Дело №12-97/2021
РЕШЕНИЕ
09 июня 2021 года город Норильск Красноярского края
Судья Норильского городского суда Красноярского края Захарова Н.В.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Селиной П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Андрейчука А.А. на постановление главного государственного инспектора труда в Красноярскому крае от 28 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания»,
установила:
постановлением главного государственного инспектора труда в Красноярскому крае от 28 апреля 2021 года АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее по тексту АО «НТЭК») привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «НТЭК» Андрейчук А.А. подал на него жалобу, в которой указал, что основанием для вынесения обжалуемого постановления явился протокол об административном правонарушении № от 27.01.2021. Дело об административном правонарушении, возбужденное данным протоколом уже было рассмотрено, 10 февраля 2021 года вынесено постановление о назначении административного наказания, которое впоследствии было отменено решением вышестоящего должностного лица от 25 февраля 2021 года из-за отсутствия оснований для привлечения к административной ответственности, поскольку согласно протоколу от 27.01.2021 АО «НТЭК» обвинялось в нарушении требований нормативно-правового акта, не изданного и не вступившего в силу в момент совершения деяния. Представитель АО «НТЭК» был вызван на составление нового протокола по тем же фактам, но затем должностное лицо от составления нового протокола отказалось, о чем сообщило письмом от 20.04.2021. Определением от 20.04.2021 в протоколе об административном правонарушении исправлена опечатка в части наименование нормативного акта, в нарушении норм которого обвинялось АО «НТЭК», таким образом, должностное лицо убрало из протокола правовые обстоятельства, которые ранее послужили основанием для отмены постановления от 10.02.2021. И на основании исправленного протокола вынесло обжалуемое новое постановление. Полагает, что вынесение постановления от 28.04.2021 незаконно, поскольку ст.29.12.21 КоАП РФ внесение исправлений в протокол об административном правонарушении не предусмотрено, кроме того, процедура исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в данном случае не применима, поскольку были изменены существенные обстоятельства, по которым ранее постановление было отменено. Единственной процедурой, позволяющей исправить содержание протокола. Является возврат протокола на пересоставление (п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ), при этом пересоставление протокола может быть осуществлено только на стадии подготовки дела к рассмотрению, в данном деле эта стадия был пройдена, поэтому протокол исправлению не подлежал. В связи с изложенным просил постановление о назначении административного наказания № от 28.04.2021 отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Защитник АО «НТЭК» Селина П.Н. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Государственной инспекции труда в Красноярском крае Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Судья, оценив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании акта о несчастном случае на производстве № от 20 октября 2020 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае 27 января 2021 года составлен протокол об административном правонарушении № в отношении АО «НТЭК», согласно которому юридическое лицо обвинялось в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, выразившееся в эксплуатации сварочного трансформатора без устройства отключения холостого хода и в использовании в качестве обратного провода электросварки металлоконструкций зданий котлотурбинного цеха ТЭЦ-3, что нарушает п.48 и подпункт 58 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Минтруда России №884н от 11.12.2020.
На основании данного протокола 10 февраля 2021 года Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае было вынесено постановление о назначении административного наказания №, которым АО «НТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
На основании решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 25 февраля 2021 года постановление № от 10 февраля 2021года отменено в связи с тем, что действия, за которые АО «НТЭК» привлечено к административной ответственности, совершены 03.07.2020 до вступления в силу Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Минтруда России №884н от 11.12.2020, который на момент совершения вменяемого правонарушения не только не вступил в силу, но и не был издан. Соответственно, АО НТЭК» не может быть привлечено к административной ответственности за действия, совершенные ранее издания и вступления в силу Приказа Минтруда России №884н от 11.12.2020.
Определением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае № от 20 апреля 2020 года в протокол об административном правонарушении в соответствии со ст.29.12.1 КоАП РФ внесены изменения: «описка» в части указания на нарушение Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 №884н (п.48 Правил и подп.5 п.58 Правил) заменена указанием на Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 23.12.2014 №1101н (п.55 Правил и подп.5 п.66 Правил соответственно).
Статьей 29.12.1 КоАП РФ предусмотрена возможность исправления допущенных в постановлениях и определениях по делам об административных правонарушениях описок, опечаток и арифметических ошибок без изменения содержания постановлений, определений.
Возможность исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в протоколе об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст.29.12.1 КоАП РФ не предусмотрена.
Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Вышеуказанная норма является бланкетной, поэтому, с учетом требований части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ необходимо установить, какие конкретно нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, данное лицо нарушило либо не приняло всех зависящих от него меры по их соблюдению.
В силу ч. 1, 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, в котором помимо иных предусмотренных законом сведений указывается событие административного правонарушения.
Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Описание в протоколе об административном правонарушении события административного правонарушения представляет собой описание существа правонарушения, которое помимо указания на то, когда, где, должно содержать обязательное указание на то, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние - действие или бездействие, а применительно к правонарушениям, противоправность которых определяется бланкетной нормой, описание события административного правонарушения должно включать указание на конкретную норму права, положения которой нарушены. Подробное описание в протоколе события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации.
По смыслу закона протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
При этом возвращение протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается после начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Иных способов исправления недостатков протокола об административном правонарушении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
В связи с изложенным, внесение исправлений в протокол об административном правонарушении в части описания события административного правонарушения после начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу недопустимо, определение Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае № от 20 апреля 2020 года об устранении описки в протоколе об административном правонарушении является незаконным.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении от 27.01.2021 указано на совершение АО «НТЭК» административного правонарушения по несоблюдению положений Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Минтруда России №884н от 11.12.2020, до их издания и вступления в силу, а постановлением о назначении административного наказания от 28.04.2021 АО «НТЭК» признано виновным в нарушении положений Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 23.12.2014 №1101н.
Указание в протоколе при описании события административного правонарушения на нарушение нормативного документа, который на момент совершения вменяемого правонарушения не был издан и не вступил в силу, является существенным недостатком.
При таких данных у должностного лица не имелось оснований для рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, а надлежало в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ решить вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении должностному лицу для устранения недостатков. В настоящее время такая возможность утрачена.
Устранение данных недостатков на стадии рассмотрения дела путем указания о нарушении АО «НТЭК» иного нормативного акта (Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 23.12.2014 №1101н) невозможно, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ носит бланкетный характер.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеуказанный недостаток в протоколе по делу об административном правонарушении не может быть восполнен на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении, учитывая, что возвращение протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, в целях устранения названного недостатка после начала рассмотрения дела недопустимо, а выводы должностного лица о наличии в действиях юридического лица АО «НТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.55 и подп.5 п.66 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 23.12.2014 №1101н, противоречит предъявленному протоколом обвинению, вынесенное постановление о назначении административного наказания в связи с допущенными существенными нарушениями процессуальных требований не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решила:
Постановление главного государственного инспектора труда в Красноярскому крае от 28 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья Н.В. Захарова