Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-561/2023 (2-3746/2022;) от 11.10.2022

УИД 77RS0002-02-2022-006756-59    

Дело № 2-368/2023 24 января 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи             Пановой А.В.

при секретаре                        Амендола В.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия в отношении железнодорожного вокзала станции Кандалакша, железнодорожных станций: <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Кандалакшский транспортный прокурор обратился в Басманный районный суд города Москвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожного вокзала на станции Кандалакша подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности железнодорожных вокзалов станций Кандалакша, Полярные Зори, Княжая, в ходе которой установлено, что до настоящего времени ОАО «РЖД» не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала Кандалакша. Прокурор указывает, что факты несоблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, что является недопустимым. Также прокурор просил возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожного вокзала на станции Кандалакша подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Определением Басманного районного суда г. Москвы от 01.06.2022 данное гражданское дело было передано на рассмотрение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу приложить к паспорту транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Кандалакша положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности и (или) копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.

Аналогичные иски были поданы Кандалакшским транспортным прокурором в отношении железнодорожных станций: Чупа <данные изъяты>

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, полагал, что требования прокурора не подлежат удовлетворению на основании возражений, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении дела не заявляло, направило в суд отзыв на исковое заявление, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.

Из материалов дела следует, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности железнодорожных вокзалов станций Кандалакша, Полярные Зори, Княжая, железнодорожных станций Мурманского центра организации работы железнодорожных станций, в ходе которой установлено, что до настоящего времени ОАО «РЖД» не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала Кандалакша, железнодорожных станций: Чупа, Полярный круг, Белое Море, Пояконда, Африканда, Пинозеро, Княжая, Полярные зори, Ручьи Карельские, железнодорожного вокзала станции Полярные Зори, железнодорожного вокзала станции Княжая.

Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положения Федерального закона 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию», постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Подпунктом «г» пункта 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Приложением к Требованиям утверждена типовая форма паспорта транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию. Согласно пункту 2 приложения к типовой форме паспорта, в случае участия подразделения транспортной безопасности к паспорту прикладывается положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, при привлечении подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.

Из возражений ответчика следует, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, устанавливают требования для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в зависимости от уровня безопасности.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

Исходя из положений Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3.

Аналогичные выводы были изложены в письме Федерального агентства железнодорожного транспорта от 4 мая 2022 г. № АИ-30/4454-ис «О разъяснении постановления № 1635».

Истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств объявления уровней безопасности № 2 или № 3 на заявленных им в исковых заявлениях объектов транспортной инфраструктуры. В настоящий момент на объекте транспортной инфраструктуры действует уровень безопасности № 1 (постоянно действующий), иных уровней безопасности не вводилось.

Учитывая, что в настоящий момент у ответчика как субъекта транспортной инфраструктуры отсутствует обязанность по образованию (формированию) и (или) привлечению подразделения транспортной безопасности, то и обязанность приложить положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, либо копию договора отсутствует.

Как указывает третье лицо в своем отзыве на исковое заявление в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Согласно разделу 5 указанного Положения в компетенцию Росжелдора входят вопросы обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Росжелдоре Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", в установленной сфере деятельности.

Основанием для включения конкретного объекта транспортной инфраструктуры в реестр является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации (пункт 8 Порядка ведения Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 15.09.2020 № 377).

В соответствии с установленным порядком заявленные прокурором объекты транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции Кандалакша, железнодорожные станции: <данные изъяты>

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. При этом, в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 обязан обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с пунктом 8 Требований обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

Привлечение подразделений транспортной безопасности при сохранении на объекте транспортной инфраструктуры уровня безопасности № 1 Требованиями не предусмотрено.

Таким образом, суд полагает, что при указанных обстоятельствах заявление истца о выявленных нарушениях требований законодательства о транспортной безопасности не подкреплено допустимыми доказательствами. Предположение истца о невозможности в установленный Требованиями срок при повышении уровня угрозы исполнить обязанности возложенные Требованиями по обеспечению патрулирования и осмотра объекта транспортной инфраструктуры подразделениями транспортной безопасности при отсутствии информации в Паспорте безопасности сведений о данном подразделении не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, в виду отсутствия такой обязанности у ответчика в силу закона.

При таких обстоятельствах, а также учитывая отсутствие обязанности по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты заявленных прокурором объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, а также позицию третьего лица по данному делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании приложить к паспорту транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Кандалакша положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности и (или) копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Кандалакшскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение в окончательной форме принято 03 марта 2023 года

2-561/2023 (2-3746/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кандалакшский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Другие
Федеральное агентство железнодорожного транспортиа
Суд
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Панова А. В.
Дело на странице суда
kbs--spb.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее