Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3296/2023 ~ М-3164/2023 от 07.06.2023

        № 2-3296/2023

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Хабаровск                                    29 июня 2023 года

        Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе

        председательствующего судьи Савченко Е.В.,

        при секретаре судебного заседания Поддубной К.В.,

        с участием прокурора Лобода Н.А.,

        представителя ответчика Олейниковой О.В.,

        представителя третьего лица Маевской О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Шпакова Александра Григорьевича, к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств,

установил:

прокурор <адрес> обратился в Индустриальный районный суд <адрес> интересах Шпакова А.Г. с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Шпаковым А.Г. и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода Шпакова А.Г., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Шпакова А.Г. в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. За ДД.ММ.ГГГГ год с Шпакова А.Г. удержано 16 995,65 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год –17 802,27 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год –19 248,05 рублей, всего -54 045,97 рублей. В связи с изменением законодательства, предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальный услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 % пенсии получателя социальный услуг он составляет 75 % среднедушевого дохода получателя социальный услуг. В рамках длящихся правоотношений вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия её предоставления в соответствии с Федеральным законом № ФЗ-442 не могут быть выше размеров платы за предоставлением этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Отношения между Шпаковым А.Г. и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» являются длящимися и возникли до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг является для последнего ухудшающим условием. Просит обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги с Шпакова А.В. в размере, не превышающем 75 % пенсии; взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Шпакова А.Г. на номинальный счет, открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка «ФК Открытие» , незаконно удержанные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 54 045,97 рублей в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Впоследствии истец уточнил требования, согласно которым, просит: обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги с Шпакова А.Г. в размере, не превышающем 75 % пенсии; взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Шпакова А.Г. на номинальный счет, открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка «ФК Открытие» , незаконно удержанные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 475,33 рублей в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

В судебном заседании прокурор Лобода Н.А. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика Олейникова О.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав на пропуск срока исковой давности.

В судебном заседании представитель третьего лица Маевская О.Б. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В судебном заседании установлено, что Шпаков А.Г., ДД.ММ.ГГГГ.рожд.. является инвали<адрес> группы, получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также ежемесячную денежную выплату на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Шпаков А.Г. признан недееспособным.

Шпаков А.Г. является получателем социальных услуг в стационарной форме КГБУЗ «Хабаровский психоневрологический интернат» с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Шпаковым А.Г. заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Согласно пункту 9 указанного договора полная стоимость услуг составляет 43 279,08 рублей;размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ, который составляет 9 688,04 руб., а также при расчете на социальное обслуживание учитывается 75 % от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.

Материалами дела подтверждается, что с Шпакова А.Г. в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 475,33 рублей.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Шпакова А.Г. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Согласно статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 244 утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.

С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятие "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

В части 4 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Федерального законаот ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным закономот ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновьустанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая приведенные нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в стационарной форме, в том числе переходные положения, предусмотренные Федеральным закономот ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, суд приходит к выводу о том, что отношения между Шпаковым А.Г. и КГБУ «Хабаровскийпсихоневрологический интернат» являются длящимися и возникли до ДД.ММ.ГГГГ, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем с Шпакова А.Г. ответчиком неосновательно удержаны денежные средства за представленные социальные услуги в размере, превышающем 75 процентов пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 475,33 рублей.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем, представителем ответчика Олейниковой О.В. заявлено опропуске срока исковой давности, указав, что требования истца могут быть заявлены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52 216,08 рублей.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

На основании части 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Прокурор получил информацию по запросу в ДД.ММ.ГГГГ года, с настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежат взысканию с учетом срока исковой давностинезаконно удержанные денежные средства в размере 52 216 рублей 08 копеек в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суде заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором <адрес> требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.35 НК РФ бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств от уплаты государственной пошлины освобождаются, то государственная пошлина не может быть взыскана с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 2723036098, ░░░ 272301001, ░░░░ 03153129) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, (░░.░░.░░░░.░░░░., ░░░░.<░░░░░>, ░░░░░░░ ) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ «░░ ░░░░░░░░» , ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 52 216 ░░░░░░ 08 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                        ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2023 ░░░░.

2-3296/2023 ~ М-3164/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Шпакова Александра Григорьевича, д. 25.01.1952 г.р.
Ответчики
КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат"
Другие
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Савченко Е.В.
Дело на сайте суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
07.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
08.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Подготовка дела (собеседование)
26.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее