Решение по делу № 2-626/2018 ~ М-509/2018 от 02.08.2018

Дело № 2-626/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2018 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Волковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дронина А. В. к администрации города Алатырь Чувашской Республики о возложении обязанности восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, пользующееся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»,

УСТАНОВИЛ:

Истец Дронин А.В. обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики с иском о возложении на администрацию города Алатыря Чувашской Республики обязанности восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, пользующееся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», мотивировав свои исковые требования следующим.

В 1997 г. он был поставлен на учет на получение жилья, как ветеран боевых действий, с составом семьи из 4-х человек.

На момент постановки на учет и до настоящего времени проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Вместе с ними в указанном доме зарегистрированы и проживают его сын ФИО1 и внук ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был признан аварийным.

Письмом Управления градостроительства и городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что решением жилищной комиссии на основании ст. 56 ЖК РФ он исключен из очереди на улучшение жилищных условий. Основанием снятия с учета послужило наличие в собственности его супруги ФИО6 квартиры по адресу: Ленинградская обл., <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м.

Считает, что ответчик незаконно снял его с очереди, поскольку при определении учетной нормы не учел всех лиц, имеющих право пользования и проживания в квартире. На момент принятия решения в квартире по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, проживают и зарегистрированы: его дочь ФИО3, внучка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зять ФИО5 С учетом количества лиц, имеющих право пользования и проживания в квартире, на долю каждого приходится по 6,5 кв.м., что ниже учетной нормы площади жилого помещения. Постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 03 мая 2005 г. № 424 учетная норма в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равна 16 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Соответственно, уровень его обеспеченности жильем является основанием для сохранения права стоять в очереди на улучшение жилищных условий, и оснований, перечисленных в ст. 56 ЖК РФ, для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 50, 52, 56, 57 ЖК РФ, Федеральным законом «О ветеранах», просит:

обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики восстановить его, Дронина А.В., на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в очереди лиц, пользующихся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с годом постановки на учет;

взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 2500 руб.

Истец Дронин А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что в настоящее время в квартире по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, зарегистрированы – он, его жена ФИО6, его сын ФИО1 и его внук ФИО2 Фактически в квартире проживает он с супругой. На момент снятия его с учета они также проживали в квартире вдвоем. Квартира принадлежит его жене. <адрес> признан аварийным. С марта 2017 г. и по настоящее время сын ФИО1 со снохой ФИО7 и детьми проживают в доме, принадлежащем ФИО7, по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Вначале, когда дом по <адрес> сын со снохой строили, то проживали все вместе у них в квартире по <адрес> момент снятия его с учета сын с семьей уже переехали в дом и в квартире были только зарегистрированы. В апреле 2018 г. сноха ФИО7 по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, снялась с регистрационного учета. Дочь ФИО3 со своей семьей проживает с 2011 г. в квартире, принадлежащей его жене, в <адрес> Ленинградской области.

Ответчик – представитель администрации города Алатыря Чувашской Республики Веряскин Е.Н., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями , выданной ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 28 марта 2018 г. Суду пояснил, что с 15 октября 1997 г. Дронин А.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. До 27 марта 2018 года по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, были зарегистрированы: Дронин А.В., ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО2 Поскольку им стало известно о том, что ФИО6 принадлежит на праве собственности квартира, площадью 32,5 кв.м. в <адрес> Ленинградской области, а за ФИО7 зарегистрирован на праве собственности жилой дом, площадью 91,1 кв.м. по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, было принято решение о снятии Дронина А.В. с учета нуждающихся, т.к. количество к.м., приходящихся на каждого члена семьи больше учетной нормы для постановки на очередь и больше нормы предоставления. Лиц, проживающих и зарегистрированных в квартире в <адрес>, они не учитывали, т.к. они не перестали быть родственниками, но перестали быть члена семьи Дронина А.В. совместно с ним проживающими. Они не принимали в расчет аварийный жилой дом, где они сейчас проживают, поскольку решение о признании аварийным было вынесено, и сейчас этот дом будет включен в очередную программу переселения, которая разрабатывается.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны следующие категории граждан: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (пункт 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2). Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4). Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Чувашской Республике в указанной сфере правоотношений принят Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. № 42 "О регулировании жилищных отношений".

В соответствии со ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений", к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся, в том числе граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статьей 11.1 указанного Закона установлено, что мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, к числу которых отнесены ветераны боевых действий, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой законом Чувашской Республики (часть 1). Жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 2).

Вместе с тем, обеспечение жильем, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, определенных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе, ветеранов боевых действий, осуществляется только в том случае, если указанная категория граждан в установленном законодательством порядке будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики № 424 от 03 мая 2005 г. установлена учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 16 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Из материалов дела следует, судом установлено и не оспорено сторонами, что Дронин А.В. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы (свидетельство серии , выданное ДД.ММ.ГГГГ).

15 октября 1997 г. Дронин А.В. был принят на учет и включен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеран боевых действий, с составом семьи: он - Дронин А.В., жена ФИО6 (свидетельство о браке от ДД.ММ.ГГГГ), сын ФИО1 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ), дочь ФИО3 (после замужества - ФИО3. (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, сообщение Отдела ЗАГС администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ исх. ).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статьей 56 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Материалами дела установлено (сообщения отделения по вопросам миграции МО МВД РФ «Алатырский» от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ, справка МП «Жилищное хозяйство» МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ) и в судебном заседании нашло подтверждение, что в настоящее время в квартире по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, зарегистрированы и проживают истец Дронин А.В. и его жена ФИО6 Сын ФИО1 и внук ФИО2 по указанному адресу зарегистрированы, но фактически проживают по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, совместно с ФИО7 с марта 2017 г. Сноха Дронина А.В.ФИО7, до 02 апреля 2018 г.была зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, 03 апреля 2018 г. снялась с регистрационного учета и зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Дочь Дронина А.В. - ФИО3 со своей семьей – супругом ФИО5 и дочерью ФИО4, с 30 июня 2011 г. зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: Ленинградская обл., <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 91,10 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 32,5 кв.м., по адресу: Ленинградская обл., <адрес>.

Постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 27 марта 2018 г. Дронин А.В. был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы). ДД.ММ.ГГГГ Дронин А.В. был извещен об этом письмом заместителя главы администрации по вопросам градостроительства и ЖКХ- начальником управления градостроительства и городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ исх. . Указанное решение о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий ответчиком Дрониным А.В. не оспорено.

Жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в котором проживает в настоящее время истец Дронин А.В. решением межведомственной комиссии при администрации г. Алатырь Чувашской Республики признан аварийным и подлежащим сносу (заключение от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).

Исходя из изложенных норм права, по состоянию на момент принятия решения об исключении из списков нуждающихся (27 марта 2018 г.) и на момент рассмотрения настоящего дела в суде в состав семьи Дронина А.В. входила и входит только его жена ФИО6 (собственник жилого помещения площадью 32,5 кв.м.), которая с ним совместно проживала и проживает и зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Сын ФИО1, внук ФИО2, сноха ФИО7, дочь Скобеева Т.А. членами семьи Дронина А.В. (с учетом положений ст. 31 ЖК РФ) на момент вынесения настоящего решения не являются, поскольку совместно с ним по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, не проживают, общего хозяйства не ведут, проживают с собственными семьями по другим адресам - Скобеева Т.А. с мужем ФИО5и дочерью ФИО4 по адресу: Ленинградская обл., <адрес>, ФИО1 с женой ФИО7 и внуками по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Таким образом, на одного члена семьи Дронина А.В. в настоящее время приходится по 16,25 кв.м. (32,5 кв.м. : 2) общей площади жилого помещения, которая превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемого для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установленную нормативным правовым документом - Постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики № 424 от 03 мая 2005 г. (16 кв.м).

Исходя из вышеизложенного исковые требования Дронина А.В. к администрации города Алатырь Чувашской Республики о возложении обязанности восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, пользующееся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Статья 94 ГПК РФ относит к издержкам, связанным с рассмотрением дела, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано

При подаче искового заявления истцом были понесены судебные расходы - в размере 2500 руб. за услуги адвоката по составлению искового заявления (квитанция серии 0003091 от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований по настоящему гражданскому делу истцу отказано, его требования о возмещении понесенных им судебных расходах, удовлетворению также не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дронина А. В. к администрации города Алатырь Чувашской Республики о возложении обязанности восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в очереди лиц, пользующихся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с годом постановки на учет, и взыскании судебных расходов по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в сумме 2500 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2018 года.

2-626/2018 ~ М-509/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Дронин А.В.
Ответчики
администрация г. Алатырь Чувашской Республики
Суд
Алатырский районный суд
Судья
Легостина
02.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2018[И] Передача материалов судье
03.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2018[И] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее