Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2906/2019 ~ М-2894/2019 от 26.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

с участием: представителя истца Карабановой Е.А., действующей на основании доверенности от 20.06.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2906/19 по исковому заявлению Хужаниезовой Зои Петровны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", и об обязании присвоить звание "Ветеран труда",

установил:

Истец Хужаниезова Зоя Петровна обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития ХМАО — Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", и об обязании присвоить звание "Ветеран труда".

Требования истец мотивировала тем, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005. № 103-п. Просит признать отказ незаконным, возложить на ответчика обязанность присвоить ей звание "Ветеран труда».

Представитель истца Карабанова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, на удовлетворении настаивает.

Истец и ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела в отсутствие истца и ответчика.

Суд, заслушав представителя истца Карабанову Е.А., проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, согласно записей трудовой книжки общий стаж работы истца составляет более 20 лет.

09.06.2000 года истец Хужаниезова Зоя Петровна награждена значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России".

Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п, отсутствует указанная награда (письмо Департамента социального развития ХМАО — Югры № 15-Исх-3082 от 04.03.2019 года (протокол № 7 от 27.02.2019 года ).

Как следует из данного ответа, указанное основание является единственным препятствием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".

Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

Федеральным законом от 22.08.2004. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.

Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:

1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;

2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994. № 442.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

Во исполнение приведенных требований федерального законодательства пп. 2 п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006. № 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В целях реализации названного Закона Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005. № 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, нагрудные знаки, значки, почетные звания автономного округа.

При этом в п.28 Приложения № 1, в редакции постановления Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2008 года № 285-п, предусмотрен ведомственный знак отличия в труде "За добросовестный труд в потребительской кооперации". Впоследствии на основании постановления Правительства ХМАО-Югры от 20.04.2012 года указанный пункт изменен на знак отличия "20, 25, 30, 40, 50 лет безупречной работы в потребительской кооперации".

Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде".

Как следует из положений ст. 1, ст. 31 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации", Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер.

Изложенное свидетельствует о том, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).

Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации от 26.07.2002. "О наградах Центросоюза РФ" утверждено Положение о значке "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п. 1 Положения).

Таким образом, судом установлено, что значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" присваивается за заслуги и достижения в труде.

Таким образом, под "ведомственными знаками отличия в труде" понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п. п. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым закон конкретизировал понятие "ведомство", прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006. № 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" не изменил основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995. № 5 - ФЗ.

Произошедшее изменение п.28 приложения № 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.06.2005. № 103-п, исключающее принятия знака "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более невыгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное "ограничительное" толкование норм Федерального закона от 12.01.1995. "О ветеранах", закона Тульской области 28.01.2007. № 797 - ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Таким образом, учитывая также и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 года № 479-О-П, совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995. № 2026-ВЯ/4276/1-30, письма Минтруда России от 07.10.1998. № 5635-КС, суд приходит к выводу о том, что применение термина "ведомство" исключительно к органам государственной власти не основано на законе, противоречит главной цели Федерального закона "О ветеранах", которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности к организации, в которой они выполняли свои трудовые обязанности.

При установленных обстоятельствах, награждение значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" Центросоюза Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому при наличии у истца трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным.

Таким образом, требования истца о присвоении ей звания "Ветеран труда", суд находит подлежащими удовлетворению.

В соответствии с правилами ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию возмещение государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ — ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░", ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░".

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ — ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ — ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-2906/2019 ~ М-2894/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хужаниезова Зоя Петровна
Ответчики
Департамент социального развития ХМАО-Югры
Другие
Киселев Сергей Владимирович
Суд
Ханты - Мансийский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Клименко Г.А.
Дело на сайте суда
hmray--hmao.sudrf.ru
26.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2019Передача материалов судье
26.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2019Дело оформлено
23.08.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее