 01.01.2017.
Вышеуказанные факты являются нарушением действующего законодательства по следующим основаниям.
Таким образом, длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, предусмотренных ч.10 ст. 32 ЖК РФ, выразившихся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в отношении жилых помещений и земельного участка под домом <адрес>, что нарушает права Чалова О.В., Черных Д.Н., Моисеенко Е.Ю., Абакумова А.И., Прудник Т.Ф., Прудника М.В., Прудник А.В., Остроглядовой И.А. и членов их семей.
На основании изложенного, истцы просили суд обязать Брянскую городскую администрацию принять меры, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный аварийный дом <адрес> и, соответственно, об изъятии жилых помещений в доме, принадлежащих на праве собственности Чалову О.В., Черных Д.Н., Моисеенко Е.Ю., Абакумову А.И., Прудник Т.Ф., Пруднику М.В., Прудник А.В., Казаковой И.А. путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В свою очередь Шумилова А.В., Шумилов А.В. так же обратились в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, просили суд после уточнений, обязать Брянскую городскую администрацию инициировать проведение мероприятий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, в отношении собственников жилых помещений МКД <адрес>.
31.01.2023г. определением Советского районного суда г.Брянска гражданское дело по иску Шумиловой А.В. и Шумилова А.В. было объединено с граждански делом по иску заместителя прокурора города Брянска в интересах собственников вышеуказанного дома в одно производство.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Новикова Наталья Николаевна, Башкатов Андрей Павлович, Башкатов Денис Павлович, Башкатова Вера Михайловна, Прокопчук Екатерина Владимировна, Чалова Татьяна Ивановна, Никишин Валентин Петрович, Черных Леонид Анатольевич, Клещевникова Анастасия Васильевна, Стельмах Валерия Ивановна, Барановская Галина, Желтоноженко Олег Викторович, Бондарева Любовь Николаевна, Коровкина Тамара Ефимовна, Коровкин Юрий Николаевич, Чалов Олег Владимирович, Чалова Наталья Николаевна, Черных Дмитрий Николаевич, Муниципальное образование г.Брянск.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора г. Брянска Шиленок Е.С., истцы Шумилов А.В., Шумилова А.В., Казакова И.А. поддержали исковые требования, просили суд иск удовлетворить. Суду пояснили, что истцы и третьи лица проживают в аварийном доме, в любой момент может произойти его обрушение, что создает угрозу их жизни и здоровью. Полагали, что бездействие ответчика по выполнению мероприятий, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ, нарушает их право на проживание в безопасных жилых помещениях.
Представитель ответчика Брянской городской администрации Кожанов А.А., представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Ицкова Е.Ф., представитель третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Алексян В.Т. возражали против исковых требований.
В судебное заседание не явились третьи лица Новикова Наталья Николаевна, Башкатов Андрей Павлович, Башкатов Денис Павлович, Башкатова Вера Михайловна, Прокопчук Екатерина Владимировна, Чалова Татьяна Ивановна, Никишин Валентин Петрович, Черных Леонид Анатольевич, Клещевникова Анастасия Васильевна, Стельмах Валерия Ивановна, Барановская Галина, Желтоноженко Олег Викторович, Бондарева Любовь Николаевна, Коровкина Тамара Ефимовна, Коровкин Юрий Николаевич, Чалов Олег Владимирович, Чалова Наталья Николаевна, Черных Дмитрий Николаевич, представитель третьего лица Муниципального образования г.Брянск о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Причины неявки суду не известны.
Суд с согласия лиц участвующих в деле считает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы, в чьих интересах действует прокурор, и привлеченные к участию в деле третьи лица – физические лица являются собственниками и жителями жилых помещений, расположенных в доме <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия №... Чалов Олег Владимирович, <дата> рождения, является собственником жилого помещения общей площадью 41,2 кв.м, расположенного <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия №... Черных Дмитрий Николаевич, <дата> рождения, является собственником 42/100 доли в праве жилого помещения общей площадью 52,70 кв.м, расположенного <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия №... Прудник Татьяна Федоровна, <дата> рождения, является собственником 1/3 доли в праве комнаты общей площадью 51,30 кв.м, расположенной <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия №... Прудник Максим Васильевич, <дата> рождения, является собственником 1/3 доли в праве комнаты общей площадью 51,30 кв.м., расположенной <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия №... Прудник Анастасия Васильевна, <дата> рождения, является собственником 1/3 доли в праве комнаты общей площадью 51,30 кв.м, расположенной <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серия №... Остроглядова Ирина Александровна, <дата> рождения, является собственником 43/100 доли в праве комнаты общей площадью 52,8 кв.м, расположенной <адрес>.
На основании выписки из ЕГРН Шумилова А.В., <дата> рождения является собственником квартиры, общей площадью 41,1 кв.м, расположенной <адрес>.
Прокуратурой города Брянска по обращению Шумиловой А.В. по вопросу нарушения жилищных прав была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления, выразившиеся в неприятии органом местного самоуправления мер по переселению жителей аварийного дома, расположенного <адрес>.
Установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом, по результатам технического обследования, проведенного в 2019 году АНО «Центр Строительных экспертиз» имеет значительный физический износ 63,3%, в связи с чем, является непригодным для проживания.
В связи с длительным бездействием органа местного самоуправления по неприятию мер, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, прокуратурой города 25.12.2020 Главе Брянской городской администрации вносилось представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого жителям вышеуказанного МКД 15.01.2021 года направлены требования о сносе аварийного дома в течение одного года собственными силами и за свой счет.
Постановлением Брянской городской администрации от 23.08.2019 года № 2965-п «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 года № 4301-п «Об утверждении списков очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению» утверждено решение межведомственной комиссии Советской районной администрации о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
13.07.2022 года №37/2022 главе Брянской городской администрации М. заместителем прокурора города было вынесено представление об устранений жилищного законодательства.
Рассмотрев представление об устранений жилищного законодательства от 13.07.2022 года №37/2022 Брянская городская администрация сообщила, что 10.04.2019 г. многоквартирный дом <адрес> в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. В доме <адрес> расселению подлежат 9 жилых помещений общей площадью 376,3 кв.м (6 помещений в собственности граждан – 251,1 кв.м и 3 помещения в муниципальной собственности – 125,8 кв.м).
Многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017 г. В соответствии с действующим законодательством данный дом не может быть включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы. Однако для переселения граждан из вышеуказанного дома ориентировочно потребуется 23,3 млн. руб., из них 13,8 млн.руб. на изъятие объектов недвижимости для муниципальных нужд и 9,5 млн. руб. на приобретение квартир для расселения граждан-нанимателей. В настоящее время в бюджете города Брянска не предусмотрены средства на расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции после 01.01.2017 года. При формировании бюджета городского округа города Брянска на 2023 год вопрос о выделении бюджетных средств для расселения дома <адрес> будет рассмотрен в первоочередном порядке.
Постановлением Брянской городской администрации от 26.12.2022 года № 4935-п «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 года № 4301-п «Об утверждении списков очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению» в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 года № 4301-п «Об утверждении списков очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению» внесено изменение в Приложение №1 к Постановлению.
В Списке и очередности износа аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению после 2017 года дом <адрес> состоит под номером 35.
Как следует из материалов дела Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации 15.01.2021г. уведомил жителей вышеуказанному дома о том, что дом является аварийный и подлежит сносу, предложили в соответствии со статьей 32 ЖК РФ в течение года за свой счет провести действия по сносу или реконструкции вышеуказанного дома.
Какие либо меры собственники и пользователи указанного дома не принимали, в свою очередь Брянской городско й администрацией также меры предусмотренные процедурой приняты не были.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления по непринятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных части 10 статьи 32 ЖК РФ нарушает права проживающих в доме граждан.
Согласно частям 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещен договорам социального найма или договорам найма жилых государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных у а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статьи 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Из указанных правовых норм и изложенных разъяснений, следует, что при изъятии у собственника путем выкупа жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, либо при предоставлении такому собственнику другого жилого помещения на основании соглашения с ним соблюдение предварительной процедуры, установленной частью 10 статьи 32 ЖК РФ, является обязательным.
Для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции действующим законодательством прямо не урегулированы, а потому к этим правоотношениям возможно применение аналогии закона, в частности, части 10 статьи 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
С учетом изложенного правового регулирования суд полагает, что в сложившейся ситуации истцом избран надлежащий способ защиты жилищных прав лиц, проживающих в аварийных домах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора города Брянска, действующего в защиту интересов Чалова Олега Владимировича, Черных Дмитрия Николаевича, Моисеенко Евгении Юрьевны, Абакумова Алексея Ивановича, Прудника Татьяны Федоровны, Прудника Максима Васильевича, Клещевниковой Анастасии Васильевны, Казаковой Ирины Александровны, а также по исковые требования Шумиловой Анны Владимировны, Шумилова Александра Викторовича - удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию принять меры, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный аварийный дом <адрес> и, соответственно, об изъятии жилых помещений в доме, принадлежащих на праве собственности Чалову Олегу Владимировичу, Черных Дмитрию Николаевичу, Моисеенко Евгении Юрьевны, Абакумову Алексею Ивановичу, Прудник Татьяну Федоровне, Прудник Максиму Васильевичу, Клещевниковой Анастасии Васильевне, Казаковой Ирине Александровне, Шумиловой Анне Владимировне, Шумилову Александру Викторовичу путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Артюхова Э.В.
Резолютивная часть решения суда оглашена 10.05.2023 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 15.05.2023 г.