Дело № 2-293/2020 (12RS0009-01-2020-000795-08)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2020 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.
при секретаре Русовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Морки
гражданское дело по иску Ильина А.И. к Моркинскому отделению – филиала Федерального государственного казенного учреждения «Отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты и морального вреда,
установил:
Ильин А.И. обратился в суд с иском к Моркинскому отделению – филиалу Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Марий Эл» (далее – ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл») о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты и морального вреда, свои требования мотивировав тем, что с 1 октября 2016 года по 1 октября 2019 года он проходил службу в должности ….. в Моркинском отделении ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл». В 2017 году он отработал сверх нормальной продолжительности рабочего времени 500 часов, в 2018 году – 535 часов, в 2019 году – 418 часов. В октябре 2019 года он перед переводом с рапортом обратился к руководству о выплате, но ему отказали в связи с отсутствием финансовых средств. Просит взыскать 537425 рублей заработной платы за работу сверх установленного нормального рабочего времени, денежную компенсацию за задержку выплаты в размере 80533,14 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец Ильин А.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, считает, что срок обращения в суд для разрешения трудового спора им не пропущен, так как, узнав о нарушении права, он подал заявление в суд в пределах одного года как предусмотрено ст. 392 ТК РФ.
Представитель ответчика - начальник Моркинского отделения – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл» Микаков А.В. исковые требования не признал, суду пояснив, что с рапортом о выплате денежной компенсации за работу сверх установленного нормального рабочего времени к нему истец не обращался.
Привлеченный в качестве соответчика – представитель ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл» Саратов Д.О. исковые требования не признал, заявив о применении к требованиям истца последствий пропуска срока для обращения с иском в суд.
Привлеченное в качестве третьего лица - ФГКУ «УВО ВНГ России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» не явилось, надлежащим образом извещено, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Истец Ильин А.И. с 1 октября 2016 года проходил службу на должности ….. в Моркинском отделении - филиале ФГКУ «ОВО ВНГ Российской Федерации по Республике Марий Эл».
С 1 октября 2019 года истец переведен для дальнейшего прохождения службы и зачислен в распоряжение Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральными законами от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Закона о службе под служебным временем понимается период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2 ст. 53 Закона о службе).
Согласно ч. 6 ст. 53 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 10 ст. 53 Закона о службе).
Пунктом 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России N 961 от 19 октября 2012 года, (действовавшего на момент возникших правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МВД России №50 от 1 февраля 2018 года) предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Согласно Порядку привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом Росгвардии от 14 сентября 2017 года № 382, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (п.9). Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п.10). Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (п. 15). По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в соответствии с ч. 6 ст. 53 Закона о службе (п.18).
Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (п.284). Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (п.285). Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (п.290). Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (п.293).
В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Исходя из приведенных выше положений законодательства следует, что обязательным условием представления компенсации в виде дополнительного времени отдыха (замена дополнительных дней отдыха денежной компенсацией) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни является волеизъявление сотрудника, оформленного в виде рапорта, то есть носит заявительный характер.
Как следует из представленных книг нарядов и бортовых журналов за заявленный период работы с 2017 по сентябрь 2019 года, истец исполнял служебные обязанности по графику сменности, в связи с чем исполнение обязанностей истцом происходило и в ночные часы, и в праздничные и выходные дни. Согласно табелям учета рабочего времени количество подлежащих компенсации часов (дней) выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2017 год составил 248 часов, за 2018 год – 216 часов и за 2019 год – 164 часа.
Сведениями о том, что в период службы истец обращался с рапортами о предоставлении ему времени отдыха в другие дни и присоединении их к отпуску либо о выплате денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени за указанный период времени суд не располагает. Доказательств того, что истец был лишен возможности реализовать указанное право, в том числе по вине ответчиков, суду не представлено.
Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
На основании ч. 2 ст. 3 Закона о службе в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.
Частью 4 ст. 72 Закона о службе предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, для разрешения спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Поскольку настоящий спор носит служебный характер, а не трудовой, нормы Трудового кодекса РФ, указанные в ст. 392 ТК РФ о годичном сроке обращения в суд с требованиями о защите прав работника по невыплаченной заработной плате, к спорным правоотношениям не применимы.
Из положений п. 5 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 года N 406, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 20 число.
Нормальная продолжительность служебного времени (40 часов в неделю) установлена федеральным законом, и, работая сверх указанного времени, истец не мог не знать о наличии у него права на компенсацию в соответствии с ч. 6 ст. 53 Закона о службе, а по истечении соответствующего календарного года - о нарушении своего права на компенсацию отработанного в этом календарном году (учетном периоде) времени сверх нормальной продолжительности. В представленнных табелях учета служебного времени отражены, в том числе, продолжительность выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, нерабочие праздничные дни. Однакомление истца с указанными табелями подтверждено проставлением им в каждом из них своей подписи. Согласно представленному расчету истец просит взыскать компенсацию за сверхурочную работу за 2017 год, 2018 год и по сентябрь 2019 года. Между тем, с иском о взыскании причитающихся сумм истец обратился в суд лишь 25 сентября 2020 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.
Истец о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора не ходатайствовал, полагая, что он не пропущен, не представил суду доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд. Ссылка истца о применении годичного срока обращения в суд за защитой нарушенного права по спору о взыскании заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, истребуемая истцом денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда в соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и не является заработной платой в соответствии со ст. 129 ТК РФ. Эти компенсационные выплаты относятся к периодическим платежам, выплачиваемым при определенных условиях, по которым исчисление срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, осуществляется самостоятельно.
При указанных обстоятельствах суд оснований для удовлетворения искового требований о взыскании денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени не находит. Требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты и компенсации морального вреда носят производный характер, вследствие чего удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ильина А.И. к Моркинскому отделению – филиала Федерального государственного казенного учреждения «Отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл» и Федеральному государственному казенному учреждению «Отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты и морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 13 ноября 2020 года.